29 мая 2010, 00:19

Самые знаменитые носки

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Вам еще не надоела эпическая сага о названиях американских клубов? Тогда получите продолжение. Кто бы мог подумать, что такие тривиальные вещи, как носки, смогут стать великим спортивным брендом?! Но ведь смогли! А вместе с ними - множество других предметов одежды и амуниции.

Цвета клубной формы - одна из святынь болельщицкого бытия. Не будь у любимого коллектива своей собственной цветовой гаммы - и мы были бы свободны в выборе любых без разбора "роз", а не строго определенного колеру. Не уверен, что наше общество готово к такой анархии.

Впрочем, если такие гиганты как "Спартак", "Динамо" и ЦСКА всегда имели свой фирменный окрас, то в гардеробе у менее именитых клубов до последних времен как правило царил беспредел. "Футболки цвета электрик, трусы белые" - повествовал о форме ленинградского "Зенита" футбольный справочник за 1983-й год. Ваш будущий корреспондент мог лишь тупо смотреть на экран телевизора, где игроки любимой команды бегали в обычнейших синих фуфайках, и не понимать, кто такой этот электрик и какого он должен быть цвета. А совсем уж глухая провинция и вовсе одевалась во что отечественная легкая промышленность пошлет.

В Америке о сакральном значении хромо-брендинга догадались более чем за сотню лет до изобретения этого термина (который был изобретен только что - мною). Более того, некоторые американские клубы не просто закрепили за собой определенный цвет одежды, но и увековечили его в собственном названии. А началось все не более и не менее как с самого первого профессионального клуба в американской истории.

Бейсбольная команда "Цинциннати Ред Стокингз" стала платить своим игрокам в 1869 году, который вообще был монументальным для мирового спорта. В этом же году по одну сторону Атлантики были наконец-то упорядочены правила игры в Association Football (или, как ее называли любившие сокращения английские студенты, "соккер"), а по другую - сыгран первый матч в тот вид футбола, который ныне называется американским.

Название клуба из Цинциннати было столь же любопытным, как и его профессиональный статус. Дело в том, что бейсболисты в те лохматые годы обычно играли в белых рубашках и брюках - наподобие игроков в крикет (те, правда, еще и нашивали цилиндры). Высокие носки, "гетры", были в новинку, так что внешний вид цинциннатийцев впечатлял - короткие шаровары с чулками ярко-красного цвета. Именно из-за них команду и стали называть "Ред Стокингз" - "Красные чулки".

"Ред Стокингз" считаются прародителями двух современных клубов - "Бостон Ред Сокс" и "Цинциннати Редс". В 1871 году команда перебралась из Цинциннати в Бостон и стала называться "Бостон Ред Стокингз", после чего несколько раз меняла названия. Сейчас это - "Атланта Брейвз", и об этом клубе мы уже рассказывали в третьей части сериала. Однако в 1901 году в Бостоне был основан еще один клуб, который, испробовав несколько названий ("Бостонцы", "Фасолееды", "Американцы", "Пилигримы"), в итоге остановился на овеянных легендой "Чулках". После чего газетчики сократили "Стокингз" до "Сокс" ("Носки"), поскольку это лучше вписывалось в заголовки.

Современный же клуб "Цинциннати Редс" был основан в 1882-м, тоже назван в честь прародителя и тоже впоследствии переименован газетчиками. На этот раз - просто в "Красных". Как нетрудно догадаться, это название было чревато для команды неприятностями во время печально известной эпохи "маккартизма" - охоты на коммунистических ведьм, предпринятой в США в 1950-е годы. Дошло до того, что "Редс" был переименован в "Редлегс" ("Красноногие"), чтобы никто, не приведи господь, не заподозрил бейсболистов в чтении переписки Энгельса с Каутским. В 1958 году историческое название вернули, благо одиозный сенатор Маккарти - великий борец с коммунистами - к тому времени уже помер от алкоголизма.

Впоследствии внешний вид игроков "Цинциннати Ред Стокингз" (рубашка с короткими рукавами, никерсы и гетры до колен) стал стандартным в бейсболе. При этом белый цвет домашней формы тоже сохранился, так что главной отличительной особенностью каждого клуба были гетры и кепки. Что и отражалось в названиях команд. Так появились на свет "Чикаго Уайт Сокс" и "Сент-Луис Кардиналс". С первыми все понятно - "белые носки" (хотя сейчас команда почему-то выступает в черных гетрах), а вот у вторых название поглубже.

"Кардинал" - это не только высокопоставленный церковник и кровный враг Портоса, это еще и название яркого оттенка красного цвета. Именно в таких гетрах играла команда из Сент-Луиса, за что и получила свое название. Кардиналами, однако, называют еще и род птиц, обитающих в Северной Америке - из-за ярко-красного оперения. Именно поэтому на "Сент-Луис Кардиналс" изображена алая птаха, сидящая на бейсбольной бите.

Оттуда же растут крылья и у футбольного клуба "Аризона Кардиналс". Эта команда была основана на заре XX века в Чикаго и названа в честь секонд-хэндовой формы, однажды приобретенной основателем клуба Крисом Обрайеном. Футболки ранее принадлежали команде Университета Чикаго и успели выцвести, став из бордового бледновато-красными. Обрайен, однако, немедленно провозгласил этот цвет "кардинальным". Сейчас футболисты из Аризоны носят вполне себе ярко-красную форму, а на их шлемах красуется изображение головы все той же птицы-кардинала.

А вот команде Стэнфордского университета, тоже играющей в ярко-алой форме, ассоциировать себя с птахами не захотелось, по каковой причине ее название пишется в единственном числе - "Стэнфорд Кардинал". Такого же рода прозвище и у команд Сиракузского университета - "Сиракьюз Орандж". Раньше они назывались "Оранджмен" ("Оранжевые люди"), но поскольку слово "мен" также означает и "мужчины", сие было сочтено неполиткорректным по отношению к спортсменкам из женских команд.

В честь цвета формы нарекли и бейсбольный клуб "Торонто Блю Джейз", хоть на первый взгляд это и птичье название - "Синие сойки". Торонто действительно известен своим многочисленным пернатым сословием (в том числе и сойками), но слово "синие" в названии относится к традиционному цвету спортивных команд города. Хоккеисты из "Мейпл ливз" играют в синих свитерах (более того, команда раньше называлась "Блюшёртс" - "Синие рубашки"), а спортсменов Университета Торонто называют "Варсити Блюз" ("Университетские синие").

Чуть более занятная история у названий двух других "синих" команд - "Виннипег Блю Бомберз" из канадского футбола и "Коламбус Блю Джекетс" из американского хоккея. Канадские футболисты поначалу называли себя довольно пресно - "Виннипег". Но в 1936 году, после победы в Кубке Грея, когда в Штатах главной спортивной знаменитостью был боксер Джо Луис по прозвищу "Коричневый бомбардировщик", кто-то из журналистов окрестил клуб "Синими бомбардировщиками западного футбола". В честь синих маек, естественно.

Что касается хоккеистов из Коламбуса, то их название стало предметом мучения находящейся не в курсе российской прессы. Нет, они не "пиджаки". И не "жакеты". И не пуловеры с кашемировыми шушунами. Команда названа в честь формы одежды солдат армии Севера в Гражданской войне США 1861 - 1865 г.г. Cеверяне (янки) воевали в темно-синих кителях, южане (конфедераты) - в серых. Вы знаете армию, солдаты которой лезут в окопы в пиджаках и жакетах? Я тоже не знаю.

Штат Огайо до сих пор гордится тем участием, которое он принял в Гражданской войне. Во-первых, он поставил больше солдат в армию Севера, чем любой другой штат. Во-вторых, виднейшие генералы северян, Улисс Грант (будущий президент США) и Уильям Текумсе Шерман (спаливший дотла Атланту - событие, увековеченное в названии другого клуба НХЛ - "Калгари Флеймз") были родом из Огайо, а генерал от кавалерии Филип Шеридан, практиковавший тактику "выжженной земли", вырос в этом штате. Из Огайо были также Эдвин Стэнтон, военный секретарь администрации Линкольна, и генерал-майор Джордж Кастер, романтический герой, снискавший себе потом дурную славу в войнах с индейцами сиу. В-третьих, эти самые темно-синие куртки, при виде которых южные плантаторы бросали свои фазенды и бежали в леса, шились именно в Коламбусе. Вот так. "Синие мундиры". Можно "Синие куртки". Можно даже "Синие кители". Если очень хотите, то можно "Синие шинели". Но ничего больше нельзя. Точка.

Слава МАЛАМУД, Вашингтон

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости