От Харламова до Пеле. Зачем смотреть фильмы о спорте?
И тем не менее, на рынке постоянно появляются спортивные киноновинки. А некоторые из них – вспомните "Легенду № 17" или "Чемпионов" – еще и сходят с экранов, формируя информационные тренды. Именно поэтому мне пришла в голову эта странная мысль – изучить самые раскрученные спортивные фильмы, сформулировать свою оценку и поговорить со спортсменами – а что они сами думают?
ЛЕГЕНДА №17 (РОССИЯ, 2013)
СЮЖЕТ: ИЗ БОЛЬНИЦЫ – В МОНРЕАЛЬ
Фильм рассказывает историю Валерия Харламова, великого советского хоккеиста, с которым сборная СССР одержала победу в Суперсерии-72 с Канадой. Перед тем, как спортсмен попал в ЦСКА, а затем в сборную, ему пришлось преодолеть немало трудностей: переезд из-за Анатолия Тарасова в Чебаркуль, нападки со стороны ветеранов, изнурительные ночные тренировки. Но самым тяжелым испытанием была авария. Диагноз врачей: о профессиональном спорте и речи быть не может. И все же характер, сила духа и физические истязания сделали свое дело – Харламов вместе с командой отправился в Монреаль и добыл в жесткой борьбе с канадскими профессионалами победу для своей страны.
МНЕНИЕ АВТОРА
Давайте обговорим сразу: это ненастоящая история Харламова. В интернете можно найти целые исследования о том, что в "Легенде" не соответствует историческим фактам. Наша задача в другом – понять, стоит ли этот фильм вообще смотреть.
Ответ прост: его нельзя назвать вершиной кинематографического искусства, но посмотреть интересно. Это кино о патриотизме, любви к спорту, упорстве и силе личности.
О главном актере Даниле Козловском мнения расходятся. Многие в восторге от его игры. Хотя по мне – ему больше подходит образ сладкого парня из "ДухLess", чем целеустремленного хоккеиста со сложной судьбой. А вот отдать Олегу Меньшикову роль жестокого Анатолия Тарасова – это лучшее решение создателей. То, как актер передает эмоции и характер тренера, выше всяких похвал. Этот фильм стоит смотреть хотя бы ради Меньшикова.
МНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ
Татьяна ТАРАСОВА: "БОЯЛАСЬ СМОТРЕТЬ НА ЭКРАН. КАЗАЛОСЬ, БУДТО ПАПА ЗДЕСЬ…"
Недавно 70-летний юбилей справляла легендарный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова – дочь Анатолия Тарасова. В праздничном интервью моему коллеге по "СЭ" Игорю Рабинеру она так высказалась об этой картине:
– Знаете, столько безобразных фильмов сделали об отце... В одном мама пьет не закусывая. Папа все время в качестве какого-то зверя выступает. В день премьеры мне позвонила Нина Зархи (кинокритик, завотделом зарубежного кино журнала “Искусство кино”. – Прим. И.Р.), и ей вообще заявила: “Не поеду”. А она ответила: “Моя подруга была утром на журналистском показе. Иди спокойно”.
И Миша Куснирович сказал: “Ни на чем не настаиваю. Только прошу тебя приехать ко мне в ГУМ”. А я его слушаюсь.
– В итоге вы все-таки поехали.
– Да. И очень благодарна, что испытала... такое. В конце боялась даже на экран смотреть. Мне казалось, будто папа – здесь. Это и называется великой силой искусства.
Жаль, что они ко мне не обратились. Думаю, что можно было сделать его абсолютно похожим. Ведь у Олега Меньшикова в лице есть то, что было у отца в молодости. Но они позвонили, когда практически все сделали, позвали на съемочную площадку. Спросила: “Зачем? У вас же все сделано. Не пойду”.
Но это не важно. Потому что в итоге я ему (режиссеру Лебедеву. – Прим. И.Р.) позвонила и поблагодарила. И Меньшикову – тоже. Видимо, он просто понял, что папа за человек. А ведь по большому счету никто этим никогда не интересовался. Каждая его клетка была направлена на служение флагу. И для него это – Отечество, и это не было придумано. Так мы жили.
Борис МИХАЙЛОВ: "ХОРОШИЙ ФИЛЬМ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ"
А вот какое мнение мне высказал другой наш великий хоккеист, партнер Харламова по легендарной тройке в сборной СССР Борис Михайлов:
– Мне фильм понравился! Рассматриваю его исключительно как художественное кино про хоккей для воспитания молодого поколения. Харламов был великим и достиг таких результатов за счет огромного труда. Мне понравилось, как режиссер поставил фильм с художественной и воспитательной точки зрения. И подбор актеров – хороший. Они сыграли очень здорово: и Тарасова, и партийного работника, и отца Харламова…
ЧЕМПИОНЫ: БЫСТРЕЕ. ВЫШЕ. СИЛЬНЕЕ (РОССИЯ, 2016)
СЮЖЕТ: ТРИ ВЕЛИКИХ
В фильме рассказываются три параллельные истории успеха русских спортсменов: гимнастки Светланы Хоркиной, пловца Александра Попова и борца Александра Карелина.
Например, у Хоркиной с детства талант к гимнастике и упорный характер. Но позже сверстницы и тренеры начинают в ней сомневаться – из-за слишком высокого роста для этого вида спорта. Несмотря ни на что, Светлана продолжает вкалывать и выигрывает множество титулов, включая два олимпийских золота.
Второй главный герой – Александр Попов. Он все свое время посвящает плаванью, готовясь к серьезным стартам. Вся жизнь в воде – ему не нужен никто: ни друзья, ни семья… Но все меняется после ножевого ранения – врачи неуверенно мотают головой на вопрос о возвращении в профессиональный спорт. После этого кошмара Попов начинает по-другому относиться к жизни, у него появляется жена и ребенок. А вместе с ними и большой успех – он 4-кратный олимпийский чемпион, а также многократный чемпион мира и Европы…
Александр Карелин появляется на экране уже в статусе непобедимого борца из Новосибирска. Во время одного из поединков Сан Саныч получает ушиб ребра. Несмотря на запрет врачей, он едет на турнир вместе со своей командой. Судьба сводит Карелина с одним журналистом. И эта встреча становится очень важной – спустя несколько лет репортер налаживает свою личную жизнь и становится успешным писателем. Последний бой, показанный в фильме, Карелин не выигрывает, однако, он уходит непобежденным.
МНЕНИЕ АВТОРА
Это три удивительные, а главное реальные истории невероятно сильных духом спортсменов. Картина сочетает в себе все необходимые составляющие успешного кино: пафосный сценарий, интересная режиссерская работа, классный подбор актеров, каждый из которых очень похож на своих героев. Кристина Асмус, Сергей Бордарчук и Евгений Пронин прекрасно вжились в роли и передали своей игрой настоящие переживания российских чемпионов.
При всех достоинствах фильма сюжет с Карелиным как будто выбивается из общей задумки. Мы не видим историю успеха борца и то, как он шел ко всем своим званиям. Зато наблюдаем изменения в жизни журналиста после встречи с Сан Санычем. Складывается ощущение, что история показывает путь успеха репортера, но никак не спортсмена.
МНЕНИЕ СПОРТСМЕНА
Александр КАРЕЛИН: "АКТЕР ПОХОЖ НА МЕНЯ – МОЛЧАНИЕМ И УШАМИ"
Долго думать к кому из спортсменов обратиться за мнением по этому кино я не стала. И набрала номер легенды – самого Александра Александровича Карелина:
– Хороший фильм! Мне понравилось, что я нахожусь в столь лестной для меня компании Александра Владимировича и Светланы Васильевны (Попова и Хоркиной. – Прим. "СЭ"), это удивительные люди. Горжусь тем обстоятельством, что я не просто знаком с ними, я был частью одной команды – сверхкоманды, суперкоманды сборной нашей страны.
– А что скажете про актера Сергея Бондарчука, который сыграл вас? Узнали в нем себя?
– Да, он похож на меня. Своим немногословием. И большими ушами тоже. А вообще, актер старался, и у него получилось.
– История с журналистом реальна?
– Скорее, это собирательный образ, но такие моменты были в моей жизни.
ЖЕРТВУЯ ПЕШКОЙ (США, 2014)
СЮЖЕТ: ФИШЕР СХОДИТ С УМА
Сюжет фильма завязан на становлении личности американского шахматиста Бобби Фишера, его детстве и внутренних переживаниях. Фильм начинается с истории о маленьком мальчике, который проявляет талант к шахматам и ненависть к проигрышам и, в особенности, "ничьим". В конце картины перед нами уже – взрослый и успешный шахматист, у которого есть советник, агент и единственный соперник.
Вторая часть фильма посвящена матчу в Рейкьявике за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года между Бобби Фишером и Борисом Спасским и тому, как на фоне желания выиграть Фишером овладела паранойя.
МНЕНИЕ АВТОРА
Художественного здесь явно больше, чем реального. Фильм отражает важнейшее в истории шахмат событие – чемпионат мира по шахматам 1972 года. Попавшая на период холодной войны игра была неофициально названа "Третьей мировой на шахматной доске" и привлекла немало зрителей и журналистов со всего мира. Однако слишком большой акцент делается не столько на самом событии, сколько на психологическом состоянии американца. Начиная с самого детства и вплоть до самой игры Фишером овладевает паранойя, которую сценаристы не постеснялись приукрасить. К тому же, некоторые моменты были откровенно затянуты.
Что же касается актерской игры – она радует глаз. Слетевший с катушек американец в лице Тоби Магуайра, Питер Сарсгаард в роди выдержанного священника, Майкл Сталберг как лицемерный агент и крутой русский Лив Шрайбер. Игра каждого – это новая причина, почему фильм смотреть стоит.
МНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ
Сергей КАРЯКИН: "ФИШЕР СУМАСШЕДШИЙ? А БЕЗ ЭТОГО НЕ БЫВАЕТ ГЕНИАЛЬНОСТИ"
Сергей Карякин – сейчас наш самый знаменитый и титулованный действующий шахматист. Вот его мнение и о кино, и о гениальности шахмат:
– Мне очень понравился фильм, несмотря на то, что часто от шахматистов я слышу негативные отзывы о нем, – сразу заявил Карякин. – Для простого обывателя это суперинтересная история. И неважно, что шахматная Олимпиада была перепутана с другим турниром – хотя можно было сделать и профессиональней. Но в целом то, что Голливуд снял фильм про шахматы, я считаю наивысшим достижением. Пусть таких фильмов будет больше.
– Как вам актеры?
– Мне очень понравился Борис Спасский внешне и как он держался. Актер сыграл его очень неплохо (Лив Шрайбер. – Прим. "СЭ"). Фишера, конечно, Тоби Магуайр сыграл тоже нормально, но можно было подобрать Фишера и пореальнее. В жизни он все-таки был более высокого роста и к тому же был не таким дерганым, как его показали. К слову, Спасскому фильм очень не понравился.
– Бобби Фишер на вопрос "Что в шахматах главное?" отвечает: "Когда ты уничтожаешь эго противника. Противник ломается в тот момент, когда осознает, что проиграл". Что по-вашему главное в шахматах?
– Здесь главное борьба. Любой шахматист действительно очень эгоистичен, потому что слишком много сил тратит на свою подготовку. Шахматы – сложный вид спорта. Чтобы стать сильнейшим из миллионов людей, должно совпасть много факторов: талант, работоспособность, физическая подготовка, и даже люди, которые тебя окружают. Поэтому естественно, когда преодолевается столько путей и ты оказываешься на вершине, у шахматиста оказывается небольшое ощущение – с которым я тоже иногда борюсь – что весь мир крутится вокруг тебя. Поэтому Фишер в чем-то прав, ведь самое больное, что ты можешь испытать – это поражение. Шахматы – это война за доской, и твоя задача, как на любой войне, – уничтожить противника. Поэтому после поражения бывают такое, что ты просто не можешь встать с кровати, не спишь ночью, и это сводит тебя с ума.
– Фишером овладела паранойя. Почему так часто случается, что самые гениальные люди - сумасшедшие?
– Нынешнее поколение шахматистов спокойнее относится к конкуренции, но раньше – такое часто случалось – многие заканчивали жизнь в психиатрической клинике. Как пример, первый чемпион мира Вильгельм Стейниц. И подобных шахматистов, которые не отличались устойчивой психикой, можно назвать десятки. Но без этого не бывает такой гениальности. На это можно с разных углов посмотреть. Кто-то считает сумасшедшим Фишера, а для кого-то Фишер – нормальный, а сумасшедшие все остальные.
- В фильме Фишера сравнивают с да Винчи, потому что он отказался от стандартных ходов в игре со Спасским. Существуют ли сегодня такие стратегии, которые еще не придуманы?
– Это всего лишь элемент художественного фильма. На самом деле все зависит от тяжелой предварительной подготовки. После первых четырех ходов возможны миллиарды вариантов продолжения. После того, как компьютеры пришли в мир человека, импровизировать за доской становится все труднее. Возможно, во времена Фишера все так и было, но в современных шахматах все уже по-другому.
СПАССКИЙ В УЖАСЕ
В этом году Спасскому исполнилось 80 лет. Он – старейший среди ныне живущих чемпионов мира по шахматам. В прошлом году Борис Васильевич стал героем рубрики "СЭ" "Разговор по пятницам". Естественно мои коллеги Юрий Голышак и Александр Кружков спросили его и про фильм "Жертвуя пешкой".
– Фильм оказался слабенький, – грустно вздохнул Спасский.
– Что не понравилось?
- Моя память все хранит, я еще жив. А там – игра, актерство. Какой-то заменитель! Настолько все искусственное…
– Актер похож на вас?
– Я ничего не заметил!
– Актер, который играет Фишера, похож?
– Тоже мимо. Этот глазами вращает, но Фишер-то – другой! Рост, мимика, поведение… В фильме нет интриги, упущено главное – как я согласился продолжать матч. Мог ведь все прекратить, уехать победителем!
ГОНКА (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, США, 2013)
СЮЖЕТ: НЕ НА ЖИЗНЬ, А НАСМЕРТЬ
Пилоты "Ф-1" Ники Лауда и Джеймс Хант – представители абсолютно разных пород гонщиков. Первый – дисциплинированный австриец-одиночка, готовый лишь на 20% риска. Второй – несдержанный англичанин-ловелас, который выкладывается на трассе каждый раз как в последний, рискуя на все 100%. Они встречаются еще молодыми парнями и оба проходят путь до званий чемпионов мира. Первым этот титул завоевывает Ники Лауда.
Гонка Гран-при Германии становится судьбоносной для обоих пилотов: Лауда попадает в аварию и получает тяжелые ожоги, а Хант набирает очки и выходит на лидирующие позиции. Несмотря на сильные увечья, Лауда решает участвовать в Гран-при Японии, однако, из-за сильного дождя, вспоминает о предыдущей гонке и добровольно сходит с дистанции, проехав лишь два круга. В этот раз чемпионом мира становится Джеймс Хант.
Какое-то время спустя Хант бросает гонки и становится телеведущим, а Лауда вновь завоевывает титул чемпиона мира.
МНЕНИЕ АВТОРА
Кто-то называет их бунтарями, психами и ненормальными, кто-то – мечтателями. Их привлекает невероятная скорость, контроль ситуации и ощущение близкой смерти. Речь идет о гонщиках "Ф-1".
Этот фильм шикарный – для людей далеких от автоспорта. И неплохой – для профессионалов. Личные истории двух пилотов – Ники Лауды и Джеймса Ханта – настолько захватывают, что ты не можешь определиться, чью же сторону занять. Но акцент часто смещается со спорта на светскую жизнь.
Пару слов об актерах. Даниэль Брюльидеально подходит на роль Ники Лауды – черты лица, телосложение, мимика отлично совпадают с его прототипом. И даже Крис Хемсворд, несмотря на внешнюю несхожесть с Джеймсом Хантом, хорошо перенял его образ и сумел вжиться в роль.
МНЕНИЕ СПОРТСМЕНА
Роман РУСИНОВ: "ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРИЛИЧНЫЙ ФИЛЬМ О ГОНКАХ"
Российский гонщик, победитель чемпионата мира по автогонкам на выносливость, чемпион международной серии Ле-Ман, тест-пилот "Ф-1" рассказал мне и о фильме, и о жестком мире гонок:
– Фильм очень хороший фильм. Причем если брать кино про гонки, то это единственный приличный из всех. Пока больше таких нет.
– "Чем ближе к смерти, тем острее чувствуешь жизнь", - говорится в фильме. Согласны?
– Да, это правда. Мы рискуем каждый день, поэтому в жизни для себя максимально пытаемся использовать время. У тех людей, которые занимаются гонками, нет времени, которое они просто прожигают. Тебе постоянно нужно прогрессировать, идти вперед. Ты очень медленно поднимаешь наверх и очень быстро падаешь вниз.
- "Чтобы стать чемпионом, недостаточно быть быстрым. Тут важно все", - говорит герой Ники Лауда…
– Иногда для того, чтобы выиграть, нужно наоборот быть медленнее. Необходимо просчитывать не только каждый шаг, но и смотреть на несколько шагов вперед, анализировать и уметь подстроиться под команду. В гонках слишком много элементов, которые могут пойти не так. Возьмем Ле-Ман в 2013-м. Мы лидировали и должны были выиграть гонку как минимум в один-два круга, но у нас сломалось освещение номерного знака. И мы потеряли более шести минут, чтобы заменить подсветку. В итоге – уступили. А недавно мы получили пенальти за превышение скорости и потратили более пяти минут, при этом от победы нас отделила всего лишь минута. Однако в 2015 году наша команда смогла выиграть чемпионат. И это несмотря на то, что у нас машина была медленнее, чем у конкурентов. Мы были сильнее и работали лучше. Так что только скорости для победы точно не хватит.
- Существует два вида спортсменов: те, кто уходит на пике карьеры, как Джеймс Хант, и те, кто как Ники Лауда, посвящает гонкам почти всю жизнь. Как, по-вашему, поступать правильнее?
– Часто это не выбор спортсмена, а сложившаяся ситуация. Например, Шумахер уходил и возвращался. Мне очень нравится фраза из фильма "Ле-Ман" 1971 года: "Гонки – это жизнь. Все, что до этого, или после – лишь ожидание".
ПЕЛЕ: РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ (США, 2016)
СЮЖЕТ: ЛЕГЕНДА ИЗ ТРУЩОБ
Множество талантов со всего мира так и не стали величайшими футболистами. Кому-то мешала бедность, кому-то – травмы, а в кого-то просто не верили родные и близкие. Пеле сумел выбраться из трущоб и уже в 17 лет попал на чемпионат мира в составе бразильской сборной.
Картину можно разделить на два этапа. Сначала в фильме показывается детство Пеле, окружение и становление характера. Затем рассказывается история о том, как уже успешного футболиста пытались заставить играть по европейским стандартам, запрещая использовать технику джинги (традиционный африканский стиль игры, появившийся из капоэйры). Наставления отца и мистера де Брито, вера в себя и свои силы – вот что не только спасло талант бразильца, но и сделало его лучшим игроком в истории мирового футбола.
МНЕНИЕ АВТОРА
Эдсон Арантисду Насименту, также известный как Пеле – единственный футболист в мире, три раза становившийся чемпионом мира. Фильм показывает, как благодаря вере в себя и сильному желанию в бедном бразильском быту родилась и выросла мировая звезда.
Это отлично снятая картина с красивой историей, основанной на реальных событиях. Съемка и цвета как будто переносят в бразильскую реальность со своим колоритом, где главный герой – сначала мальчик, затем подросток – идет по пути успеха.
Однако даже самому преданному фанату футбола некоторые сцены покажутся слишком затянутыми. Например, когда совсем юный Пеле с друзьями играет во дворе в мяч. Или фрагмент, когда отец Пеле учит подростка футбольной технике на спелых фруктах с дерева.
МНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ
"ПЕЛЕ? НЕ СЛЫШАЛ"
Честно говоря, это неожиданность. Мы обзвонили около 30 футболистов и тренеров, но ни один об этом кино ничего не слышал. Мы даже попробовали обратиться к бразильцам, которые выступают в РФПЛ. Но и они не смотрели картину.
И это при том, что у фильма довольно высокие рейтинги и отличные отзывы на всевозможных киношных сайтах.
Почему так произошло? То ли картина была плохо раскручена, то ли Пеле – не та фигура, которая может зацепить спортивную аудиторию. Например, я уверена, что фильм о Марадоне точно посмотрели бы все – этот плохой парень (в отличие от очень правильного Пеле) всегда вызывал интерес у публики – как спортивной, так и светской.
А жаль. Ведь фильм действительно стоит того, чтобы потратить на него два часа своей жизни.
Валерия КИРИЕНКО