Олег Меньшиков: "Готов стать режиссером церемонии открытия Игр в Сочи"
VANCOUVER-2010
Народный артист России, популярный актер театра и кино Олег Меньшиков интервью дает крайне редко, да и то исключительно для глянцевых журналов. Но на этот раз он сделал исключение.
Лев РОССОШИК
из Ванкувера
Эта встреча состоялась в гостиной BoscoSport, что расположилась на втором этаже самого популярного сегодня в Ванкувере места под названием "Сочи 2014 Русский дом", и Олег Евгеньевич был на удивление откровенен. Видимо, ему просто захотелось поделиться впечатлениями от увиденного на Играх.
- Ваше имя никогда не фигурирует в разделах светской хроники, вы не любите тусовок. Однако для больших спортивных раутов - таких, как Олимпийские игры, - делаете исключение. Но даже при этом стараетесь как можно меньше общаться с журналистами. Ведь так?
- Ответ готов: к спорту у меня давнишняя любовь, а к тусовкам совершенно противоположное чувство - нелюбовь. И тоже давнишняя. Я не противник общения, вовсе нет. Но мне становится нехорошо от большого количества людей вокруг. Потому что все они - люди эти, завсегдатаи тусовок, - вовсе не искренние.
Тогда как на Олимпийских играх все наоборот - даже в окружении огромного числа болельщиков чувствую себя комфортно и уютно. Здесь совсем другая аура. Спорт - великая штука. Кстати, неожиданно для себя самого я стал спортивным человеком и теперь регулярно играю в футбол.
- В Лужниках, если не ошибаюсь? Где-то читал об этом.
- Да, в Лужниках - два раза в неделю. И с каким удовольствием! Даже трудно сказать, что для меня теперь важнее - спектакль или футбольный матч, в котором я сам принимаю участие. Потом - обязательная баня. Как Володя Ильин говорит: "Вот она - настоящая светская жизнь!"
А еще со спортом меня связывает шеф Bosco Миша Куснирович. Мы познакомились случайно, но быстро поняли друг друга. Приятно, что он позвал меня на Игры. (После паузы.) Черт его знает, но такого как здесь, не ощущаешь нигде. По большому счету меня нельзя причислить к патриотам своей страны. Я ее люблю, безусловно. Но в спортивной, точнее - в олимпийской обстановке я становлюсь патриотом. Думаю, правда, что не мне одному это свойственно.
* * *
- Можно ли сказать, что вы - спортивный человек?
- Знаете, я никогда серьезно не занимался спортом. Но всегда поддерживал своего отца, офицера, который всю жизнь болел за ЦСКА. Любил чертить таблицы розыгрыша в начале футбольного сезона, а потом проставлял в клеточки результаты матчей. То же самое делал и перед чемпионатами мира по хоккею, потому что тот хоккей - на рубеже шестидесятых-семидесятых - меня не просто увлекал, а потрясал: сами помните, какие тогда были исполнители. Уникальные! Но причислить меня к спортивным детям было нельзя. И лишь потом, совершенно неожиданно, в мою жизнь вошел теннис. Еще позже - футбол.
- Это произошло уже после школы?
- Гораздо позже. Не только после школы, после института, вообще после 35 лет - именно так я обозначил бы отправную точку своих спортивных увлечений. Болельщиком, по большей части хоккейным, был, разумеется, как все в молодые годы. Но с возрастом интерес к хоккею пропал - в большей степени потому, что не стало прежних исполнителей. Зато по ТВ стали много показывать тенниса, и это меня привлекло. И, наконец, появился футбол. Мой футбол, который затянул. Кстати, мы играем даже международные матчи - нашими соперниками были представители Венгрии, Словакии.
- Неужели международные турниры проводите?
- Я вас приглашу, когда очередной будет. А еще у нас существует традиционное артистическое соперничество на футбольном поле между Москвой и Санкт-Петербургом. Однажды на матче в Питере какой-то парень представлял для зрителей всех игроков. Смотрит на меня и не верит своим глазам. Так и сказал на весь стадион: "Неужели это Меньшиков?" Он, похоже, не мог представить меня на поле.
- У вашей команды есть название, постоянный состав?
- Никакого названия нет. И партнеры мои меняются. Конечно, есть те, кто ходят постоянно, но их фамилии вам ничего не скажут.
- А как же вы собираетесь вместе?
- У нас есть координатор Никита Татаринков. Он обычно звонит накануне - в воскресенье или в среду (а играем мы по понедельникам и четвергам) и объявляет место и время встречи.
- Если я правильно понял, к активным занятиям спортом вы прикипели только в зрелые годы?
- Именно так. А в школе просто ни к чему не был способен. Слабаком был в физическом плане. Зато лидерскими замашками обладал. И вот, помню, на какой-то очередной школьной спартакиаде подговорил своих одноклассников, чтобы каждый подтянулся на турнике не больше трех раз. На столько и меня хватило бы, я рассчитал. И все ребята пошли у меня на поводу, хотя наверняка кто-то мог бы подтянуться гораздо больше, раз пятнадцать, наверное. В итоге победителей не оказалось. Как и побежденных.
* * *
- Вы себя относите к категории активных болельщиков?
- Настя (супруга Меньшикова, которая какое-то время присутствовала при нашем разговоре и даже вставляла реплики. - Прим. Л.Р.) не даст соврать: на трибуне, когда вокруг флаги и все скандируют, когда идет жаркая битва, я болею изо всех сил. Хотя что-то тормозит внутри: "Олег, успокойся, тебе уже 50 лет, куда ты подпрыгиваешь, зачем орешь: "Рос-си-я! Рос-си-я! Одумайся!" Но я все равно не могу себя сдержать - заводит атмосфера спортивного действа.
Я понял одно: Олимпиада разрушает наши внутренние стереотипы, привычные установки. Готов повторить: я терпеть не могу все эти сообщества тусующихся людей, одних и тех же. А здесь меня ничего не сдерживает. Могу спокойно отреагировать на незнакомых соседей по трибуне...
- ...которые лезут обниматься после каждого гола. Бр-р-р, - это уже реплика Насти.
- Как вы отреагировали на тот факт, что Сочи стал столицей следующей Белой Олимпиады?
- Это очень хорошо, здорово. Правда, я не очень осознаю, какой "навар" все мы будем с этого иметь.
- А как же невероятный престиж для города, для всей страны...
- Понимаете, мало кто сегодня, кроме россиян, что-нибудь толком знает об Играх в Сочи. Вот были мы не так давно на Украине со спектаклем "1900". И там есть такая шутка по тексту про Олимпиаду-2014, после которой зрители должны смеяться. Но - никакой реакции, тишина. Никто ничего не знал про Игры в Сочи и, соответственно, не понимал, о чем шла речь. Так что мне предложили поменять эту реплику - вместо Сочи сказать про футбольный чемпионат Европы-2012, который своей половинкой пройдет на Украине. И сразу - шквал аплодисментов. Вот это там знают и понимают.
- Вы были на церемонии открытия ванкуверских Игр. Вам понравилась?
- Такую же церемонию мы видели и в Пекине. Там, конечно, было помощнее. И все же у меня создалось впечатление, что все это шоу - не для тех десятков тысяч, что присутствуют на стадионе, а для миллионов фанатов у телеэкранов. Я лишний раз убедился в этом, когда посмотрел пекинское открытие еще раз по ТВ. Совсем другое впечатление!
- Наверное, соглашусь. Хотя, скажем, на открытии московской Олимпиады было иначе.
- Ой, я прекрасно помню те Игры! Правда, на открытие не попал. Зато мы с отцом в один из дней пошли на легкую атлетику. И это было незабываемо, хотя я был уже достаточно взрослым, 20-летним парнем. Но помню, что какие-то глянцевые журналы раздавали, программки, "кока-колу" попробовал, наконец, о которой мы до этого знали только понаслышке. Фантастика!
- А давайте представим, что вам предложат стать режиссером официальной церемонии в Сочи в 2014-м. Ваша реакция?
- Я бы испугался. Потому что ныне существуют технологии, которыми я не владею...
- Так ведь вы будете не один - наверняка над открытием станет работать целая режиссерская группа, в том числе и специалисты по новым технологиям.
- Тогда согласился бы не задумываясь! Напишите: я готов! Давайте мы эту идею начнем продвигать. Правда, мне это было бы безумно интересно.
* * *
- Какие Игры вам более интересны с точки зрения зрительского восприятия - летние или зимние?
- Летние, разумеется. Причем меня больше привлекают игровые виды - баскетбол, волейбол. Зимой, правда, есть хоккей... Но все остальное - это больше мгновение. Ты же не успеваешь уследить за ситуацией. В том же бобслее, санях или даже лыжах.
- А какие-то новые виды спорта вы в Ванкувере для себя открыли?
- Керлинг, например. Но я ничего в нем не понимаю и понять не могу. Еще мы были на шорт-треке. Опять ничего не уловил, кроме каких-то толчков-пинков. Там наш российский парень выступал - так ему не дали даже возможности проявить себя, затерли. Мне потом Гедеминас Таранда рассказывал, что мальчишка даже расстроился, что неудачно выступил на глазах такого заинтересованного зрителя, как я. Его просто скинули, спихнули с дорожки. И я еще ни разу не выезжал в Уистлер - надо посмотреть соревнования в горах. Прыжки с трамплина, например, или горные лыжи.
- Горные лыжи сегодня очень модный спорт - все руководство страны катается.
- Настя тоже катается.
- Что же ты врешь-то! - реплика супруги. - Я всего один раз на лыжи вставала.
- Этого достаточно, - подытожил Олег. - Значит, катаешься.
- С чем можно сравнить происходящее в спорте - с трагедиями Эсхила или с производственной драмой?
- (После долгой паузы.) Когда случаются смерти, как было здесь, и вообще когда спорт приносит горе, это действительно трагедия... А, с другой стороны, - это же все-таки профессия. Вот я - актер. Представьте, что, выйдя на сцену, забуду слова. Тут же услышу свист. И тот, кто засвистел, будет прав, потому что я не выполнил свою работу. Тогда это производственная драма.
- Скоро будет объявлено о конкурсе на лучший талисман сочинских Игр. Могли бы предложить кого-нибудь?
- А уже есть какие-то варианты?
- Есть отдельные предложения - дельфин на лыжах или, скажем, леопард.
- Леопард? А он-то с какого боку?
- Оказалось, что в Кавказских горах водились леопарды. Теперь решили возродить их и уже привезли нескольких из Туркмении.
- М-да, любопытно. Давайте, я возьму паузу, подумаю какое-то время, потом предложу какой-нибудь вариант.
* * *
- Вы себя чувствуете комфортно в олимпийской форме сборной России?
- Мне она очень нравится. Привлекает всеобщее внимание - все хотят ее потрогать, сфотографироваться.
- Собираетесь ли вы поехать через два года на Игры в Лондон?
- Безо всяких сомнений. Даже если не последует предложений от Bosco, все равно поеду.
- Почему вы редко радуете зрителей своим появлением на сцене и на экране? Ведь вас любят, вы очень популярны. Неужели вы этого не чувствуете?
- Мне просто не очень нравится, что мне предлагают. От сериальных историй после двух своих опытов - "Доктора Живаго" и "Золотого теленка" - я отказался насовсем. Ну как бы это лучше сказать...
- Душа не лежит?
- Ну вообще. Потому что к творчеству это не имеет никакого отношения. Я не имею в виду итоговый результат. Считаю, что "Живаго" - выдающийся фильм Прошкина. Но работать в таком режиме мне неприятно. Что же касается большого кино, то режиссер, у которого я был бы готов все время сниматься - Никита Михалков, - уже пять лет делает "Утомленные солнцем-2". Спектакли я ставлю, но тоже не часто. Знаете, если бы приспичило, если бы мне не хватало на жизнь или еще какие проблемы возникли, наверняка соглашался бы и на сериалы. Но на жизнь хватает, так что пока я имею возможность выбирать. Это так называемая профессиональная роскошь, но я рад, что могу ее себе позволить.
- И все-таки, когда реально мы сможем увидеть вас на экране?
- У Михалкова. Премьера уже скоро.
- У вас еще была идея поставить "Сильву" Кальмана?
- Да, действительно, я очень хотел это сделать. Егор Дружинин уже ставил танцы. Но болезнь изменила все планы. Перитонит, разрезали живот, восстановительный период затянулся...
- И все-таки идея остается?
- Конечно, чуть позже я наверняка к ней вернусь. А пока предложил Куснировичу в рамках традиционного фестиваля "Черешневый лес" подготовить вечер советской оперетты при участии оркестра Плетнева. Это будет такой пробный камень. Угадаем - тогда, глядишь, и к "Сильве" вернусь.
- Вы побывали на двух Олимпиадах. Не родилась идея поставить что-нибудь, связанное со спортом?
- Гм, любопытно. Я об этом не задумывался. У меня просто не драматургический склад ума... Стоп-стоп... А это хорошая идея. Я вдруг сейчас подумал: а почему нет? Уже представил себе некое закрытое пространство... Раздевалка, например... Отличная идея! Спасибо.
- Идеи, как вы понимаете, стоят дорого.
- Это я знаю.