Дарюс Каспарайтис: "Такого урагана и я бы не выдержал"
Защитник СКА Дарюс Каспарайтис в эфире радио "Зенит" поделился мнением о провале сборной России на Олимпийских играх. Выступление подопечных Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина оборвалось в четвертьфинале во встрече с хозяевами Игр канадцами (3:7), что стало худшим результатом для отечественной национальной команды за всю историю.
Защитник СКА Дарюс Каспарайтис в эфире радио "Зенит" поделился мнением о провале сборной России на Олимпийских играх. Выступление подопечных Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина оборвалось в четвертьфинале во встрече с хозяевами Игр канадцами (3:7), что стало худшим результатом для отечественной национальной команды за всю историю.
– Вы были одним из немногих, кто говорил, что не верит в победу сборной России, предрекали ей третье место. Почему?– Во-первых, олимпийский турнир проходил на маленьких канадских площадках. Кроме того, много времени было потрачено не на подготовку, а на рекламу команды России. Мы забыли про серьезных соперников. Я знал, что будет тяжело играть. Тем более игрокам КХЛ. Проблема не только в маленьких площадках. Североамериканский хоккей совсем другой. Он более физический, быстрый, более жесткий, даже жестокий порой.
– Насколько оправдана критика в адрес Быкова и игроков?
– Конечно, критики сейчас много. Но олимпийский турнир настолько короткий, что одной проигранной встречи достаточно, чтобы вылететь. Тем более что мы попали под канадцев в четвертьфинале. Одни будут критиковать, другие будут верить в сборную. Быков хороший тренер, но мне кажется, он совершил много ошибок до Олимпиады. Разборки с игроками: кому позвонил, а кому нет, кого пригласил, а кого нет… Было потрачено много энергии и сил. Надо было брать тех, кто заслужил. Надо было сплачивать команду.
– Не кажется ли вам, что повышенное внимание и некая "помпа" сыграли против россиян?
– Я так не думаю. Ребята настраивались серьезно. Полностью. Помню, как мы волновались перед матчем с канадцами в Турине. И побаивались, и знали, что игра будет тяжелая. Не знаю, что случилось в Ванкувере, я там не был, но когда смотрел игру, было очень странно, что ребята даже не катались. Ничего не делали. Это вина и тренера, потому что канадцы делали другие пятерки и тройки, они играли специально против Овечкина. В результате, из-за нашего нежелания подстраиваться под канадцев, одна их тройка обыграла всю нашу команду.
– Александр Овечкин после игры сказал, что сейчас на команду польется очень много грязи со стороны прессы, со стороны людей, которые ничего не понимают в хоккее. На ваш взгляд, чьих ошибок больше: тренера или игроков?
– Тренер готовит игроков к матчу. Он говорит, как играть, по какой системе, в каком стиле. Советский хоккей – это игра в пас, с самого детства мы пытались меньше выкидывать шайбу по борту и сбивать у соперников скорость и физический прессинг. Я думаю, Овечкину виднее, потому что он играл на Олимпиаде. Но проблема не в том, что говорят, а в самой игре. Ребята были растеряны и не знали, что делать. А Овечкин? У нас сейчас свобода слова. Все могут говорить то, что думают.
– Почему, с вашей точки зрения, Быков во время игры не сделал ничего? Никакой ротации, не говоря уже о замене вратаря. Почему?
– На мой взгляд, надо было играть в шесть защитников – так, как это сделали канадцы. И постоянно менять, менять, просто ставить тройки против других троек, потому что соперник специально поставил тройку, чтобы "выключить" Овечкина и Ковальчука, чтобы не давать им играть. Они готовились к этому. После третьего гола надо было менять голкипера. Набоков – очень хороший вратарь, я с ним играл и ему доверяю, но просто бывает, когда не идет, неважно, у вратаря или игрока. У всех это бывает в карьере. Надо просто дать шанс другим.
Думаю, может быть, Слава и сам растерялся, ведь он молодой еще тренер, только начал. У него, конечно, есть опыт, он выиграл два чемпионата мира, но это была Олимпиада, это другие игры вообще. Мне кажется, он будет учиться на своих ошибках, его никто не выгонит, хотя бы потому, что у нас других достойных отечественных тренеров в стране нет.
Надо просто и откровенно признать свои ошибки. Надо было сказать, что мы проиграли позорно. И все. Не надо никого защищать. Это хоккей. Мы все играем в команде. Мы все друг друга уважаем. Но как команда мы сыграли плохо. И это надо признать.
– В качестве одной из причин называют игнорирование Ковалева и Зубова штабом сборной. Насколько оптимален был состав?
– Да, были вопросы. Почему поехали некоторые игроки из Уфы, например, Козлов, который не играл полсезона? Но что об этом говорить? Уже проиграли. Уже не вернешь. Просто в будущем надо брать игроков, заслуживших это. Тех, кто играет лучше в КХЛ.
– На ваш взгляд, двух тренеров достаточно для интенсивной работы на таком турнире, как Олимпиада?
– Конечно, должно быть три тренера, причем, желательно, из разных команд. Все-таки у всех разное мышление, разный опыт. Система должна быть единой, но наставники должны помогать друг другу, делиться идеями. Может быть, стоит привлечь и других людей, которые могли бы поговорить с ребятами, что-то подсказать. Но тут решение должна принимать федерация хоккея.
– Зубов сказал, что такого урагана не выдержал бы никто. 23 броска за период – это тяжко.
– Думаю, никто бы не выдержал. В том числе и я. И даже Зубов, и даже Сушинский.
– В финале встретились две североамериканские команды. Говорит ли это о новом векторе развития хоккея? Надо играть на маленьких площадках в тот хоккей, который показала Канада против России?
– Нужно менять размер площадок в КХЛ. На маленьких площадках хоккей более зрелищный, более интересный как для болельщиков, так и для игроков. Можно и потолкаться, и голов побольше забить. Не знаю, почему мы еще к этому не пришли. Конечно, у нас было много хоккейных побед, но пора сделать так, как нравится народу. Все-таки мы уже живем не в Советском Союзе, нужно считаться и со зрителями, и с телевидением, всеми силами привлекать народ на трибуны. Когда я играл первые матчи после возвращения из НХЛ, просто обалдевал: такое ощущение, что команды спят. Можно было взять шайбу в своей зоне, проехать до синей линии, и никто тебя не трогал. Попробовал бы я так играть в НХЛ! Надо делать хоккей зрелищным. Надо готовиться. Но я думаю, так все и будет.
–До Сочи – четыре года. У всех тревожное состояние после этого поражения. Между тем, есть пример американцев, у которых от прежней сборной осталось примерно три человека, и они сыграли в финале Олимпийских игр. На ваш взгляд, какая команда может претендовать на негласное звание "открытие турнира"?
– Я сразу говорил, что американцы будут хорошо играть, потому что они к этому шли, давно готовились. И они видели еще в Турине, еще в Солт-Лейк-Сити, что "старички" подходили к завершению большой карьеры, и американцы начали готовить молодежь. В результате, на этих играх у них была молодая команда, и ребята играли очень интересно, у них столько новых звезд появилось. Мне кажется, в Сочи американцы будут выглядеть еще сильнее, потому что хоккей в США поднялся, а все начинается с молодежи. У нас есть молодежная лига, и, я думаю, к 2014 году у нас тоже будут новые звезды, будут ребята, которые играют в жесткий хоккей, которые играют хорошо. Так что, на мой взгляд, надо начинать готовиться уже сейчас и не ждать, когда до Олимпиады останется всего год.
– А вы в финале за кого болели?
– Я болел за американцев, наверное, потому что хотелось, чтобы выиграла команда послабее, хотя таким словом сборную США сложно определить. Телеканалы, которые вообще не касаются темы спорта, например, финансовые, все были в шоке от того, как сложился матч, какая игра была интересная, все рейтинги побили по количеству просмотров. Такого еще не было, чтобы столько людей смотрели хоккей. И, думаю, это хороший знак для Сочи, потому что все захотят опять увидеть энхаэловцев, лучших игроков мира, чтобы они сыграли в России, так как они делают игру зрелищной.