Занавес
VANCOUVER-2010
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Ванкувера
Показательные выступления, которыми завершается программа любого чемпионата, включая Олимпийские игры, - явление странного порядка. Ни в каком другом виде спорта такого не было и нет. В фигурном же катании гала-концерт - это святое. И спросом этот отнюдь не соревновательный вид программы пользуется таким, какого порой не наблюдается там, где дерутся за медали.
В "золотые" с финансовой точки зрения времена, когда показательных шоу по миру проводилось столько, что постоянной работой бывали обеспечены даже фигуристы второго эшелона, показательное шоу было возможностью показать, что называется, товар лицом. По истечении сезона Международный союз конькобежцев (ISU) в обязательном порядке вывозил своих чемпионов в европейский тур, и лишь потом звезды попадали в лапы истинных профи. Американских. За участие в европейских шоу фигуристы даже не получали денег. Считалось, что эта повинность - своего рода плата за высокие гонорары ISU на любительских соревнованиях. В 1995-м после чемпионата мира в Бирмингеме был даже скандал, когда стало известно, что российская сборная в тур ISU не поедет. Официальная версия неучастия заключалась в том, что, дескать, большинству спортсменов не успели сделать все необходимые визы. На самом деле Российская федерация фигурного катания просто имела другую договоренность и намеревалась в те же самые сроки вывезти своих звезд в довольно денежное турне по Латинской Америке.
Финансовая составляющая негласно сопровождала и олимпийский турнир фигуристов в Ванкувере. Незадолго до начала соревнований из высших кругов ISU просочился слух, что Международный союз конькобежцев готовится подписать очередной контракт с американским телевидением. Такой контракт у ISU имелся и до этого, но был весьма мизерным. Раз в пять ниже, нежели тот, который ему предшествовал.
Из одного слуха тут же вырос второй: мол, именно в связи с этим маячащим на горизонте контрактом ISU будет прилагать все силы, чтобы американские и канадские фигуристы заняли на Играх максимально высокие места.
Победа американца Эвана Лайсачека в мужском турнире и золото-серебро канадского и американского дуэтов в танцах стали тем самым фундаментом, на котором популярность фигурного катания на американском континенте можно выстраивать на многие годы вперед.
Еще до завершения соревнований стало известно, что Лайсачек не примет участия в мартовском чемпионате мира. Американца тут же за глаза обвинили в том, что он просто боится: мол, слишком велик риск проиграть и тем самым уменьшить блеск высшего олимпийского титула. На самом деле все обстояло чуть иначе. После того как Эван стал год назад чемпионом мира, ему тут же предложили подписать контракт с главным американским шоу Stars on Ice. Он подписал. Но более успешным шоу от этого не стало. Как рассказал мне в Ванкувере олимпийский чемпион Нагано Илья Кулик, выступающий в составе Stars on Ice уже не первый год, во время гастролей звездного коллектива по стране нередко случалось так, что на представления приходили всего несколько сотен зрителей. Хозяева даже были вынуждены пойти на совсем экономичные меры: перестали возить с собой звуковые установки и отказались от ряда спецэффектов.
Сейчас ситуация изменилась. Интерес к фигурному катанию обещает вырасти до такой степени, что в Stars on Ice задумались о расширении труппы (в прошлом году основной состав состоял из десятка с небольшим фигуристов). В связи с этим на Лайсачека как на главную звезду и легли дополнительные обязанности по рекламе шоу в США. Сам тур начнется в апреле, но уже сейчас хозяева стремятся заручиться гарантиями успешных продаж.
Обычно на гала-шоу порядок выступлений прост: первое отделение состоит из массовки и неудачников - тех, кто не сумел попасть на пьедестал, второе - из призеров и чемпионов. В Ванкувере очередность выглядела странной: серебряные призеры Игр Мао Асада и Евгений Плющенко замыкали первое отделение. Ну не бред ли?
На самом деле в этой расстановке не было ничего случайного: во втором отделении концерта оказались как раз все те, на кого имеет виды Stars on Ice, или те, кто уже там обжился.
Рассказывая о внутренней кухне профессиональных шоу, Кулик заметил, что интерес к фигурному катанию растет не только в США и Канаде, но и в Корее.
- За последний год я провел там 50 выступлений, и ни разу не случалось так, чтобы зал не был заполнен до предела, - сказал он. - Естественно, это прежде всего связано с тем, что лидером женского одиночного катания уже не первый год является Ким Ю На.
Жена Ильи - двукратная олимпийская чемпионка в парном катании Екатерина Гордеева - приехать на шоу не смогла: как раз во время выступлений фигуристов в "Колизеуме" на главной арене шла репетиция церемонии закрытия Игр, в которой принимает участие младшая дочь Кати и Ильи - восьмилетняя Лиза.
- Я сам ее тренирую, - похвастался Илья. - Лиза уже делает все двойные прыжки, кроме акселя.
- А моя уже и аксель прыгает, - включился в разговор более известный в США, нежели в России, тренер Николай Морозов. - И тренируемся мы с ней уже два раза в день. Так что все очень серьезно.
Морозов подтвердил, что в ближайшем будущем (сразу после чемпионата мира) перебирается в Москву на постоянное место жительства. Причем, скорее всего, вместе с учениками - Нобунари Одой и Мики Андо. "Они же и в Америке - не дома, так что большой разницы, где именно жить, я не вижу", - сказал он на этот счет.
Продолжать тренерскую работу в полном понимании этого слова Николай не намерен - будет скорее консультантом. По мнению Николая, в этом качестве он будет намного полезнее российскому фигурному катанию, чем как наставник ограниченного числа личных учеников.
А вот Татьяна Тарасова - тренер-консультант японки Мао Асады - сказала в день заключительного выступления своей подопечной в Ванкувере, что эту работу завершает. Слишком устала от постоянной борьбы с мамой спортсменки. Последней каплей, как мне показалось, стало то, что Асада прилетела в Канаду за шесть дней до выступления, и дни соревнований пришлись на самый пик акклиматизации. Хотя до этого Тарасова неоднократно подчеркивала, что с учетом невероятно сложных программ, которые катает Асада, крайне важно прилететь в Ванкувер заблаговременно.
В субботу, кстати, выступления Асады и серебряного призера Игр в мужском катании Евгения Плющенко получились гораздо более яркими, нежели чемпионские. Если бы Евгению удалось с такой страстью откататься в финале, неизвестно, вышел бы Лайсачек из этой борьбы триумфатором или нет.
Выделялся из общего грустно-лирического фона композиций и вальс Юко Кавагути/Александра Смирнова. Выступление российской пары стало показательным в полном смысле этого слова: интереснейших акробатических поддержек и вращений, которые, к сожалению, не дают преимуществ в системе новых правил и, соответственно, не имеют шансов появиться в соревновательных программах, там с лихвой хватило бы на несколько дуэтов. Впрочем, такой всегда была позиция Тамары Москвиной: показательные программы она неизменно составляла таким образом, чтобы продемонстрировать: потенциал ее спортсменов (о ком бы ни шла речь) гораздо шире, нежели то, с чем они выходят на лед перед судьями.
Теперь впереди чемпионат мира - заключительные соревнования сезона, которые пройдут в конце марта на олимпийском катке Турина. Кроме Лайсачека этот турнир, возможно, пропустят чемпионы Игр в парном катании Сюэ Шень/Хунбо Чжао. Подобно американцу китайский дуэт тоже не первый год выступает в Stars on Ice. В шоу, кстати, были немало удивлены тем, что Сюэ Шень и Хунбо Чжао вообще рискнули по-ехать в Ванкувер. Год назад, как рассказал Кулик, эти фигуристы думали лишь о том, чтобы докататься до конца очередного тура - настолько сильно партнера беспокоила травма колена. Да и возраст Хунбо Чжао - 37 лет - трудно было считать приемлемым для продолжения карьеры в любительском спорте. Победой в Ванкувере дуэт убил двух зайцев: реализовал самую заветную мечту, а заодно решил вопрос своего профессионального трудоустройства в лучшем и самом высокооплачиваемом шоу мира как минимум еще на год.
Не будут выступать в Турине и действующие (пока еще) чемпионы мира в танцах Оксана Домнина и Максим Шабалин. Их "Матрица", исполненная в субботу в Ванкувере, стала прощальной. И от этого - по-настоящему грустной.