Ванкувер-2010

22 января 2010, 19:47

Стефан Ламбьель: "Умирать на льду не собираюсь"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Пропустив полтора года выступлений, двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель вернулся в спорт и завоевал в Таллине серебро чемпионата Европы.

- Для меня это соревнование было сложным. После короткой программы (Ламбьель остался там пятым. – Прим. "СЭ") я задавал себе вопрос, что могу сделать, чтобы исправить ситуацию. Знал, что достаточно силен, чтобы это сделать, был готов бороться. Тренировки в Таллине проходили у меня очень хорошо. Но соревнования – это другое. Никогда не знаешь, как все закончится. Так что когда я вышел на лед в финале, сказал себе: "Просто следуй за музыкой". Правда, немного потерял ориентацию в пространстве после второго четверного прыжка и из-за этого растерялся с заходом на тройной флип. Еще одна ошибка случилась во второй дорожке шагов по серпантину. Я ужасно расстроен, что не получилось показать этот вальс публике и судьям, но у меня еще есть три недели, чтобы над этим поработать, - сказал швейцарец. 

- Назовите главную причину вашего возвращения в спорт. Евгений Плющенко сказал на пресс-конференции, что вернулся потому, что его заставила жена. Вы, насколько знаю, еще не женаты.

- Причина простая. Думаю, для любого спортсмена Олимпийские игры – что-то особенное. Я смог побывать на двух Олимпиадах и очень хотел проверить себя в третий раз, в Ванкувере. Если бы физически я смог это сделать…

- Пьедестал Таллина полностью повторяет пьедестал чемпионата Европы 2006 года в Лионе. Что можете сказать по этому поводу?

- Для меня в этом нет ничего особенного: это спорт, ты должен принимать результаты такими, какие они есть. Для меня очень много значит эта серебряная медаль. Но более важная цель – Ванкувер.

- Во время тренировок вы отрабатывали два новых элемента - "спираль" и каскад из тройного сальхова – двойного тулупа, где второй прыжок исполняется с поднятой рукой. Но в соревновательных программах мы этих элементов не увидели.

- Тройной сальхов в моей произвольной программе не был в финале достаточно хорош для того, чтобы добавить к нему еще один прыжок. А "спираль" я делаю на тренировках исключительно для того, чтобы сбалансировать тело, почувствовать равновесие в скольжении. Мне нравится этот элемент.

- Есть ли шансы увидеть в вашем исполнении в Ванкувере тройной аксель?

- Посмотрим.

- В короткой программе вы катались первым в группе, в произвольной – последним. А какой стартовый номер предпочитаете сами?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Я предпочитаю кататься раньше, но результаты получаются выше, когда выходить на лед доводится в самом конце соревнований. Хотя на самом деле думаю, что жеребьевка не так важна. Это просто вопрос времени и тренировок - показать все, что ты умеешь, именно тогда и там, где надо.

- Ваше исполнение "Травиаты" выглядит так, словно вы плывете по льду. Одновременно с этим складывается впечатление, что вы не только отдаете свою энергию трибунам, но и сами берете энергию от зрителей. Насколько важно вам чувствовать себя любимым?

- Чувствовать, что меня любят, для меня не самое главное. Гораздо важнее, что ты выражаешь на льду. Фигурное катание – это не только спорт, но и искусство. И люди приходят, чтобы увидеть спектакль, а не только борьбу за медали. На французском языке фигурное катание называется "артистическим", и это подразумевает эмоции, хореографию, взаимодействие с музыкой. Именно это я люблю в своем виде спорта, из-за этого в 7 лет я спросил родителей, можно ли мне кататься на коньках. Потому что больше всего мне нравится двигаться под музыку, чувствовать себя свободным на льду, выполнять все эти фигуры, вращения, прыжки. Для меня фигурное катание - самый красивый из всех видов спорта. И я чувствую, что публика приходит, чтобы увидеть на льду именно это.

- Впервые обе программы у вас - классические. Почему выбрали для произвольной композиции "Травиату"?

- Иногда сразу чувствуешь, что эта музыка – для тебя. И просто берешь ее. Так я поступаю всегда.

- Год назад у нас с вами уже было интервью, но с тех пор многое изменилось. Тогда вы были уверены, что не вернетесь в спорт, но летом передумали. Говорили, что предпочитаете не использовать французскую музыку для программ, но сделали показательный номер на песню Жака Бреля. Сказали, что не любите интернет, но начали вести на своем сайте дневник. Что произошло с вашими взглядами?

- Если я говорю, что я что-то не люблю, это вовсе не означает, что этим не пользуюсь. Это касается интернета. А насчет французских песен… На самом деле песня, которую исполняет Брель, бельгийская. Возможно, я просто стал старше. И немного мудрее. Это хорошо.

- В одном из недавних интервью вы сказали, что пока не чувствуете себя взрослым. Во всяком случае - на льду.

- Когда я на льду, действительно не чувствую, что моя страсть к катанию стала "старше". Испытываю точно такую же радость, как в 7 лет. Так что у моей страсти к фигурному катанию всегда один и тот же возраст.

- А вне льда стали старше?

- Такие вещи, наверное, лучше видны со стороны, мне сложно судить о самом себе. Но чувствую, что в моей нынешней жизни больше постоянства, больше вещей, которые находятся под контролем. Я точно знаю, чего хочу. И я сильнее, чем был раньше. 

- И чего же вы хотите?

- Не могу сказать, что это что-то конкретное. Типа, как сказать, например, "я хочу этот кусок пирога". Но я знаю, куда хочу двигаться, в каком направлении.

- В каком?

- Вперед.

- Это вы знали и раньше.

- Раньше я, возможно, не полностью осознавал это. Мне хотелось идти вперед – я шел вперед, не особенно раздумывая, не задавая вопросов. Сейчас я отношусь к своему пониманию жизни более зрело.

- Вы часто упоминаете "дорогу в Ванкувер", по которой сейчас идете. Для ваших болельщиков эта дорога началась в конце июля, когда вы объявили о своем возвращении в спорт. А когда эта дорога началась для вас?

- Когда я в первый раз встретил Марлу Пихлер (физиотерапевта, которая помогла Стефану с его травмой. – Прим. "СЭ"). Это произошло во время моих выступлений в Канаде в серии шоу. Марла сказала, что если мне когда-либо понадобится ее помощь, то я могу к ней обратиться. Мы разговаривали о будущем, о моем здоровье, говорили о наступающем олимпийском сезоне. Тогда я и сказал ей: "Хочу, чтоб ты мне помогла. Не знаю, возможно ли это, но я бы хотел выздороветь". Мы начали серьезно работать, Марла стала пробовать, что именно можно сделать. Она очень много времени мною занималась.

- Это случилось, как вы сами сказали, прошлой весной. Но, например, даже ваш близкий друг и ваш хореограф Саломе Брюннер узнала о вашем решении вернуться в спорт всего за несколько дней до того как вы приехали к ней в Оберстдорф ставить программы.

- Если произносишь какие-то мысли вслух, это еще не означает, что ты принял решение. Когда я попросил помощи у Марлы и решил для себя, что готов работать, это еще не было моментом окончательного решения. Не могу назвать точную дату, но решение пришло где-то между моей встречей с Марлой и разговором с Саломе. 

- Вы часто говорите, что не можете себе представить жизни без фигурного катания. Это напомнило мне историю, рассказанную в одной из ваших любимых книг – "1900-й. Новеченте". Герой этой книги настолько был связан с миром корабля, на котором он вырос, что не смог покинуть его, когда корабль решили пустить ко дну. И погиб вместе с ним. Немного пугающая параллель, не правда ли?

- О, нет, я не собираюсь умереть на льду. И уж тем более дело не дойдет до самоубийства. Но постараюсь сделать все возможное, чтоб оставаться в фигурном катании как можно дольше.

Реут ГОЛИНСКИ

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости