Для Сочи осталась половина Помидора
Великий американец Шон Уайт по прозвищу Летающий Помидор снялся с соревнований по слоупстайлу. А перед этим дал пресс-конференцию, на которой побывал корреспондент "СЭ".
Слава МАЛАМУД
из Сочи
Сноубордисты – самые веселые олимпийцы в истории, и этот факт настолько очевиден, что всякие споры тут излишни. Уж, во всяком случае, североамериканские сноубордисты, трепетно хранящие свою молодежно-уличную культуру. В Ванкувере, помнится, одного из них выселили из Олимпийской деревни, когда он дал девушке поцеловать свою медаль, предварительно приложив ее к тому месту, что в хоккее называется "нижней частью тела".
Двукратный олимпийский чемпион Шон Уайт многое сделал для того, чтобы сноуборд и Олимпиада смогли ужиться вместе. В свое время Летающий Помидор (так его называли на заре карьеры из-за огненно-рыжих длинных волос) привнес немало веселости в олимпийское движение, одновременно повысив статус своего вида спорта.
– Сноуборд, мне кажется, принес Олимпиаде новую, свежую аудиторию, – сказал Уайт на вчерашней пресс-конференции сборной США. – С другой стороны, Олимпиада дала сноуборду новых болельщиков. На нас уже не смотрят как на каких-то бешеных каскадеров, и статус олимпийского вида спорта придал нам легитимности. Думаю, Олимпиаде нужен сноуборд в той же степени, в какой и сноуборду – Олимпиада.
Пресс-конференция проходила в горах – в зале "Пастернак" (все залы тут названы в честь более или менее известных на Западе русских писателей). При этом ее транслировали и в Главном пресс-центре – в зале "Пушкин", откуда тоже можно было задавать вопросы. Для этой цели на столах спортсменов стояли планшетники, что страшно их забавляло.
Вообще атмосфера царила соответствующая. Пресс-атташе сноубордовской команды щеголял в расстегнутой олимпийке и кепке системы "гангстер", а каждую фразу любого из своих подопечных заверял восклицанием: "Четко!"
– Я вот как начала в спорте, – вещала на весь мир бесшабашная калифорнийка Ханна Тетер. – Мой брат продавал пироги с яблоками, чтобы купить нам батут. Другой сам построил трассу для сноуборда у нас во дворе, когда мне было четыре года. Посмотрела, ахнула: "Как клево!" и с тех пор только об этом и мечтала.
Что же касается Уайта, то его, похоже, слегка пообкатали крутые горки. И рыжая шевелюра теперь уже не ниспадает на плечи, а уложена парикмахером, и речи ведутся серьезные, и выражение лица несет на себе печать тяжелой ответственности перед народом, а не желание как можно скорее и как можно улетнее сию же секунду оторваться.
Закрадываются невольные мысли о том, что бывший Летающий Помидор, став лицом множества рекламодателей, превратился в корпоративного талисмана и соответствующим образом изменил свой имидж. Хотя душой и телом, можете не сомневаться, он все еще вполне себе чувак, но заведующим сборной США по чувацким делам, видимо, является теперь Дэнни Дэвис. В буклете для прессы он описывается как "всем сноубордистам сноубордист".
Этот длинноволосый бородач из Мичигана, готов предположить, выходит из лесу только периодически, а с гор не спускается вообще никогда. Без улыбки ни слова, без прикола – ни предложения. Любимый глагол – stoked, что можно перевести как "тащусь". Тащится Дэвис вообще от всего, но главным образом от прессы, которой резко становится интересен сноуборд только раз в четыре года.
Но этой прессе все равно в большей степени интересен Уайт, пусть и подрастерявший былую подростковую оторвистость. Чаяния этой прессы попытался высказать на пресс-конференции ваш корреспондент, когда дошел черед до вопросов из "Пушкина". В "Пушкин" с вопросами, как выяснилось, пришел только я.
– Шон, сноубординг – это трудное дитя олимпийской семьи. Поведение ваших коллег всегда становится предметом обсуждения. И вы в свое время многое сделали для продвижения этого имиджа. Почему отходите от него? Подстриглись, говорите осторожно… Передаете знамя самого яркого члена сборной Дэнни Дэвису?
– (Под довольный смех Дэвиса.) Нет, я все еще считаю, что сердце нашего вида спорта осталось тем же. Как и я – тот же парень, какой и был раньше, пусть и потерял чуток волос. Может быть, я теперь посерьезнее отношусь к жизни, но это просто то, что происходит с людьми, когда они взрослеют. Это нормально. Когда молодой – волосы отращиваешь и с ума сходишь. Кстати, моя стрижка не имеет отношения к серьезности, это просто сиюминутное решение. Наверное, подстричься было большим актом нонкомформизма, чем растить волосы. Просто потому, что мне все говорили, что я не имею права этого делать. Но я всегда считал, что свои права и желания определяю сам, вот и решил назло всем подстричься. Так же я и к соревнованиям отношусь… Кстати, я ведь теперь в рок-ансамбле (Bad Things. – Прим. "СЭ"), и там ребята точно расстроились из-за моей стрижки.
В "Пастернаке" тем временем Уайту задали интересный вопрос – про русско-швейцарского сноубордиста Юрия Подладчикова по прозвищу Айпод, который изобрел новый трюк под названием YOLO (что означает You Only Live Once – "Живешь только раз"). Это, если по-простому, двойное сальто с четырьмя разворотами.
– Когда я смотрел трюк Юрия… Кстати, у этого трюка ужасно смешное название… Что я могу сказать? Был очень за него рад и страшно впечатлен. Юрий помог мне испытать потрясающее чувство – чувство необходимости разработать новый трюк.
– Как ваше здоровье? Были разговоры об опасной трассе для слоупстайла и о вашей травме руки…
– Думаю, многое было преувеличено. Да, я ушиб кисть руки. Есть еще болячки в плече и лодыжке, но это все обычные вещи. Да, трасса вызывала некоторые опасения, и всем сейчас интересно узнать, насколько ей еще предстоит измениться к началу соревнований.
– Но не будете отрицать того, что ваш главный вид спорта – хаф-пайп? К тому же там у вас есть шанс стать первым трехкратным олимпийским чемпионом в истории сноуборда.
– Я тренировался с одинаковой интенсивностью для обоих видов, но да, хаф-пайп – это особое дело. Именно потому, что я там действующий чемпион. Думаю, пока хаф-пайп для меня чуть-чуть важнее.
Уайт сказал именно что "пока". Всего пару часов спустя Олимпийский комитет США объявил, что Шон добровольно снялся с соревнований по слоупстайлу, чтобы оставить себе больше шансов на третье золото в хаф-пайпе.
Жаль, конечно, что Помидор уполовинил свое сочинское присутствие. Может быть, Дэвис заполнит образовавшуюся брешь в сноубордистском колорите?