Любовь Егорова: "Приходила на финиш - и не могла говорить"
ЕСТЬ ТЕМА. 21 ШАГ ДО СОЧИ. ЛИЛЛЕХАММЕР-1994
Первые Игры России, спорт против войны, 13-летняя чемпионка
Светлана Гладышева: "В тот день я была самой счастливой на свете"
Лиллехаммер-1994 вспоминает знаменитая лыжница – 6-кратная олимпийская чемпионка
В Лиллехаммере Егорова трижды победила (5 км классика, 10 км преследование, эстафета 4х5 км) и завоевала серебро на 15 км.
– Когда узнали, что Олимпиада в Лиллехаммере состоится через два года, а не, как обычно, через четыре, как к этому отнеслись?
– Это было сделано для того, чтобы развести зимние и летние Олимпиады. Два года – небольшой срок, а тут еще в 93-м – чемпионат мира в Фалуне. И мы понимали, что предстоит период насыщенной подготовки.
– В Альбервилле и Фалуне вы в общей сложности завоевали пять золотых медалей и пять наград другого достоинства. Без огромной самоотдачи это невозможно. А тут Лиллехаммер на носу. Какая мотивация вами двигала?
– Сама Олимпиада – уже мотивация. А войти в историю, выиграв на Играх два раза подряд, не каждому дано. Очень жесткое было испытание. Не только для тренеров и спортсменов, но, думаю, и для руководства. В 94-м была уже новая страна, другая команда. Прекрасно понимала, что на меня ложится большая ответственность. Надо не только подтвердить звание олимпийской чемпионки, а завоевать его еще раз. К тому времени я была лидером несколько лет и хотела удержать планку на заданной высоте. Боролась прежде всего сама собой.
– Разница в подготовке к Играм в Альбервилле и Лиллехаммере была?
– Разница всегда есть, тренеры постоянно ищут что-то новое, мы и на сборы в другие места ездили, и объемы тренировочной работы были другие.
– А что за это время изменилось в женских гонках?
– Ничего не изменилось. Мы все друг друга хорошо знали, встречаясь на этапах Кубка мира и других соревнованиях. Поэтому предполагали, кто будет главным соперником – прежде всего лыжницы Норвегии, Италии, Финляндии, Швеции.
– Наверняка на олимпийских трассах до этого выступали?
– Мы просматривали эти трассы на предолимпийской неделе. Но я бы сказала, довольно относительно. Приезжали, сразу бежали этап Кубка мира и не акцентировали внимание на том, что здесь будет проходить Олимпиада. Когда приезжали на сами Игры, смотрели уже тщательно каждый отрезок, тут-то и понимали, что трасса очень сложная. И надо грамотно проходить всю дистанцию, правильно распределять силы.
Готовились мы очень тщательно начиная с лета. Сложных трасс у нас и своих было много – в Токсово, Кавголово, ездили на Камчатку, в Магадан. Готовы были не только психологически, но и функционально. А если хорошо готов, то не важно, каков профиль трассы.
– Вы участвовали в четырех гонках, какая запомнилась больше всего?
– Для меня эта Олимпиада получилась очень сложной. Я была лидером Кубка мира и за две недели до Игр с большим отрывом выиграла один из этапов. На меня сразу повесили все медали. С таким "рюкзаком" я и ходила. Все это очень сильно давило. Плюс еще руководство, телевидение, журналисты много атаковали. Сложно было в психологическом плане. Понимала, что от меня ждут побед, на меня надеются. Поэтому первая гонка на 15 км сложилась не так хорошо, как хотелось бы, – серебряная медаль. Было много разговоров, нареканий. Вообще эта Олимпиада мне тяжело давалась, любая медаль была дорога. Я каждую гонку просто вымучивала. Приходила на финиш и даже не могла говорить. Относительно легкими получились только 5 км классикой. Выиграла с хорошим отрывом.
– После этого напряжение спало?
– Нет, не спало. Физически я была хорошо готова, а вот мышцы были настолько напряженные, что постоянно приходилось преодолевать себя. Но все равно были медали, могла бы и на 30 км бронзу завоевать, да лыжи подвели. Но те медали, что я вымучила, дорогого стоят.
– Что-нибудь кроме лыжных гонок посмотреть сумели?
– Мы уезжали на стадион в девять утра, а возвращались те, кто попадал на пьедестал, в восемь вечера. Потом быстренько ели – и скорее отдыхать. График был очень жесткий. Гонки через день, на последнюю – 30 км – сил уже не хватило, к тому же приболела. Когда бежала, устала так, что падала в обморок.
– И тем не менее, когда Игры закончились, вы стали обладательницей шести золотых медалей на двух Олимпиадах. Как-то это прочувствовали?
– Никак, потому что сразу уехала на этапы Кубка мира в Холменколлен и Канаду. А так хотелось домой!