Рогге был поражен. Мы тоже
С тех пор как Сочи выиграл олимпийский конкурс городов, заместитель главного редактора "СЭ" бывает в столице Игр-2014 регулярно. Но ни одна из его предыдущих сочинских командировок не была столь насыщенной, как нынешняя.
Лев РОССОШИК
Дело даже не в том, что на этот раз мне довелось взять интервью у президента МОК Жака Рогге (за что отдельное спасибо сотрудникам сочинского Оргкомитета). Просто программа пребывания оказалась невероятно плотной и включала осмотр объектов в Приморском и Горном кластерах будущих Игр, открытие Официального дебрифинга МОК по итогам Ванкувера-2010, церемонию закладки первого камня в основание Российского международного олимпийского университета, встречу с министром транспорта РФ Игорем Левитиным и, наконец, знакомство с экспозицией только что открытого Олимпийского музея (на саму церемонию мы, увы, опоздали - из-за традиционных заторов на Курортном проспекте, ведь это пока единственная транспортная артерия, соединяющая Олимпийский парк с центром города).
Сразу скажу, что за каких-то два с небольшим месяца, прошедших со времени моей предыдущей командировки в Сочи, в городе и окрестностях изменилось многое. Прежде всего - заработал новый аэровокзал. И не только для избранных, а для всех. И пусть еще не отлажена до конца служба информации и оповещения пассажиров, есть накладки с их доставкой в самолеты, но шикарный - просторный, светлый и в то же время уютный - аэропорт (особенно в сравнении со своим прежним собратом) производит отличное впечатление.
Стоило президенту МОК прилететь в Сочи, его сразу же повезли в Имеретинскую долину. Рогге поразила близость аэропорта и Олимпийского парка - всего каких-то 7 км. А еще то, сколько сделано на месте будущих ледовых сражений. Я, признаться, тоже был впечатлен темпами стройки - уже просматриваются все пять ярусов Большого ледового дворца, тогда как в марте их было только два.
Поскольку возведение основной хоккейной арены началось в августе прошлого года, остается лишь восхищаться скоростью, с которой трудятся строители. Как рассказала пресс-атташе "Олимпстроя" Александра Костерина, работы ведутся без остановок, в три смены. В июле начнется установка балок для последующего перекрытия купола арены.
К этому стоит добавить, что уже виден сборно-разборный каркас катка, где будут соревноваться фигуристы. А еще - расчищена площадка, где будет возведен Олимпийский стадион с трибунами на 45 тысяч мест, на котором состоятся церемонии открытия и закрытия Игр-2014.
* * *
Без малого 50-километровый путь от Адлера до Красной Поляны также представляет собой огромную стройплощадку по обоим берегам быстроводной Мзымты. Нас привезли на пятый тоннельный комплекс (всего их шесть), расположенный на 39-м километре трассы. На самом деле каждое такое сооружение - это не один тоннель, а три - автомобильный, железнодорожный и штольня диаметром в три метра для эвакуации людей в экстремальной ситуации.
Эту самую штольню длиной 2832,7 метра должны были торжественно открывать на следующий день после нашего посещения. В железнодорожном же отсеке пройдены пока чуть менее километра. Породу здесь со средней скоростью 390 метров в месяц рубит горнопроходческий комплекс. Потом все стены и потолочное пространство тоннеля укрепляются скобообразными бетонными чушками размером примерно 2 на 3 метра и весом по 10 тонн каждая…
* * *
Поначалу планировалось, что Российский международный олимпийский университет построят рядом с Олимпийским парком в Имеретинской долине. Однако председатель Наблюдательного совета университета Владимир Потанин - президент компании "Интеррос", которая является основным инвестором и учредителем РМОУ, - настоял, чтобы новое не только для России, но и для всего мира учебное заведение стало украшением города и находилось в его центре.
И вот 7 июня состоялась закладка первого камня в основание будущего вуза, который вскоре появится на набережной по соседству с жилым комплексом "Александрийский маяк", этакой новой "визитной карточкой" Сочи. Общая площадь участка - 4 га. В соответствии с графиком предполагается, что первая очередь - учебно-административный корпус - будет возведен к концу 2012 года; чуть позже начнется строительство гостинично-рекреационного корпуса.
В университетском комплексе расположится крупнейший на Черноморском побережье зал конгрессов на более чем тысячу мест, разместится олимпийская электронная библиотека, не имеющая аналогов в России. На базе РМОУ с его уникальным просветительско-образовательным потенциалом и техническими возможностями будет сформирован один из новых культурных центров Сочи. Общие расходы инвестора составят 150 миллионов долларов.
* * *
В один из дней командировки удалось пообщаться с президентом Оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрием Чернышенко.
- В последний раз мы разговаривали еще в Ванкувере, где представители Сочи самым тщательным образом перенимали канадский опыт...
- В Ванкувере и Уистлере находились 114 наших сотрудников. Каждый из них должен был заполнить специальную анкету. И мы получили ответы на семь тысяч вопросов, которые затем обработали и проанализировали.
- То есть выводы сделаны, и это должно позволить вам не допускать ошибок предшественников, не так ли?
- Самое главное, чтобы не было горя от ума. Не нужно заново придумывать и изменять то, что уже давно придумано и доказало свою состоятельность. Мы обязаны самым серьезным образом относиться к олимпийскому продукту, который принадлежит всему миру, а юридически подчинен и управляем МОК. В то же время каждый организатор Игр имеет возможность внести свою толику, свой национальный колорит. Но действовать все должны по единожды установленной схеме, приняв за основу ту систему, которую еще в 2000 году придумал нынешний президент МОК Жак Рогге.
- Именно об этом сам Рогге говорил во время открытия Официального дебрифинга МОК по итогам ванкуверских Игр.
- Совершенно верно. По сути это - система передачи олимпийских знаний, которая дает организаторам возможность не упустить чего-нибудь важного, сосредоточившись на решении конкретных менеджерских задач. К примеру, мы сейчас находимся в процессе перехода от так называемого функционального планирования к планированию клиенто-ориентированному.
- Совпадают ли сделанные вами выводы об организации Игр-2010 с положением докладов президента ванкуверского Оргкомитета Джона Фурлонга и его коллег?
- У нас с ними немножко разное стратегическое видение Игр. В своем выступлении в ходе сочинского дебрифинга я озвучил нашу концепцию - у нас будут инновационные Игры, которые продемонстрируют характер новой России через происходящие в стране устойчивые и позитивные изменения. Вместе с тем нам, безусловно, есть чему поучиться у Ванкувера, где успешное проведение Игр было достигнуто благодаря блестящей работе всей команды организаторов.
- Изменятся ли взаимоотношения между Оргкомитетом и Олимпийским комитетом России в связи с переменами в руководстве ОКР?
- В силу разности интересов элемент конфликта между этими организациями традиционно присутствует во всех странах, которые организуют Олимпийские игры. Оргкомитет - временная структура, цель которой - осуществление конкретного проекта. Национальный олимпийский комитет - структура постоянная, у нее совершенно другие, долгосрочные цели. К тому же из-за Игр эта структура на довольно продолжительное время расстается со своими маркетинговыми правами, которые являются главным источником дохода для НОК.
Та модель взаимодействия между Оргкомитетом и НОК, которая создается в России, - уникальна, и я смотрю на нее с большим оптимизмом. Отсутствие конфликта интересов приведет к достаточно глубокой интеграции двух организаций. То, что председатель Наблюдательного совета Оргкомитета является президентом Национального олимпийского комитета, - отличный вариант, поскольку в качестве высшего арбитра этот человек сможет стирать любые разногласия в соответствии с глобальным видением проблемы. Кроме того, на операционном уровне менеджеры, которые сейчас приходят к управлению ОКР, рассматривают, например, работников оргкомитета как своих потенциальных сотрудников. Мне кажется, может очень интересно получиться. И, похоже, подобное происходит впервые в истории олимпийского движения.
Кстати, одна из главных точек соприкосновения - это, конечно, подготовка национальной сборной. Оргкомитет, разумеется, не имеет никакого отношения к этой части работы ОКР. Но всем очевидно - и Ванкувер это показал, - что не бывает успешных Игр без спортивного успеха национальной сборной. Даже организовав Игры на высочайшем уровне, мы не добьемся цели, если россиян не будет на подиуме. В этом случае девять лет жизни, которые мы отдали этому проекту, будут прожиты напрасно.
Сочи - Москва