Виталий Мутко: "Уверен, что на Играх-2014 все спортсмены были чистыми"
Вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко в интервью "Известиям" подчеркнул, что борьба с допингом не должна быть политизирована.
– Как вы можете охарактеризовать вторую часть доклада Ричарда Макларена?
– Во второй части доклада Макларена нет никаких фактов вины наших спортсменов, никакой доказательной базы. Все обвинения основаны на показаниях одного человека – господина Григория Родченкова. Причем в первой части доклада Родченков называется "лжесвидетелем", "манипулятором" и "человеком, который за деньги создавал всю эту систему", а во второй части он уже "надежный свидетель". Как это понимать?
По итогам первой части доклада мы уволили Родченкова и распустили РУСАДА. Сейчас идет расследование Следственного комитета в отношении сотрудников Министерства спорта. Если будет доказана вовлеченность должностных лиц российского спорта в схемы Родченкова, то они понесут наказание. Что касается других свидетельств из второго доклада, связанных с различными царапинами на пробирках и высокой концентрации солей, то по этим вопросам готовят заключения эксперты. Царапины на пробирке не являются подтверждением того, что она вскрывалась. Борьба с допингом не должна быть политизирована. Давайте внимательно посмотрим на цифры – и увидим, как в России борются с допингом.
– Можете привести статистику?
– В 2016 году на территории России работало Антидопинговое агентство Великобритании (UKAD). Сотрудники UKAD брали пробы у наших спортсменов и отправляли их на анализ в десятки лабораторий по всему миру. Ясно, какой пристальный интерес был к российским спортсменам. Более 3 тысяч проб было взято UKAD, еще примерно столько же – на международных соревнованиях. В январе я получил отчет, что за 2016 год у нас выявлено 25 нарушений антидопинговых правил и только 10 из них связаны с употреблением запрещенных препаратов. Остальные – это другие нарушения правил: спортсмен не сообщил вовремя офицеру ВАДА, где находится или опоздал на сдачу допинг-пробы... Когда мы самостоятельно занимались проверкой спортсменов, мы ежегодно брали порядка 15 тысяч проб и отстраняли от соревнований порядка 200 человек. Чувствуете разницу? Но эти цифры замалчиваются. Всем интереснее поговорить о фильмах немецкого телеканала ARD, которые якобы разоблачают российский спорт.
Или вы знаете, сколько наших спортсменов получили терапевтические разрешения в 2016 году? Мы подали всего 17 заявок на терапевтические разрешения и получили 14. Другие страны отправляют по 250 заявок, 200 из которых удовлетворяются. Вот вам факты, статистика, которую не обманешь. Система борьбы с запрещенными препаратами в нашей стране работает на высоком уровне.
– Вы уверены, что все спортсмены Игр-2014 были "чистыми"?
– Да, уверен. У нас нет ни одного чемпиона или призера Олимпийских игр-2014, кроме, пожалуй, Аделины Сотниковой и Юлии Липницкой, которые заметно снизили свои результаты. Они по-прежнему – лидеры в своих дисциплинах, сдают множество допинг-проб на этапах Кубка мира, все из которых являются отрицательными. Это говорит о многом.