Мания побед
В гонке преследования Евгений Устюгов приехал пятым.
- Наверное, я мог в конце зацепиться за Бьорндалена, но вы же знаете, что существуют только первые три места, а четвертое или пятое уже не то, - аргументировал спортсмен. - Не следует лезть из кожи вон, чтобы сейчас устать и плохо пробежать другие гонки.
Устюгову 28, в таком возрасте надлежит заботиться о здоровье, а решающий финишный рывок действительно способен разрушить весь план многомесячной и многолетней подготовки к главному старту четырехлетия, выбив из строя до конца Игр. Евгению есть что доказывать: ему, по сути, пока так и не удалось подтвердить неслучайность своего успеха в масс-старте на Олимпиаде-2010.
То ли дело Бьорндален, который, собственно, и опередил Устюгова в борьбе за никому не нужную "деревянную" медаль. Уле Эйнару 40, и у него, по всей видимости, склероз: имея семь золотых медалей Олимпиад и без малого сто выигранных гонок за карьеру, он лез из кожи вон и цеплялся за Устюгова. Возрадуемся ж - из строя выбыл опасный конкурент. По идее, теперь норвежец должен устать и плохо пробежать другие гонки.
Эта история напомнила мне другую. Четыре года назад олимпийская гонка преследования проходила в Ванкувере. Тогда я вышел к финишу, и сцена, разыгравшаяся на моих глазах, так и осталась самой яркой картиной всей Олимпиады-2010. К черте на огромной скорости неслись трое - Михаэль Грайс, Иван Черезов и Бьорндален. Пересекли они ее одновременно - фотофиниш! Грайса развернуло, как гоночный болид, и отбросило куда-то в сторону, но даже лежа на снегу он глядел в сторону ленточки, пытаясь понять - ну, какое место?
Грайс победил. Он стал пятым. Черезов - шестым. Бьорндален - седьмым. Хотя Грайс приехал в Канаду в статусе трехкратного олимпийского чемпиона, Бьорндален уже тогда считался Великим и Ужасным, да и Черезов был вполне себе титулованный спортсмен. И, тем не менее, в борьбе за "не те места" они превратились в мальчишек, не желающих проигрывать. Не здесь ли кроется секрет - почему Бьорндален, как все вокруг говорят, делает возможным невозможное?
Чемпионами становятся, да. Но иногда ими и рождаются. Мания величия - тяжелая и не всегда излечимая болезнь. Однако в спорте неистребимое и необъяснимое желание побеждать в каждой битве независимо от приза, будь то слава, деньги, медаль, прекрасная принцесса или фантик от конфеты, становится важнейшим преимуществом. Тем качеством, которое нельзя развить, натренировать, приобрести. С ним может только, если тебе повезло, родиться. И именно это качество напрямую влияет на психологию, которая, как говорит олимпийская чемпионка Дарья Домрачева (она ведь тоже страдает манией побед), становится главным фактором на решающих стартах.
Тут вот что важно: спортсмены порой настолько генетически разные, что реагируют на одни и те же вещи противоположно.
Лыжница Анастасия Доценко в спринте смущена "слишком активной поддержкой" и под давлением трибун пронзает свою лыжу палкой, по сути завершая гонку на разгоне. Татьяну Бородулину на арене для шорт-трека сбивает с толку возмутительный крик "Таня, вперед!" При том что та же Домрачева восхищена энтузиазмом, с которым ее поддерживают дорогие россияне, и только рада, что какие-то веселые фанаты биатлона поздравляют ее с победой еще до финиша, на последнем круге.
Антон Шипулин, чей "золотой" спринт мы будем вспоминать до конца своих дней, после гонки говорит, что для него это трагедия. Услыхав об этом, Мартен Фуркад удивленно приподнимает бровь: "А для меня, думаете, не трагедия?!". Проходит два дня. Фуркад выигрывает гонку преследования и кланяется трибуне прямо на стрельбище, а Шипулин так и не воспрянет духом, так что нашему ведущему атлету понадобится еще и профилактика в виде пропущенной индивидуальной гонки.
Екатерина Шумилова после гонки преследования рапортует, что ее сломанная винтовка восстановлению не подлежит, а срок привыкания к новой порой доходит до года. Поневоле кажется, что гибель оружия - лучшее, что могло произойти с Катей на Олимпиаде. Ведь этот казус сразу снял ответственность с ее хрупких плеч: за результаты на Играх уже не может возникнуть претензий. Причем индульгенция-то - на целый год. Ведь надо привыкать к винтовке.
Уверен, во всех этих случаях проблема - не в чересчур остром слухе, тонкой душевной организации или быстро устающем организме. Дело в том, что нет диагноза "мания величия" или, точнее, "мания побед".
Впрочем, наши ребята и девчата еще обязательно что-то выиграют на этой Олимпиаде, мы верим. На Играх побеждают не только прирожденные чемпионы, но и везунчики, и нестабильные таланты, и мотыльки-однодневки, и работяги вроде Устюгова, которые, отсеивая все лишнее, спокойно, без нервов, помаленьку двигаются сквозь гонки и годы к своей скромной мечте.
Не покидает ощущение, что России на сочинских Играх не хватает спортсменов не с медалями на груди, а с медалями, отпечатанными на сердце.