Пламен Константинов: "Мои фавориты в Рио - Бразилия и Россия"
Возвращение в Россию после годичной паузы 43-летнего болгарского специалиста – это один из самых ярких трансферов в мужской суперлиге. Во-первых, в столицу Сибири едет действующий тренер сильной национальной сборной. Во-вторых, болгарин отработал четыре сезона в России и сумел доказать свою профессиональную состоятельность.
ОЛИМПИЙСКИЙ ОТБОР СТАЛ ЖЕРТВОЙ ПОЛИТИКИ
– Сборная Болгарии не едет на Олимпиаду, хотя в Лондоне была четвертой. В вашей стране тоже недовольны нынешней системой отбора на Игры?
– В Европе нет стран, которые довольны тем, как шел отбор в Рио. Итог не радует – олимпийский турнир по составу участников выглядит слабее Мировой лиги. Если разобраться, даже чемпионат Европы не слабее турнира в Рио. Олимпийский отбор стал жертвой большой волейбольной политики. Руководство ФИВБ хотело дать шанс и новые возможности другим конфедерациям, но итоги квалификации вряд ли кого-то обрадовали.
– У вас есть рецепт как изменить ситуацию?
– Европа должна получить возможность принимать участие во всех турнирах, где выступают сборные иных континентов. Это странно, когда на отбор в Мексику едут чилийцы и две команды Африки, но нет даже одной европейской сборной. Во-вторых, представительство европейских сборных на Кубке мира или Мировом отборе нужно расширить.
– Тогда возникнет перекос в пользу Европы.
– Центр мужского волейбола сегодня находится в Европе. Для глобальных перемен нужно изменить качество подготовки игроков на других континентах. В футболе Африка долгое время была очень слабой, но теперь многое поменялось. Если мы действительно хотим развивать нашу игру, всем нужно подумать, как уместить в существующие сроки турнир для шестнадцати команд. На мой взгляд, это одна из задач ФИВБ на ближайшие годы.
АЛЕКНО ПРАВ, ВЫБИРАЯ ОПЫТ
– В полуфинале прошлой Олимпиады сборная России обыграла именно Болгарию. Ждать ли нам нашу сборную в финале Игр Рио, как думаете?
– Мои фавориты Игр – Бразилия и Россия. Бразильцы играют дома. Для них это огромный стимул. Они любят и умеют играть при своей публике. Россия очаровала меня в Берлине на квалификационном отборе. Тот волейбол, который она показала, мне очень понравился.
– Чем именно?
– У России в Берлине было две сильные шестерки. В финале Алекно снял с игры людей, которые устали днем ранее, решив исход матча с немцами. На корт вышли Маркин и Бережко. В непростой ситуации они сделали все, что было нужно для победы. Никакой потери в качестве, только эффект неожиданности и сюрприз для соперника. То же самое я могу сказать про ваших либеро, отчасти – связующих и блокирующих. Это была настоящая русская матрешка! Для такого турнира, как Олимпиада, очень важный момент – два полноценных состава. Причем в Берлине вы играли без Мусэрского!
– Этот игрок сильно меняет качество волейбола в российской сборной?
– Он меняет любую команду. Если Дмитрий будет в порядке, Россия получит лишний козырь. Но я думаю, что коллега Алекно сегодня больше заботит сама подготовка. В Рио многое решит готовность игроков. Тот, кто будет лучше готов к турниру, и сыграет в финале. Французы очень хороши, они играют с улыбками на лицах. Это большой плюс, но Франции может не хватить сил – состав и запас в этой сборной неравноценны.
– В российском составе, который готовится к старту Мировой лиги – восемь олимпийских чемпионов Лондона. Девятый, Александр Бутько, может вернуться в команду в июле, пройдя курс необходимой ему медицинской реабилитации.
– Алекно ставит на опыт, и он прав. Олимпиада не тот турнир, где уместны эксперименты. Играть должны те, кто хорошо готов. При прочих равных условиях приоритет нужно отдать опытным людям.
МИРОВАЯ ЛИГА – ЦЕЛЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЕДЕТ В РИО
– В середине июня стартует Мировая лига. Не обесценен ли успех в этом турнире в год проведения Олимпиады?
– Тут действительно есть проблема. Это слишком сложно – выйти на пик своей лучшей готовности дважды за лето. Пример поляков, которые выиграли в 2012-м Лигу, но провалили Игры в Лондоне, стал хрестоматийным.
– Финальный раунд в этом году принимает польский Краков. Выходит, что Польше нужен еще один титул.
– Титулы нужны всем. Россия в этом смысле не исключение. Поляки – хозяева турнира и могут играть предварительный раунд экспериментальным составом. Но я не думаю, что ради успеха в Кракове кто-то будет корректировать подготовку к Олимпиаде. Мировая лига в этом году – цель для тех сборных, которые не попали в Рио.
– Вы говорите о Болгарии?
– Мы очень постараемся, но нам будет сложно выиграть Лигу. Пришло время обновлять сборную, сделав микс из опытных и совсем молодых игроков.
– Мировая лига впервые проводится по принципам, которые являются нормой у девушек в "Гран-при" – двенадцать сборных, три игровых уик-энда и девять матчей на отбор в финальный раунд. Ваше отношение к этой реформе?
– Отрицательное. Болгария в этот раз не увидит свою мужскую сборную. Так уж вышло – на всех домашних туров не хватило. Спонсоры недовольны, мы теряем деньги. Надеюсь, что после Рио Мировая лига вернется к привычному формату.
ВОЛЕЙБОЛ ДЛЯ РОССИИ – ЗОЛОТОЙ ВИД СПОРТА
– Вы возвращаетесь в Россию, пропустив один сезон как клубный тренер. Не жалели о своем решении взять паузу?
– Нет. Календарь был таким, что можно было завалить всю работу в клубе и сборной. В Нижнем, где я трудился, команда требовала обновления, а это всегда непростой труд. Сборная имела шанс пройти отбор, но в Берлин мы приехали без трех ключевых игроков. В итоге отбор для нас закончился, по сути, досрочно.
– Вы следили за российской лигой, работая со сборной?
– Конечно! Очень заметно, что денег стало меньше.
– Это эхо общей ситуации в экономике.
– Да, но волейбол для России – особый спорт. Ваш золотой вид! Он совсем недорого обходится стране, если сравнивать затраты и полученную отдачу, успех. Да, в России есть хоккей. Этот вид мы сразу убираем в сторону. Россия – это долгая зима. Уже потому хоккей – ваш вид спорта. Но вот что происходит дальше, мне не очень понятно. Могу ошибаться, но весь российский волейбол стоит как три ваших больших футбольных клуба. Но сколько еврокубков выиграли футболисты?! Мне кажется, что кризис кризисом, но те счета, которые в итоге дают жизнь волейболу, нужно оплачивать всегда.
– Вы готовы к тому, что в Новосибирске нет денег на команду, которая еще недавно выиграла Лигу чемпионов?
– Готов. По мне хуже не урезание бюджета, а уход ярких игроков в клубы, где есть финансовая стабильность. Это минус всем. В России больше нет шести-семи клубов, которые мечтают о титулах. Я застал это время, пять лет назад приехав в Сургут. Сегодня титулы – это только про Казань и Москву. В этих командах даже четвертый доигровщик – человек уровня национальной сборной. Но так уж устроены люди, ничего не поделать. Они ищут где лучше, а уже потом думают про конкуренцию и свой шанс играть на высоком уровне.
– Алексей Спиридонов весной ушел из Казани, хотя мог получать хорошие деньги, не имея возможности помногу играть.
– Он спортсмен, игрок по натуре. Если таких поступков будет больше, выиграет сборная России и публика. Волейбол у вас любят, лига всегда была яркой. Ее лидеры и сегодня остаются очень и очень сильными, но всем остальным придется их догонять. Это вызов, мне он интересен.