Ефимова обеспечила себе новую битву
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Олимпийского парка
Комментируя предварительный женский заплыв на дистанции 200 метров брассом, двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов заметил в эфире, что никогда еще не видел, чтобы брассистка была способна проплыть вторую половину дистанции за те же секунды, что и первую. Речь шла о Юлии Ефимовой, пробившейся в полуфинал с восьмым результатом. Когда после соревнований я спросила пловца, что именно его так удивило, Панкратов сказал:
– Брасс и баттерфляй – так называемые "толкательно-бросательные" виды – достаточно энергозатратны. Поэтому я удивился самому факту. Ну не бывает так, чтобы у спортсменки скорость второй половины была сопоставима с первой.
Когда же я напомнила собеседнику, что именно такой тактикой отличались в свое время брассистки выдающегося плавательного специалиста Бориса Зенова, выигравшие среди прочего количества наград весь пьедестал двухсотметровки брассом на Олимпийских играх-1976 в Монреале, а затем – в Москве, Денис на секунду задумался и сказал:
– Знаете, а ведь вы правы. Просто это было сорок лет назад!
– Получается, что за это время эффективность подобной стратегии не снизилась?
– Я пока даже не знаю, что вам ответить, – признался пловец. – Пока все увиденное не очень укладывается в моей голове. Такое плавание, безусловно, дает большое психологическое преимущество. Для спортсмена очень важно знать, что вторую половину он способен проплыть намного быстрее соперников. Тогда тактика начинает сводиться лишь к тому, чтобы не проиграть слишком много на первых ста метрах. Получится ли у Юли? Не знаю. Все-таки ее лучший результат в этом сезоне 2.21,41, а японка Рие Кането проплыла на апрельском отборе за 2.19,65. Еще есть датчанка Рикке Педерсен, которой вот уже три года принадлежит на этой дистанции мировой рекорд, но она не очень везучий в плане побед человек.
– В каком смысле?
– Помните шестилетней давности чемпионат Европы в Будапеште? Там Педерсен в полуфинале установила мировой рекорд, а в финале проиграла Анастасии Чаун и норвежке. И вот это характеризует датчанку самым исчерпывающим образом…
В полуфинале перед Ефимовой стояла сложнейшая задача: отобраться в восьмерку, не потратив при этом слишком много сил. В напряжении держали и прошлогодние воспоминания о чемпионате мира в Казани, где после блистательной победы на стометровке спортсменка не сумела пробиться в полуфинал – не хватило сил. Хотя возможно там Юля просто просчиталась – как раз из нежелания вкладываться в дистанцию больше, чем это необходимо.
Вот чуточку и не хватило – примерно как Владимиру Морозову в полуфинале олимпийской стометровки: пловец стартовал в первом из двух заплывов и совершенно не учел, что те, кто поплывет следом, будут дополнительно подстегнуты уже известными секундами соперников. Так и получилось: в главном заплыве своей жизни Морозов остался девятым.
В отношении Ефимовой больше всего хотелось увидеть тактику, и со стороны она, конечно же, выглядела убийственно: первый отрезок Юля прошла медленнее всех, затем начала стремительно подтягиваться к лидерам. Финишировала она второй, уступив Кането 0,41, и пробилась в финал с шестым результатом. Американская обидчица Ефимовой на стометровке Лилли Кинг осталась за бортом – 12-й.