Нузман против Обамы
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ
В пятницу мир узнает, где пройдут Игры ХХХI Олимпиады 2016 года. На них, как известно, претендуют Мадрид, Рио-де-Жанейро, Токио и Чикаго, а к числу фаворитов относятся города-кандидаты из США и Бразилии.
Пару месяцев назад я уже пытался дать оценку шансам сторон и пришел тогда к выводу, что Рио как бы запрограммирован на успех. Главным образом потому, что Игры еще никогда не проводились в Южной Америке, и если бразильский мегаполис не победит теперь, то, в случае выбора в пользу Чикаго, придется еще очень долго ждать, когда в списке олимпийских столиц появится название латиноамериканского города. А этого МОК допустить не может. И, похоже, не хочет.
Изменилось ли с тех пор мое мнение? В общем-то нет. К тому же в самом начале сентября был обнародован доклад Оценочной комиссии МОК, которая не только внимательнейшим образом изучила Заявочные книги претендентов, но и посетила все четыре города. И хотя представители каждого из кандидатов считают, что доклад комиссии для них позитивен, независимые эксперты уверены, что итог - в пользу Рио.
Вот отправные точки для подобного вывода. У кандидатуры Токио очень низкий процент общественной поддержки. За проведение Игр выступают только 55 процентов японцев и 56 процентов жителей самого Токио. К тому же некоторые из спортивных сооружений, указанные, как построенные, на самом деле существуют только на бумаге.
Мадрид не показал - далее цитирую доклад - "полного понимания необходимости четкого распределения ролей и сфер ответственности" между различными заинтересованными структурами.
У Чикаго отмечено отсутствие достаточных обязательств со стороны федерального правительства, которые "тянут" всего на 750 миллионов долларов. Плюс, если во время Игр природа начнет оправдывать народное название Чикаго как города ветров, это может серьезно повлиять на проведение соревнований по стрельбе из лука, гребле, теннису, плаванию на открытой воде и некоторым другим видам спорта.
Что же касается Рио, то в соответствующем разделе доклада указывается, что бразильцами предложен "отличный план наследия" и что "растущая национальная экономика сможет поддержать необходимое развитие инфраструктуры для того, чтобы провести Игры 2016 года".
Поняв, что кандидатуре Чикаго необходима срочная поддержка, американцы прибегли к испытанному приему. Начали обещать деньги.
Сначала ведущий кабельный спортивный канал Америки ESPN, принадлежащий корпорации Disney, заявил о своей готовности вместе с АВС бросить вызов компании NBC, которая уже более 20 лет монопольно владеет правами на показ Игр на территории США, и вступить в объявленный МОК тендер на трансляцию Игр 2014 и 2016 годов. Цель акции - поднять стоимость этих прав и тем самым заставить членов МОК поверить в то, что, выбрав Чикаго, они увеличат доходы олимпийской семьи. Чуть позже телесеть FOX, принадлежащая медиамагнату Руперту Мердоку, объявила, что, в случае победы Чикаго, тоже готова побороться за право показа Игр 2016 года на территорию США. И, наконец, НОК США, полгода назад объявивший о создании собственного "олимпийского" телеканала, публично отрекся от своей инициативы, чтобы не навредить общему делу.
Вслед за этим к процессу подключили президента США. 16 сентября Барак Обама провел на Южной лужайке перед Белым домом спецмероприятие в поддержку кандидатуры Чикаго, на котором заявил, что Америке нужна Олимпиада-2016 и что страна ее ждет. За день до этого, правда, Обама позвонил президенту МОК Жаку Рогге и сообщил, что сам на сессию МОК в Копенгаген, к сожалению, приехать не сможет, так как будет занят внедрением в жизнь исторической реформы системы медицинского обеспечения в США, но пришлет супругу Мишель.
Тем не менее позже намерения президента США изменились. 20 сентября в датскую столицу вылетела передовая группа дипломатов и сотрудников безопасности, которые обычно занимаются обеспечением зарубежных поездок президента. За неделю до дня решающего голосования на сессии МОК сам Барак Обама сказал, что, если только сможет освободиться от неотложных дел по внедрению реформы медицинского обеспечения, обязательно прибудет в датскую столицу. И, наконец, два дня назад поступило сообщение: американский президент приедет-таки в Копенгаген.
А что же конкуренты? Президент Бразилии Луиш Инасио Лула да Силва уже давно и твердо пообещал лично поддержать соотечественников на сессии МОК. В состав мадридской делегации входит король Испании Хуан Карлос I. Скорее всего, прибудет в Данию и новый премьер-министр Японии Юкио Хатояма. Не дожидаясь личного появления в Копенгагене, каждый из этих трех государственных деятелей направил всем членам МОК письма с просьбой выразить доверие соответствующему городу-кандидату.
В Испании, вдобавок ко всему, чтобы повысить рейтинг Мадрида, приняли новый закон, позволяющий, как того требуют правила WADA, проводить допинг-контроль с 6 утра до 11 вечера. До этого законодательно было разрешено беспокоить спортсменов только с 8 утра. А бразильцы заявили, что в случае победы Рио президентом Оргкомитета Игр станет президент НОК Карлуш Нузман, возглавляющий сейчас Заявочный комитет. Тем самым гарантируется преемственность обязательств и личной ответственности конкретного руководителя, пользующегося немалым уважением и доверием коллег по МОК.
Что в итоге перевесит - мораль или деньги? Риторика президента США или обаяние президента НОК Бразилии? А может, восточная деликатность японцев или искренняя эмоциональность испанцев? Ответ мы узнаем очень скоро. Любой прогноз - вещь опасная и зачастую ненужная. И все-таки. Если бы я был членом МОК, то, при всем уважении к достоинствам других претендентов, выбрал бы Рио. Думаю, так и произойдет. Во втором туре голосования, если в первом вылетит Мадрид. Или в третьем, если неудачником первого станет Токио. Впрочем, это только мои предположения...