Эцио Гамба: "В разгар допингового скандала Путин сказал: "Не волнуйтесь"
Дмитрий СИМОНОВ
из Рио-де-Жанейро
Итальянец Гамба, олимпийский чемпион Москвы-1980 и серебряный призер Лос-Анджелеса-1984, возглавил сборную России в 2008-м. За восемь лет его команда завоевала восемь олимпийских медалей, из них пять золотых, хотя раньше отечественные спортсмены никогда не добирались до первого места. В январе этого года 57-летний тренер получил гражданство нашей страны, а его команда пользуется благосклонностью президента Владимира Путина, который один-два раза в год непременно тренируется с ней.
Гамба превратил дзюдо в один из национальных видов спорта – ловишь себя на мысли, что уже в каждой весовой категории ждешь только первого места, а поражения наших спортсменов вызывают удивление, какое всегда возникает при неудачах фаворитов. В пятницу программа соревнований дзюдоистов завершилась, в воскресенье команда с двумя чемпионами и одной бронзовой призеркой в составе прилетит на родину. Перед вылетом я встретился с Гамбой в олимпийской деревне, чтобы понять – как он это делает.
"ОЛИМПИАДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В СПЛОШНОЙ ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ. ДЛЯ НИХ ЭТО БИЗНЕС"
– Эцио, можете сравнить выступления своей команды на двух Олимпиадах? С одной стороны, медалей завоевано меньше, чем четыре года назад – 2-0-1 вместо 3-1-1. С другой, на сегодняшний момент дзюдоисты принесли России половину всего золота.
– Нынешний результат – великолепный, если учесть, в какой обстановке мы готовились. Мельдониевый кошмар разрушил нашу подготовку и повлиял на наше состояние. Нам пришлось менять планы. В общем, мы оказались в очень, очень тяжелой ситуации.
Кроме того, над нами буквально измывались с точки зрения допинг-тестов. Месяц назад был допинг-контроль на сборе в Кастельдефельс. Спустя 10 дней – допинг-контроль уже в Лиссабоне. Потому у ребят брали анализы крови здесь, всего за два дня до соревнований, потом непосредственно в соревновательные дни, прямо перед схваткой. Это настоящее безумие. Олимпиада превратилась в сплошной допинг-контроль.
Думаю, они делали это за деньги. Просто не вижу других причин. Смотрите, они продолжали проверять, хотя прекрасно знали, что мельдоний остается в организме надолго. Так что, полагаю, для них это бизнес. Вот поэтому, учитывая все обстоятельства, два золота и бронза – просто прекрасно.
Прежде всего, я хочу сказать спасибо всем ребятам, которые не сумели завоевать награды или вообще не приехали сюда. Восемь лет работы с ними были фантастическими. Хайбулаев – чемпион Европы, мира и Игр-2012. Денисов – многократный призер мира и Европы. Могушков, Хан-Магомедов, Нифонтов, Исаев, Галстян… У нас чудесная команда, и я хочу поблагодарить их всех. Нам удалось резко улучшить результаты, прежде всего благодаря их трудолюбию, этим они открыли нам дорогу к успехам.
И конечно, спасибо ребятам-медалистам. Они провели супертурнир. Для меня их успех не сюрприз. Мудранов – трехкратный чемпион Европы, серебряный призер чемпионата мира. Халмурзаев – новый молодой спортсмен, но он ежедневно тренировался с пятью-шестью дзюдоистами, входящих в число сильнейших в мире – Нифонтовым, Хубецовым, Магомедовым, Кабачировым, Воробьевым. Все они повышают свой уровень, тренируясь друг с другом.
– У вас была уверенность, что команду допустят до участия в Играх?
– Рад, что нас поддержала Международная федерация дзюдо. Ее президент, Мариус Визор, меня отлично знает, мы знакомы уже лет 30. И он в курсе, что я никогда, вы слышите, никогда не имел дела с допингом. Более того, если бы я узнал, что кто-то втайне от меня принимает допинг, я бы вышвырнул такого человека из команды. Поэтому все, что происходило вокруг российской сборной в последнее время, все эти обвинения – настоящее дерьмо, я не могу подобрать другого слова. Это ужасная ситуация для спортсменов. Никто из них не виноват! Никто не принимал запрещенных препаратов!
У НАС КОМАНДА ЧЕМПИОНОВ
– Если бы вы могли вернуться в прошлое, вы бы поменяли каких-нибудь людей в составе?
– Ни в коем случае. Это было мое решение, принятое на основе следующей логики: на Олимпийских играх важно входить в топ-8 рейтинга, чтобы в первых раундах получить "несеяных" соперников. По сути, нужно выиграть один важный поединок, четвертьфинал, и ты уже в шаге от медали. Поэтому я бы не стал ничего менять. Понятно, что выбор сложный, ведь в каждой категории можно выставить лишь одного спортсмена. Так что ответственность целиком и полностью на мне.
– Кто из не выигравших медали мог выступить лучше?
– Извините, а кто у нас не выиграл медали? У нас в команде за восемь лет было около 60 спортсменов. И у каждого есть победы и медали. В "Гран-При", в "Большом шлеме", на чемпионатах Европы и мира. Даже самые молодые и вроде бы нетитулованные выигрывают на юношеском и молодежном уровне. У нас команда чемпионов. Все, кто в нее приходит, сами такими становятся.
– Четыре года назад вы выбирали между Галстяном и Мудрановым, в Лондон поехал Артур и стал чемпионом. Сейчас вы сделали ставку на Беслана, и он тоже победил. Как вам удалось сделать так, чтобы человек не затаил на вас обиду за то решение, не стал считать своим врагом?
– Я всегда объясняю им свои решения. Почему предпочел того или другого. Например, в ситуации Нифонтов – Халмурзаев я сказал Ивану: к сожалению, ты пропустил определенное время из-за травмы и не входишь в топ-8. Нифонтов меня понял. То же самое происходит и с остальными. У меня в команде собраны умные ребята. Решения по составу тяжелые для меня и для них, но они его принимают.
– Вы всегда говорите, что ваша команда – это семья. Как вам удается добиться такого эффекта?
– Во-первых, никогда не создаю между ними конфликтов, они не конкуренты. Мы настраиваемся так, что боремся против иностранных спортсменов, а не против россиян. Боремся вместе! Бок о бок, друг за друга. Во-вторых, я никогда не делю коллектив на победителей и проигравших, для меня все равны.
– Расскажите подробнее про двух наших олимпийских чемпионов.
– Я не хочу говорить только о двоих – буду говорить про всех. Мои спортсмены – очень вежливые и спокойные люди, они не меняются, независимо от поражений или побед, оставаясь собой. Дружелюбные, отзывчивые. А главное, они командные игроки! У нас фантастический коллектив, и я реально не могу сказать про них ничего дурного, потому что они – супер. Думаю, что ни в Европе, ни в мире нет такой команды, как наша.
– У Хасана Халмурзаева есть брат-близнец Хусейн, тоже дзюдоист. Как вы их различаете?
– Ха-ха, вначале мне и правда было сложно, я не понимал, кто есть кто. Но теперь научился определять. Оба брата – сильные дзюдоисты. Хусейн выступал на одном из турниров, и в финале проиграл лишь в дополнительное время спортсмену, который потом стал олимпийским чемпионом. Уверен, что в следующем цикле Хусейн будет претендентом на участие в Олимпиаде. Он приехал сюда как спарринг-партнер для брата и для Денисова. К тому же, его присутствие шло на пользу Хасану, ведь они близнецы, у них особая связь. С Хасаном они в разных весовых категориях, поэтому выступать друг против друга не могут, но на тренировках борются.
– Это единственный случай в дзюдо, когда близнецы выступают на столь высоком уровне?
– Нет, в Италии в свое время такое тоже было.
ПОКА НЕ ЗНАЮ, ОСТАНУСЬ ЛИ В РОССИИ
– Все дзюдоисты в один голос твердят, что вы умеете произнести такие фразы, которые воодушевляют и придают сил. Что именно вы говорите?
– Дело в том, что я их знаю как облупленных. Какие слова пойдут им на пользу, а какие навредят. Стараюсь поддерживать их любимый стиль борьбы. Плюс мы всегда разбираем соперников – какие слабые стороны можно использовать и обернуть в нашу пользу.
– Вы, вероятно, слышали, что и четыре года назад, и сейчас журналисты и болельщики называли вас волшебником.
– Нет, я не читал ни одной статьи про себя, у меня даже нет странички в Facebook или в других соцсетях. Но я рад, что мы создаем такой имидж дзюдо в России. Знаю, людям действительно полюбилась наша команда.
– Если это не ваша магия, то что?
– Магия – не моя, магия – это наша команда. В ней удивительная атмосфера. Все тренеры и спортсмены друг с другом очень близки. Нет никакой разницы, кто и откуда – с севера, с юга, с востока, с запада. Неважно, у кого какая религия. Какая разница, если мы можем быть друзьями. Главное, мы трудимся все вместе.
– Вы продолжите работу в сборной России?
– Всегда поступаю одинаково: после Олимпиады возьму паузу дней на 20, чтобы подумать. И решу, как поступить.
– Если вы останетесь, то на следующий четырехлетний цикл, до вашей 11-й по счету Олимпиады?
– Конечно.
– Какая Олимпиада – самая лучшая и памятная для вас?
– Каждая из них. Потому что любой Олимпиаде я посвящаю всю свою жизнь. Конечно, результат Игр в Лондоне стоит особняком. Но всякий раз четыре года проходят в напряженной, самозабвенной работе, я отдаю себя всего.
– Что вам не понравилось на Играх в Рио?
– Не хочу сейчас возвращаться назад. Еда? Да, питание действительно было не очень. Но мы приехали сюда всего на десять дней, ничего страшного. С другой стороны, деревня находится близко к месту проведения соревнований, это хорошо.
ПУТИН ЕЩЕ НЕ ЗВОНИЛ
– Владимир Путин звонил вам с поздравлениями за золотые медали?
– Пока нет! – рассмеялся Гамба. – Но уверен, что он внимательно следил за нашими выступлениями. Он поддерживал нас на 100 процентов. Всякий раз, когда мы общались, он был невероятно дружелюбен. Ему нравится дзюдо, и он всегда счастлив, когда российские дзюдоисты добиваются побед.
– О чем вы говорите с Путиным при встречах?
– В целом про дзюдо. Он с большим интересом расспрашивает, каков расклад сил в мире, кто на каком уровне борется. Он знает всех спортсменов и по фамилиям, и по именам. Ему нравится тренироваться с нами. Наши встречи всегда доставляют мне удовольствие.
– Как он напутствовал вас и атлетов на Игры-2016?
– Последняя встреча состоялась несколько месяцев назад. Тогда уже возникли проблемы с допингом. Он сказал: "Парни! Тренируйтесь, трудитесь. Мы сделаем все возможное, чтобы дать вам шанс выступить на Олимпиаде. Не волнуйтесь ни из-за чего. И не думаете о результате – мыслите только о том, чтобы показать свою истинную силу. Ничего более – просто делайте свою работу".
– Что бы вы сказали детям, предлагая им пойти в дзюдо?
– Прежде всего, что этот вид спорта учит правильно приземляться. Падать нужно уметь. Это всегда пригодится – когда ты бежишь, когда ты играешь в баскетбол или волейбол, регби или футбол. Кроме того, дзюдо помогает держать свое тело в тонусе и постоять за себя, если потребуется. Наконец, ты сражаешься с другими людьми, познаешь своего соперника, понимаешь собственное состояние. Вы с ним как будто оказываетесь на необитаемом острове – только ты и он, и кто-то должен уступить.
– Мне всегда казалось, что победить дзюдоиста – задача непростая, но недавно произошел один случай, который заставил меня усомниться в этом. Вы слышали, что произошло с бельгийским дзюдоистом, бронзовым призером Игр? Он дрался на пляже.
– Ван Тихелт? Конечно, мы знакомы, как и со всеми другими иностранными дзюдоистами. Но я ничего не знаю об этом. Расскажите мне!
– Он приехал на Копакабану, чтобы закатить вечеринку по поводу своего достижения. У одного из его друзей украли телефон. Ван Тихелт попытался остановить преступника, но получил от него удар, и был повержен. Как же так?
– Уверен в одном: окажись на месте бельгийца наш дзюдоист, у преступника не было бы ни единого шанса.
"СЭ" благодарит пресс-службу федерации дзюдо России за помощь при подготовке этого интервью и высокопрофессиональную работу на протяжении всего турнира.