Елена Исинбаева: "Мы не слабее американцев. Просто силы не равны"
Дмитрий СИМОНОВ из Рио-де-Жанейро
– Олимпиада завершена, сборная России финишировала на четвертом месте в командном зачете. Учитывая обстоятельства, это успех?
– Я бы даже сказала, это триумф нашей сборной, поскольку каждый из наших спортсменов выложился на сто процентов, победив обстоятельства и победив себя. Многие из наших атлетов выступили лучше, чем от них ждали. Конечно, у некоторых не получилось завоевать те медали, на которые они рассчитывали. Если учесть все виды, в которых нам не удалось показать лучшие результаты, мы наверняка оказались бы в первой тройке. Но это ничего. Я все равно безумно счастлива. Четвертое место в командном зачете без легкой и тяжелой атлетики – это огромный успех.
– И еще частично – без академической гребли и гребли на байдарках и каноэ…
– Да, нас обкромсали почти везде, где мы могли бы взять медали. Сейчас, глядя на те результаты, которые были показаны, скажем, в турнире по легкой атлетике, мы можем смело утверждать, что Сергей Шубенков, Мария Кучина, я и некоторые другие российские спортсмены могли бы завоевать в Рио золотые медали. По крайне мере мы бы за эти медали поборолись.
– То есть в командном зачете мы могли бы настичь Китай и Великобританию, у которых оказалось соответственно 26 и 27 золотых наград?
– Думаю, что 30 золотых медалей мы бы завоевали. Получается, мы могли бы стать даже вторыми.
– На своей пресс-конференции в Рио вы говорили о том, что вам будет интересна реакция спортсменки, которая выиграет Олимпиаду в женских прыжках с шестом. В итоге вы довольны ее комментариями? Ведь результат гречанки Екатерини Стефаниди показал, что вы были правы, когда говорили, что чемпион Игр-2016 без вас в секторе станет только вторым.
– Честно говорят, я не видела интервью Стефаниди и не слышала, чтобы она упоминала мое имя. Но, как я уже и говорила, мое отсутствие в секторе – это не проблема самих шестовичек. Их не должно было волновать мое отсутствие. Наоборот, они, наверное, были рады дополнительной возможности побороться за медали. Поскольку результат, который я показала в этом году – 4,90, свидетельствовал о том, что без меня они смогут завоевать золото без борьбы. Но, боже мой, что я могу сказать? Как они прыгали в Рио, так и прыгали. Молодцы!
– Какое у вас было чувство, когда вы узнали, что золото Олимпиады-2016 принес результат 4,85? Сильно расстроились?
– Этот результат подтвердил мои слова. Если кто-то думал, что разговоры о моих шансах завоевать третью золотую медаль в Рио – это пустая болтовня, теперь убедились, что это были не голословные утверждения. Я обычно произношу такие фразы, только когда уверена в себе. А здесь я еще понимала, каков будет уровень девочек в Рио, что борьба за первое место пройдет на уровне 4,90. В итоге я ошиблась на пять сантиметров. Поэтому, конечно, мне взгрустнулось. В очередной раз стало обидно. Но что я могу сказать? К сожалению, так произошло.
ТОКИО-2020? НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ "НЕТ"
– Глава нашей делегации Игорь Казиков обратил внимание на то, что американцы очень сильно выступили в Рио. Такое ощущение, что только они тренировались и готовились, особенно в плавании и легкой атлетике. Как вы думаете, реально ли нам когда-нибудь догнать сборную США?
– Могу сказать, что мы и сейчас не слабее американцев. Просто силы были не равны, вот и все. А в плане результатов мы нисколько не уступаем Штатам. Просто в Рио нас было намного меньше.
– Как вам далось решение о завершении карьеры? Настолько оно было сложным?
– Давно решила, что Игры в Рио будут для меня заключительными. Уходить нужно вовремя. Я и раньше говорила об этом со спокойной душой и давно морально подготовила себя к тому, что профессиональный спорт для меня в Рио закончится. Единственное, что пошло не по плану, – я должна была заявить о завершении карьеры после моей церемонии награждения.
– После того как вас лишили возможности выступить в Рио, не появлялось мысли о том, чтобы поехать еще на одну Олимпиаду?
– Я хотела закончить после завоевания еще одной медали. Количество пройденных Олимпиад для меня не самоцель. Просто чувствовала, что в Рио действительно могу побороться за золото. Как будет к следующей Олимпиаде – одному богу известно. В принципе ничего невозможного нет. Например, испанка Рут Бейтиа сейчас выиграла золото в прыжках в высоту в 37 лет. Но это потому, что наших девочек не было – молодой Марии Кучиной. Тем не менее, оказывается, и в 37 лет можно побеждать на Играх. Впрочем, переносить на себя эту ситуацию не хочу, поскольку я заявила о завершении карьеры и сейчас намерена сконцентрироваться на другой работе. И вообще – моя жизнь поменялась. А как сложится ближе к Токио-2020, время покажет. Не буду говорить однозначное "нет", но и обещать ничего не стану.
– Но какую-то долю вероятности оставляете?
– Нет, давайте закроем эту дверь. Если позже будет необходимость, я ее снова открою. Вдруг звезды сложатся лучше, чем в Бразилии, тогда все возможно!
ПРОБЛЕМУ ДОПИНГА В РОССИИ РАЗДУЛИ
– Вам удалось увидеться в Рио с главой Международной федерации легкой атлетики Себастьяном Коэ?
– Нет, на стадион я не ходила. А на тех мероприятиях, на которых была, его не видела.
– Как вы представляете себе ваше дальнейшее сотрудничество после его поступков?
– Если возглавлю нашу федерацию, то, конечно, отброшу личные эмоции. Я же буду представлять не себя, а всю Россию. Буду заинтересована в том, чтобы легкоатлетов вернули на международные соревнования. Если придется идти на диалог, буду вести себя дипломатично, в рамках работы.
– Есть ли у вас опасения, что ситуация вокруг допинга еще не закончилась? Сейчас ходят разговоры о том, что будет вторая часть доклада Макларена. Каковы наши перспективы относительно ближайшей зимней Олимпиады?
– Считала, что главной целью было не допустить в Рио Всероссийскую федерацию легкой атлетики. Цель достигнута, и дальнейшая борьба бессмысленна. Думаю, наше руководство примет меры по защите спортсменов и, прежде всего, наших паралимпийцев, чтобы они смогли выступить на Паралимпиаде в Рио и не страдали так же, как мы – легкоатлеты. Зимники, уверена, имея перед глазами пример нашей дисквалификации, поймут, что это не шутки, и станут действовать так, чтобы избежать подобной ситуации.
– Проблема допинга действительно настолько велика в России?
– Проблема допинга в России существует, но она не столь велика, как ее раздули. Она существует во всем мире, и все об этом знают. В свете последних политических событий давление через спорт оказалось самым эффективным. С одной стороны, это хорошо, потому что наши руководители теперь поняли, где у нас слабое место. Будут предприняты меры для того, чтобы профессиональные спортсмены были защищены. Защищая себя и честь страны, мы оказались важными фигурами в этой ситуации.
Я ЧЕСТНА ПЕРЕД СОБОЙ
– Вы говорили, что не простите тех, кто не пустил вас в Рио, а потом изменили мнение. Что заставило вас поменять точку зрения?
– Когда я прилетела в Рио, мне было тяжело, но в этом визите была необходимость, чтобы иметь возможность избрания в комиссию МОК. Преобладали эмоции прежде всего. Но когда провела здесь неделю и поговорила с определенными людьми, поразмыслила и поняла, что я – не Господь Бог и не судья. Я простила людей, но не их поступки. Не знаю, что им нужно делать: извиняться или что-то еще, потому что я не хочу нести на себе этот груз войны и непонятной борьбы. Я честна перед собой, и это главное.
– В 2015 году вы стали майором, получили погоны. Как это произошло?
– Тогда я объявила о том, что хочу попробовать готовиться к Играм в Рио. Мое решение возобновить спортивную карьеру совпало с возвращением в ЦСКА. Мы начали расти вместе, по-новому. ЦСКА и раньше существовал, но затем на долгое время наступило какое-то забвение. А с приходом нового начальника – Михаила Николаевича Барышева – ЦСКА процветает. На сегодняшний день почти все лучшие спортсмены страны являются членами нашего клуба, мне, конечно же, приятно быть его частью и оставаться полезной для армейцев. У ЦСКА огромное количество проектов, планов, уже создана "Юнармия" – теперь у нас появились и малыши. И очень приятно быть достойным примером для подрастающего поколения. А еще замечательно, что у нас такой сильный, мощный руководитель. При этом он очень дружелюбный. Ему удалось объединить всех нас, спортсменов, в клубе. Раньше такого не было.
– По-моему, половина наших золотых медалей в Рио – 10 из 19 – как раз завоеваны спортсменами ЦСКА. Вас и в Бразилии сопровождали сотрудники клуба?
– Да, сопровождали и помогали. Я вообще не нахожусь ни дня без присмотра ЦСКА! И чувствую себя очень уверенно, комфортно. В любой момент можно позвонить, работники и начальники всегда на связи, в любой момент ответят, помогут и предпримут меры. Это замечательно! Безумно рада, что в России есть общество, которое процветает ежедневно и ежеминутно. Дай бог, чтобы у нас в клубе было как можно больше олимпийских чемпионов и достойных людей. А нашему начальнику желаю как можно больше терпения! Да и всем нам. Мы тоже не подарки.
ЛЮБОЙ НАШ СПОРТСМЕН, ЗАВОЕВАВШИЙ МЕДАЛЬ, – ГЕРОЙ
– Понятно, что все победы чрезвычайно ценны. Но у вас есть какой-то рейтинг героев и медалистов Рио?
– Естественно, это девочки-гандболистки. Многие из них родом из Волгограда, мы вместе с ними росли, тренировались в одном манеже. Это была просто фантастическая победа! И необычайно сложная – мы же смотрели их матчи. С Норвегией шли нога в ногу, но все-таки выиграли. Просто бойцы, красотки, настоящие героини! Я читала в одном из интервью, что золота в женском гандболе у нас не было 36 лет. Так что это триумф девочек и, конечно же, тренера, к которому он так долго шел. Дай бог Евгению Васильевичу Трефилову здоровья, и покрепче. Пусть его голосовые связки только укрепляются с каждым днем. На самом деле, каким бы строгим и требовательным он ни казался на арене, уверена, что за пределами площадки он замечательный человек. И девчатам повезло с таким наставником. Собственно, результаты мы видели.
Конечно же, хочется отметить и девочек-ватерполисток, которые завоевали бронзу в тяжелейшей борьбе. Просто вырвали медаль! Это было очень приятно. Смотрела финальную схватку Натальи Воробьевой. Для меня это был некий опыт, поскольку от начала до конца борьбу никогда прежде не видела, в Рио удалось впервые. Захватывающий вид спорта, до последней секунды нельзя расслабляться. К сожалению, Наталья немножко уступила свой шанс. Ну, ничего – как я ей уже сказала, она все равно победила, потому что любой российский спортсмен, завоевавший медаль, – уже герой. Ведь приходилось бороться не только в секторе, но и за его пределами до начала Игр. Морально и психологически все были истощены куда больше, чем атлеты из других стран.
Художественная гимнастика, синхронное плавание – это вообще без комментариев. Полное превосходство, на голову выше соперниц! Девочки выходят на арену, и всем сразу понятно, кто вышел. Естественно, приятно, что наша школа существует уже десятилетиями, что у нас куют чемпионов, каждую Олимпиаду у нас золотые медали. Девочки поразили пластикой и сложностью элементов. Я не специалист, но могу сравнить наши выступления с другими – а ведь все познается в сравнении.
Смотрели парней-волейболистов, сильно переживали за них. Очень жалко! С трибуны наблюдали за полуфиналом против Бразилии. Наши парни здорово играли, но даже самые сильные могли сломаться при такой мощной поддержке не в твою сторону. Нас, россиян, в Рио встретили тепло, бразильцы хорошо относятся к нашей стране и жителям. Но вот если ты встречаешься с местной сборной, то пощады уже ждать не стоит. Это были футбольные болельщики на трибунах, только в волейбольном зале! Мы сидели, кричали как могли, но публику, чтобы она болела за Россию, завести никак не могли. Но все равно наши мужчины – бойцы. В этот раз немного не получилось, значит, получится в Токио-2020.
В борьбе у нас два золота у мужчин. Но мы это не видели. Говорим о том, что смотрели сами. Замечательные результаты в спортивной гимнастике. В борьбе, конечно, было несколько неожиданных поражений. Билял Махов должен был выиграть. Хотя здесь нельзя употреблять слово "должен". Уверена, что каждый спортсмен выходил в сектор и боролся за золото. Билял очень хотел защитить титул олимпийского чемпиона. А это всегда сложно, так как от тебя ждут нового триумфа.
– Когда вы выступали в ранге чемпионки, тоже это на себе прочувствовали?
– Чувствовала, но старалась на этом не зацикливаться. Не нужно думать о том, что ты кому-то что-то должен. Ты никому ничего не должен. Вышел – борись, прыгай, бегай. Прежде всего ты это делаешь для себя. Выступать против своей воли очень сложно. Хочу от всего сердца поздравить наших чемпионов! Было очень приятно сидеть на трибуне и болеть за них.
– Как относитесь к ситуации вокруг президента Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили?
– Мне сложно что-то комментировать. Я слышала об этом не из первых уст. Пока не готова что-либо сказать, нужно получить более конкретную информацию.
КАКОЙ-ТО ДЯДЯ ПРИХОДИТ И ГОВОРИТ: "ТЕБЕ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ"
– Бесконечные суды, поездки в CAS, борьба за свое имя... В какой-то момент сложилось мнение, что именно вы олицетворение всей России. Вы сильная, красивая, но вам не позволяют сделать ваше любимое дело. Ощущали, что символизируете всю страну?
– Какой-то своей особой роли в этой истории не чувствовала. Зато ощущала мощнейшую поддержку болельщиков, простых людей. Ведь человеку запрещают делать свою любимую работу, которую он хорошо выполняет. Какой-то дядя приходит и говорит: тебя нельзя работать, потому что твои коллеги непорядочные. Хорошо, даже если они непорядочные, ты-то тут при чем? Ты-то нормальный. Какие могут быть претензии? На основании чего тебя банят?! Это же вопиющая несправедливость! Мы все понимали, сплотились, но, к сожалению, повлиять ни на что не смогли… Благодарю еще раз за поддержку, одной мне было бы гораздо сложнее все пережить.
– Как вы думаете, почему американская пловчиха Лилли Кинг не поздравила Юлию Ефимову с медалью? Это результат американской пропаганды?
– Это прежде всего невоспитанность. Все же прекрасно знают, что существуют олимпийские принципы, правила честной игры. Спорт должен быть вне политики. Спортсменам всегда нужно оставаться нейтральными. Ее поступок – это отсутствие должного воспитания. Вот и все.
– Какие ваши ближайшие планы? Чем собираетесь заниматься после Олимпиады?
– В начале ноября состоится первая сессия МОК. К ней нужно будет хорошо подготовиться, чтобы высказать свою точку зрения по всем пунктам. Чем еще буду заниматься? У меня есть благотворительный фонд. 24 сентября мы проведем благотворительный красочный забег на пять километров. На каждом километре будем обсыпать участников красками. Возможно, некоторые новоиспеченные олимпийские чемпионы прилетят в Волгоград, и мы вместе пробежим эту веселую дистанцию. Все собранные от забега средства пойдут на строительство детской площадки. Нас ждет замечательное позитивное спортивное мероприятие. В общем, продолжаем развивать массовый спорт не только в Волгограде, но и во всей стране. Всех приглашаю пробежаться, у вас появится возможность познакомиться с нашими спортивными звездами поближе.
"СЭ" благодарит советника начальника ЦСКА по работе со СМИ Екатерину Агафонову за помощь в организации этого интервью и высокопрофессиональную работу с медиа на протяжении всей Олимпиады.