Юрий Нагорных: "Если Плющенко останется, будем только рады"
ЕСТЬ ТЕМА
Как Олимпиада-2014 изменила российский спорт
Спортивные власти завершили кадровые перестановки, связанные с итогами домашних Игр, и готовы открыть новый четырехлетний цикл в зимних видах спорта.
Общее направление развития на ближайшее четырехлетие в разговоре с корреспондентом "СЭ" обозначил замминистра спорта, курирующий зимние виды
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ПХЕНЧХАНУ-2018 БУДЕТ ПРИНЯТА В СЕНТЯБРЕ
– В межсезонье в нашем зимнем спорте произошло много изменений?
– На сегодня завершились практически все отчетно-выборные конференции и экспертные советы. В результате на новый четырехлетний цикл ряд президентов переизбран, а некоторые федерации получили новых руководителей. У руля остались: Георгий Беджамов – в Федерации бобслея России, Наталия Гарт – в Федерации санного спорта России, Елена Вяльбе – в Федерации лыжных гонок России, Владислав Третьяк – в Федерации хоккея России, Андрей Бокарев – в Федерации фристайла России и Алексей Кравцов – в Союзе конькобежцев России. Новые президенты c этого сезона – в Союзе биатлонистов России (Александр Кравцов), в Федерации горнолыжного спорта России (Леонид Мельников) и в Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (Дмитрий Дубровский). При этом образовалась новая организация – Федерация сноуборда России, и ее возглавил Денис Тихомиров. Впереди – конференция Федерации фигурного катания на коньках России – она намечена на 21 августа.
– Списки кандидатов в сборную России на сезон-2014/15 сформированы?
– Да, количество спортсменов в них по сравнению с предыдущим четырехлетием несколько сократилось. Практически все уже готовятся к новому сезону. Мы считаем, что должны продолжить работу, которая велась в предыдущее четырехлетие. Тем не менее по поручению министра спорта России Виталия Мутко мы с Центром сборных команд готовим новую программу подготовки по зимним видам спорта к Олимпийским играм-2018. Ее рассмотрение и утверждение запланировано на сентябрь.
– Со стороны кажется, что в предстоящем сезоне проблем будет куда меньше, чем в прошлом. Олимпиада выиграна, работа с федерациями отлажена. Это так?
– Никто не почивает на лаврах от того, что нам за четыре года удалось поднять зимний спорт в России на новый уровень. Обороты не сбавляются, поскольку мы понимаем, что легче не будет. Если честно, постолимпийские четыре месяца были очень тяжелыми. Все, кто участвовал в подготовке спортсменов к Сочи, а таких было около 1000 человек, – тренеры, врачи, массажисты, обслуживающий персонал – смогли наконец выдохнуть и оглянуться по сторонам. У всех накопилось немало личных проблем: семейных, учебных, связанных со здоровьем, жилищных… На время подготовки к Сочи все это было переведено на второй план. Большое спасибо министру, благодаря которому большая часть этих проблем была решена. Помощь оказывалась и со стороны регионов. В некоторых особенно сложных ситуациях содействие по получению и улучшению жилищных условий оказывалось непосредственно при участии президента Владимира Путина. И работа в этом направлении продолжает вестись.
КОВТУН ЗАМЕТНО ВОЗМУЖАЛ
– Вы лично, как и в прошлом году, в летний период посвящаете работе над зимними видами по 10 – 11 часов в день?
– Сейчас поменьше. Хотя организационных вопросов приходится решать очень много. По инициативе актива сноубордистов создана новая федерация. Идет тяжелый процесс становления. Важно не отпустить тесную работу с международными федерациями. Хватает проблем в отдельных видах. В том же фигурном катании, например, произошли серьезные изменения, образовались новые пары. На предстоящем в Сочи чемпионате России конкуренция за место в сборной будет наисерьезнейшая.
– Как, кстати, Министерство спорта смотрит на новую интернациональную пару Катарина Гербольдт/Брайан Жубер?
– Никак. Мы не санкционировали действий в этом направлении. У нас сегодня очень хорошая основа в парном катании, и предпринимать что-то не имеет смысла. Никто не будет запрещать им кататься вместе, выступать на российских соревнованиях, но решение о создании пары Гербольдт/Жубер ни ФФККР, ни Министерство спорта не принимали. Хочу подчеркнуть, что статусом членов сборной России они на сегодня не обладают.
– В фигурном катании отчетно-выборной конференции еще не было, но изменения в этой федерации напрашиваются.
– Олимпийские игры в Сочи показали, что мы обладаем большим потенциалом в фигурном катании. У нас выросло целое поколение молодых тренеров, которые ни в чем не уступают, а во многом даже превосходят лучших зарубежных коллег. Они улавливают тенденции современного катания и не боятся экспериментировать. В то же время у наших новых тренеров наблюдается вакуум в понимании с частью руководства. Если мы хотим, чтобы медальный урожай в Сочи был не разовым всплеском, а началом чего-то большего, необходимо обновление. Президент Александр Горшков провел большую работу, и его кандидатура сомнений не вызывает, а вот исполнительный аппарат нуждается в усилении. Люди должны быть готовы работать 24 часа в сутки.
– Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко говорит, что подумывает об Олимпийских играх-2018. Что скажете?
– Плющенко – великий спортсмен. По возрасту он вполне способен дотянуть до соревнований в Корее. Он же ровесник Максима Транькова! Просто Женя выступает уже столько лет на высоком уровне, что кажется, будто он гораздо старше. Плющенко всего 31 год! Если у него останется желание продолжить карьеру, мы будем только рады.
Вообще в фигурном катании вырисовывается хорошая перспектива. На днях звонил в Америку Марине Зуевой – она сказала, что за всю тренерскую карьеру не видела более трудолюбивой пары, чем танцоры Виктория Синицына/Никита Кацалапов. На прошлой неделе мы с Горшковым ходили на тренировку к Елене Кустаровой и остались довольны катанием Елены Ильиных и Руслана Жиганшина. Были с Александром Горшковым у Александра Жулина, посмотрели новую интересную программу Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева. В этом сезоне в танцах намечается очень непредсказуемая борьба. И ни в коем случае нельзя забывать про Ксению Монько и Кирилла Халявина. Подтягиваются молодые Александра Степанова/Иван Букин и Анна Яновская/Сергей Мозгов.
Если кто-то поспешил списать со счетов Артура Гачинского, то это очень опрометчиво. У него любопытный новый образ. Заметно возмужал Максим Ковтун. Его новая программа многих удивит. А то, что уже сейчас делает Аделина Сотникова, – что-то среднее между спортом и искусством. В полном разгаре подготовка у Юли Липницкой. Готовится ворваться во взрослое катание целый ряд молодых девочек.
ГРУППА ЛЕГКОВА СОХРАНЕНА ЕЩЕ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА
– Наши лыжники вместо сборов в Новой Зеландии едут в Финляндию. Горнолыжники тоже не могут себе позволить места, в которых тренировались. Финансирование после Олимпиады все-таки уменьшилось?
– Нельзя сказать, что произошло серьезное сокращение. Все основные финансовые параметры сохранены. Лишь в рамках общего бюджетного процесса Минспортом на несколько процентов произошло уменьшение на подготовку. При этом в отношении материально-технического обеспечения мы с зимними федерациями сделали большой задел. В объемном отношении все осталось на уровне предолимпийского года.
Что касается Новой Зеландии, то мы просто рекомендуем всем нашим спортсменам в большей степени задействовать базы, которые находятся на территории России. При этом сейчас Минспортом сборным предлагаются базы совсем другого уровня по сравнению с началом прошлого четырехлетия. У нас есть три современных трамплинных комплекса, открытая и закрытая стартовые эстакады для бобслея, скелетона и саней, имеется санно-бобслейная трасса, появились серьезные базы для тренировок лыжников и биатлонистов. Полностью решен вопрос со льдом для фигурного катания, шорт-трека, коньков и хоккея. Вопросы качественного, сбалансированного питания, бытовые условия на наших базах под особым контролем Виталия Мутко. А за рубежом ребята и тренеры куда больше устают морально. Они же туда не с туристическими целями отправляются – там приходится пахать, притом вдалеке от дома, семьи, друзей. Хотя, конечно, полностью отказываться от подготовки за границей нецелесообразно.
При этом мы признали положительным опыт работы групп с высококлассными специалистами, как это происходит в лыжах. Продолжает трудиться группа спринтеров под руководством Юрия Каминского, чуть сократился состав дистанционщиков у Олега Перевозчикова, зато увеличилась команда Рето Бургмайстера и Изабель Кнауте (больше известная, как группа Александра Легкова), а еще активно работает команда Эдуарда Михайлова.
– Можно говорить о том, что группа Легкова продолжит свое существование в ближайшие четыре года?
– Да, все решения приняты. Более того, мы с ФЛГР и ОКР финансово обеспечим тренерами и специалистами Илью Черноусова, который с этого сезона готовится самостоятельно.
– Сергей Устюгов тренируется вместе с Легковым. Это означает, что он уходит из спринта на длинные дистанции?
– Сергей – один из самых талантливых спортсменов. Специалисты ФЛГР определят его амплуа, но не исключено, что он будет бегать всю линейку дистанций.
– Женскую сборную по лыжам сейчас тренирует 34-летний Данил Акимов. Рискованный ход?
– Это решение федерации и его правильность покажет предстоящий сезон. По отзывам президента ФЛГР Елены Вяльбе, первые сборы прошли очень хорошо.
ШЕЛКОВЫ БУДЕТ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ МОЛОДЫЕ ПАРЫ ГРУППЫ МОЗЕР
– Большинство иностранных тренеров остались в наших командах?
– Полностью сохранилась бригада конькобежных тренеров и тренерский штаб в бобслее и скелетоне. В шорт-треке не будет лишь одного специалиста, который работал с олимпийской командой. Зато в группе Нины Мозер молодые пары будет консультировать признанный мастер и опытнейший спортсмен, знающий о фигурном катании все, – Робин Шелковы. Контракт с ним будет подписан в ближайшее время. Часть иностранных специалистов собирается работать с группой Марины Зуевой в Америке, привлекаются зарубежные постановщики. При этом задействованы все наши лучшие специалисты – Николай Морозов, Илья Авербух, Петр Чернышев, Александр Жулин. То есть обороты не сбавляются.
– Один из немногих, кто покинул Россию, – экс-главный тренер женской сборной по керлингу Томас Липс. При этом он сказал, что ушел, потому что ему в России предложили контракт заметно меньше того, что был в прошлом сезоне.
– По моей информации, ему был предложен такой же контракт, но специалист запросил больше. А вот Роджер Шмидт, работающий с мужской командой и Андреас Краупп, который готовит юниорок, согласились продолжить работу на тех же условиях. При том что мужская команда заметно прогрессирует и уже занимает девятое место в мировом рейтинге. А ведь на начало цикла была в пятом десятке. Но и женская сборная не останется без хороших специалистов.
НА РАЗБОР ХОККЕЯ БЫЛО ОТДЕЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ МИНИСТРА
– Согласны, что одна из самых сложных тем – хоккейная?
– Мы активно работаем с Федерацией хоккея России. Женская команда уже провела отличный сбор в Сочи. Также вместе с ФХР и МХЛ мы несколько пересмотрели подход к молодежной команде. Тем ребятам, которые хотят стать большими мастерами, мы предоставили возможность дополнительных сборов в период отпусков. В прошлые годы в мае – июне все были предоставлены сами себе, а в силу нашего менталитета самостоятельно тренируется в таких условиях лишь процентов 10. Вот и представьте, какими игроки прибывают в июле в расположение клубов, если некоторые из них заканчивают сезон в начале апреля. К августу они только приходят в себя, но там уже начинаются контрольные игры. И когда закладывать базу? В этом же году ребята могли провести 10-дневный сбор в Новогорске в мае и поучаствовать в 21-дневном лагере с турниром "Кубок Черного моря" в июне в Сочи.
– Кто руководил процессом?
– Евгений Корешков. Но были все тренеры – и Михаил Варнаков, Игорь Кравчук, общеметодическое руководство осуществлял Владимир Юрзинов, над скольжением работали специалисты по фигурному катанию. Была теория. Это важно, полезно, и мы совместно с основным тренерским штабом во главе с Олегом Знарком продолжим эту работу. Подготовка всех сборных должна быть выстроена в единую методическую концепцию под задачи, которые ставит главный тренер национальной команды.
– Триумфальный чемпионат мира доказал, что глобальных перестроек наш хоккей не требует. Сменился главный тренер, и команда предстала совсем в ином обличии?
– Мы очень внимательно подошли к вопросу анализа ситуации в хоккее. На это было отдельное поручение министра. Состоялась очень продуктивная отчетно-выборная конференция. На ней впервые за долгие годы остро ставились вопросы и обозначались проблемы. Эту конференцию мы считаем своего рода объединительной. В нашей стране очень много по-хорошему "больных" хоккеем людей, которые хотят приносить ему пользу. Так вот, сегодня сложилась практически уникальная ситуация, при которой все, кто хочет работать на благо хоккея, могут получить такую возможность. Сейчас мы с ФХР и КХЛ проводим большую совместную работу, чтобы все несостыковки, неясности, нежелание общаться друг с другом остались в прошлом. Мы договорились, что раз в две недели у нас будет хоккейный день. По средам в Минспорте будут собираться ФХР, КХЛ, клубы по необходимости МХЛ и ВХЛ, и рассматривать текущие вопросы, которые требуют общего согласования. Первая такая встреча состоялась на прошлой неделе, и благодаря ей мы разрешили ряд непростых моментов.
Нам предстоит переосмыслить такое понятие, как ДЮСШ по хоккею, ее структуру, программу подготовки юных хоккеистов. Нужно решать проблему повышения квалификации детских тренеров. Критерием работы этих специалистов не должен быть только результат. На конференции ветеранами хоккея отмечалось, что, к сожалению, у нас встречаются признаки коррупции. Есть отдельные случаи, когда пятерки формируются не по спортивному принципу и попадание в различные сборные происходит не по объективным причинам. Нужно наводить порядок. Мы планируем серьезно укрепить кафедру хоккея в РГУФКе, сделать ее головной. Думаю, что вскоре придем к аттестации и лицензированию хоккейных тренеров. Работаем над программой дистанционного обучения и повышения квалификации тренеров, поскольку понимаем, что всех специалистов в одном месте не соберешь. В общем, перед собой и федерацией мы ставим огромный спектр задач. Их можно решить только сообща.
ТОЧЕЧНАЯ НАТУРАЛИЗАЦИЯ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА
– В прошлом году много говорилось и об объединении в биатлоне. С приходом в президенты Александра Кравцова стало спокойнее?
– Александр Михайлович – опытный специалист и избран он подавляющим числом голосов. Он умеет сплачивать всех вокруг себя. Мы видим, что СБР работает, принимаются решения. Идет спокойная, поступательная работа. Все четко понимают свои задачи. Многих увидим уже на чемпионате мира по летнему биатлону в Тюмени.
– Не настораживает, что часть ребят готовится к сезону индивидуально?
– Это согласовано с тренерским штабом и федерацией. Они готовятся не централизованно, но по согласованным планам под присмотром специалистов и находятся в тесном контакте с руководством.
– Семь золотых медалей из 13 в Сочи России принесли спортсмены, родившиеся в других государствах. Это нормально?
– Все эти ребята совершили осознанные поступки. Они не легионеры, которые приехали зарабатывать деньги по контракту. Они решили, что система подготовки, которая на сегодня создана в России, может способствовать их дальнейшему развитию либо реабилитации с возможностью продолжения карьеры, как в случае с Виктором Аном. Эта система позволила реализовать себя и Вику Уайлду и Тане Волосожар. Но кампаний по привлечению иностранцев у нас нет. Мы подходим к этим вопросам только по инициативе федераций и специалистов и делаем это очень выборочно и избирательно. Прежде всего сам спортсмен должен принять осознанное решение жить и тренироваться в России. Будем ли мы привлекать иностранцев в дальнейшем? Да, будем. Но только там, где это необходимо и оправданно. Присутствие Виктора Ана в нашей команде позволило быстро подтянуть уровень всей сборной. А как на его примере растет молодежь! Они своими глазами видят, как он мыслит на льду. Поэтому точечная натурализация будет продолжена.
– Как быть с провальными видами, как двоеборье или горные лыжи?
– Продолжаем работу. Федерации и тренерский штаб находятся в поиске. Мы со своей стороны предложили ряд рецептов – чем-то федерации воспользуются, чем-то нет. Условия для тренировок у них имеются, посмотрим, как они будут выступать. Но изменения происходят. Горнолыжная федерация укрепилась. Мы даже пожертвовали очень хорошим специалистом – заместителем Департамента зимних видов Валерием Цыгановым, в свое время побеждавшим на этапе Кубка мира. Теперь он первый вице-президент федерации. Его приход должен придать ребятам дополнительной уверенности. Он своим примером доказывал, что можно занимать самые высокие места даже, казалось бы, в совсем не наших видах спорта.
– Как быть с двукратной чемпионкой мира по сноуборду Екатериной Тудегешевой, которая имеет свою позицию по дальнейшему тренировочному процессу?
– На днях Катя была в министерстве. Мы пообщались. К следующему сезону она будет работать с командой "Б". Тудегешева – великая спортсменка и, безусловно, ей надо создать все условия для продолжения тренировочного процесса. Хотя остался еще ряд организационных вопросов, которые мы будем решать совместно с федерацией, ЦСП и руководством Дмитровского района, в котором спортсменка проживает. Пока же могу сказать, что настрой у Кати на предстоящий олимпийский цикл очень серьезный. В сноуборде вообще произошли процессы эволюционного характера. Так бывает, что спорт, зародившийся в недрах другого спорта, может разрастись и стать самостоятельным. Не секрет ведь, что биатлон когда-то вышел из структуры пятиборья.
– В биатлоне до сих пор нет главного тренера. Руководивший конькобежцами в Сочи Константин Полтавец изъявляет желание сосредоточиться исключительно на работе на льду. Будут ли восполнены вакантные места и нужна ли вообще должность главного тренера?
– Мы считаем, что структура управления сборными командами должна быть едина и главные тренеры должны быть во всех видах спорта. Если нет кого-то одного ответственного, их априори становится несколько. Это дезориентирует старших тренеров и самих спортсменов. Все-таки спорт представляет четкую структуру. До конца августа на рассмотрение и утверждение министру будет представлен список главных тренеров в тех видах, где это еще не сделано.
– Реально ли в Пхенчхане-2018 выступить успешнее, чем в Сочи-2014?
– Я не хочу делать прогнозы на четыре года вперед. Безусловно, есть ряд видов спорта, в которых в Корее мы можем выступить успешнее, чем у нас. В первую очередь это касается циклических видов: биатлона, лыж и коньков. Должно быть лучше в мужском хоккее. Да и в женском тоже. Хороший потенциал есть в фристайле и в керлинге. Нужно грамотно распределить силы на это четырехлетие и продолжить поступательную работу. Если все акценты будут расставлены верно, а подготовка пройдет без сбоев, к 2018 году мы подойдем еще более боеспособной командой.