Сочи передаст эстафету Пхёнчхану
Вчера в Дурбане Пхёнчхан был избран местом проведения зимней Олимпиады 2018 года. Корейский город в первом туре набрал 63 голоса, немецкий Мюнхен - 25 и французский Анси - 7.
Интрига с выбором столицы Олимпийских Игр 2018 года умерла тогда, когда, ознакомившись с итогами первого тура голосования, президент МОК Жак Рогге сказал: "У нас есть победитель". Это могло означать только одно - победил Пхёнчхан.
Почему? Тому есть несколько объяснений. Во-первых, кандидатура корейского города изначально была фаворитом. Во-вторых, презентация Пхёнчхана во время сессии МОК в Дурбане выглядела очень убедительно. К этому можно добавить исторический фактор. Если взглянуть на список городов, которые начиная с 2000 года становились столицами Олимпийских игр, то нетрудно увидеть, что они через раз проходили в Европе, а через раз - на других континентах. Вспомним хронологию летних Игр: Сидней, Афины, Пекин, Лондон, Рио-де-Жанейро. Зимние Игры проходили в 2002 году в Солт-Лейк-Сити, в 2006-м - в Турине, в 2010-м- в Ванкувере, а в 2014-м состоятся в Сочи. Стало быть, по этой логике в 2018 году в Европе им пройти было не суждено. Ко всему этому можно добавить, что еще четыре года назад все сходились во мнении, что в первом туре голосования победить мог только Пхёнчхан. Сейчас же этот тезис был еще более актуальным.
Тем не менее необходимо отдать долг и европейским претендентам. Презентация Мюнхена в Дурбане была по-немецки солидна, взвешенна и убедительна. Открывавший ее вице-президент МОК, президент Германского олимпийского и спортивного союза Томас Бах сразу отметил, что не стоит говорить о том, кто сколько раз претендовал на Игры и как долго ждал своего часа. Говорить надо о достоинствах. И тут он привел примеры социальной ответственности, заботы об окружающей среде, спорте завтрашнего дня, безусловной приверженности жителей Германии к спорту в целом и зимним видам в частности. Сменивший его на трибуне мэр Мюнхена Христиан Уде во всех красках описывал достоинства своего города. Он не только вспомнил о знаменитом празднике Октоберфест, который за две недели посещает около шести миллионов человек, но и показал молоток, которым он разбивает первую бочку с пивом. Потом он вспомнил об Олимпийском парке, построенном к Олимпийским играм 1972 года и до сих пор служащем делу спорта. В целом же заявка Мюнхена строилась вокруг трех знаменитых центров Мюнхена, Гармиш-Партенкирхена и Кенигзее. Не менее убедительным был и президент страны Христиан Вульф, который сказал, что все дети Германии ждут, когда выпадет первый снег.
Презентация французского Анси выглядела послабее. От заявки Мюнхена она отличалась примерно тем, чем Германия отличается от Франции. С одной стороны - уверенность и четкость, с другой - эмоции и разговоры о прелести жизни. Первым у французов выступал член МОК Ги Дрю. Он призывал своих коллег вернуться к истокам идеи зимних Игр, то есть к снегу и льду, и пообещал, что выбор Анси способствует развитию всего олимпийского движения. Президент МОК Франции Дени Масселья вспомнил и Пьера де Кубертена, и то, что первые зимние Игры состоялись в 1924 году в Шамони, и то, что нынешняя французская кандидатура уже четвертая за последние четырнадцать лет. Мэр Анси Жан-Люк Риго упомянул, что французские Альпы - это родина зимнего спорта, что французская кухня - лучшая в мире, а все соревнования пройдут вокруг горы Монблан.
О том, что презентация Пхёнчхана была убедительной, я уже сказал. В ней приняли участие и президент Республики Корея Ли Мен Бак, и министр культуры и спорта, президенты НОК и паралимпийского комитета, олимпийская чемпионка 2010 года по фигурному катанию Юна Ким. Кроме отмеченных ими достоинств кандидатуры, того, что за последние несколько лет в развитие инфраструктуры города было инвестировано около трех миллиардов долларов и прочих существенных аргументов, обратили на себя внимание два аспекта. Первый: предыдущие две неудачи Пхёнчхана не сломили его желания бороться за право принять Игры в третий раз, и это желание в полной мере отражает два основных тезиса заявки, характеризующих одновременно и характер корейского народа, - целеустремленность и терпение. Второй: корейцы напомнили, что зимние Олимпийские игры проводились 21 раз и 19 из них - на "традиционных рынках". Причем ни разу в Корее. Между тем экономическое положение в Корее и близлежащих азиатских странах гораздо лучше, чем в Европе.
Александр РАТНЕР
КТО ЧТО СКАЗАЛ
Виталий МУТКО, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ:
- В первую очередь хочу поздравить наших корейских коллег с победой. Пхёнчхан проявил настойчивость, которая вызывает восхищение. Хочу пожелать им удачи в организации и проведении столь крупных соревнований. Я бывал в Корее, и тот визит произвел на меня сильное впечатление. В стране бурно развивается экономика, создается инфраструктура, очень хорошо развиты технологии. Уверен, у Кореи не возникнет никаких трудностей, и Игры пройдут на высоком уровне. Главное, чтобы не было проблем со снегом.
Сергей КОРОЛЬ, генеральный директор Ассоциации лыжных видов спорта России, первый вице-президент Федерации фристайла России:
- Я присутствовал на двух сессиях МОК, где выиграли Ванкувер и Сочи. Видел реакцию проигравших корейцев, а ведь у них была очень хорошая презентация. Пхёнчхан проиграл два раза подряд, но бог любит троицу. Поэтому рад за наших корейских коллег. Упорство, с которым они продвигали свой город, заслуживает уважения. Пхёнчхан, кстати, знаменит своей инфраструктурой для зимних видов спорта. Там, к примеру, в 2009 году прошел чемпионат мира по биатлону. Южную Корею, конечно, знаем похуже ее конкурентов - Мюнхена и Анси. Однако с точки зрения развития мирового спорта выбор Пхёнчхана - верное решение. Что ж, будем осваивать этот рынок. Собственно, почему нет? Корейцы - наши соседи. Нам данное направление интересно, особенно с учетом появления в олимпийской программе новых видов спорта - хаф-пайпа и слоуп-стайла. Да, в Корее фристайл пока развит не слишком. Зато наш вид спорта, в первую очередь акробатика, имеет прочные позиции в Китае. Сильна команда и у японцев, с которыми успешно работал старший тренер сборной России по могулу Стив Фиринг. Одним словом, корейцам есть куда двигаться и с кого брать пример.
Владислав ТРЕТЬЯК, президент Федерации хоккея России:
- Пхёнчхан, безусловно, достоин уважения, как и другие города, претендовавшие на проведение зимней Олимпиады-2018. Однако корейцы проявили упорство и целеустремленность: в 2010-м они проиграли право провести Игры Ванкуверу, в 2014-м - Сочи. Но не остановились и с третьей попытки все же заслужили право принять у себя Олимпиаду.
Александр ГОРШКОВ, президент Федерации фигурного катания России
- Пхёнчхан уже дважды претендовал на то, чтобы получить Олимпийские игры, и, наверное, это справедливо, что большинство голосов оказалось на стороне этого корейского города. Столь длительное ожидание Игр, думаю, гарантирует, что они будут проведены на самом высоком уровне. Что касается соревнований фигуристов, Корея - счастливое место для наших спортсменов. В этом году там очень неплохо выступили на первенстве мира наши юниоры. Вообще фигурное катание в этой стране очень любят. Там уже много лет подряд с гастролями выступает театр ледовых миниатюр Игоря Бобрина. Туда же очень часто приезжают с показательными выступлениями наши ведущие фигуристы. Думаю, что и на Олимпиаде-2018 нам будет сопутствовать успех.
Александр УВАРОВ, президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России:
- Ожидаемое решение. Однако, исходя из интересов наших видов спорта, жаль, что проиграл Мюнхен. Бавария является Меккой прыжков с трамплина, чего только стоят проходящие в Гармиш-Партенкирхене и Оберстдорфе этапы "Турне четырех трамплинов". Но, как говорится, не бывает худа без добра. Проведение Олимпийских игр в прекрасном корейском городе, на мой взгляд, даст мощнейший толчок к развитию наших видов на всем евразийском континенте. Россия должна этим обстоятельством воспользоваться. Темпы сегодняшнего развития прыжков с трамплина в Японии, Китае, Корее и Казахстане позволяют с оптимизмом смотреть на перспективы перемещения сюда крупнейших международных турниров. В скором времени, дай бог, на этапы Кубка мира в Японию и Корею будут не летать через Россию, а "идти". Имею в виду будущую цепочку трамплинных комплексов в нашей стране.
Елена ВЯЛЬБЕ, президент Федерации лыжных гонок России:
- Не могу сказать, что за кого-то конкретно болела. Пусть будет Пхёнчхан. Никогда не была в Корее, но знаю, что азиаты умеют все организовать как надо. Очень много хорошего слышала о пекинской Олимпиаде-2008, да и в Нагано-1998 мне очень понравилось. Понятно, что в Корее лыжных гонок на регулярной основе не проводят, поэтому нас ждут неизвестные трассы, но я не вижу в этом особой проблемы. В конце концов, Сочи тоже получил Игры-2014, не обладая никакой инфраструктурой для занятий зимними видами спорта. Ничего, нам дали шанс. Теперь его дали корейцам.
Леонид ГАРТ, президент Федерации санного спорта России:
- Это заслуженный и закономерный исход голосования. В Корее построена уже большая часть инфраструктурных и спортивных объектов. По иронии судьбы среди того немногого, чего еще нет, - санно-бобслейная трасса. Несколько дней назад делегация Федерации санного спорта России вернулась из Берлина, где участвовала в работе конгресса международной федерации. Общались с представителями заявочных комитетов всех трех претендентов на Олимпиаду-2018. Корейцы пообещали: как только выиграют - сразу приступят к строительству трассы, которая будет самой современной и профессиональной. Мы договорились поделиться с представителями Пхёнчхана своим опытом.