"Золото в 1992-м не стало хуже без флага и гимна". Мнение двукратного чемпиона Игр
РОССИЯ ОСТАЕТСЯ ФАВОРИТОМ
– Вам понравилась игра нашей команды?
– Она оставила двоякое впечатление из-за осечки на старте в матче со словаками. В дальнейшем сборной удалось сыграть так, как от нее и ждали. Радует, что после поражения ребята смогли перестроиться и уверенно победить Словению и США. С точки зрения "физики" у команды все хорошо, а вот моральное давление тормозит и мешает показать все лучшее, на что она способна. Игроки сумели сбросить груз ответственности.
– Россия убедила вас в том, что соответствует ожиданиями перед стартом турнира, когда все ее считали фаворитом номер один?
– Она остается фаворитом. Последние два матча внушают оптимизм и показывают, что она способна играть в финале. Даже если ее сравнивать с канадцами и американцами, вынужденными делать ставку на игроков, выступающих в Европе. Их нельзя назвать сильнейшими. Сборная США позвала студентов, но даже из АХЛ брать хоккеистов не могла, если у них есть двусторонние контракты с клубам НХЛ.
Но нельзя забывать, что в одном матче проиграть может даже сильнейшая команда. История это доказывает. Команды, которые по всем статьям должны были брать медали, оступались. Может ошибиться арбитр или случиться что-то еще.
– Попадание в запас Шипачева показалось удивительным?
– С ним это случается не в первый раз. Если не ошибаюсь, то его сажали в запас полтора года назад во время Кубка мира. Много на том турнире Шипачев не играл. Существуют определенные критерии для оценки действий центрального нападающего. Видимо, на данном этапе, по мнению тренеров, он им не отвечает. Но что творится в раздевалке и в отношениях Знарка и Шипачева, я не знаю. Есть ли разногласия? Или тренера не устраивает самоотдача? Ожидания от игры Вадима были больше, ведь это один из лучших центральных нападающих КХЛ. Таким решением ему дали понять, что и без него можно побеждать.
– Перевод к Ковальчуку сразу двух игроков силового плана – Андронова и Калинина – казался спорным решением. Почему этот ход сработал?
– Мне вспоминается случай из прошлого, когда в "Детройте" Бретта Халла поставили к Вячеславу Козлову и совсем молодому Павлу Дацюку. Тогда казалось, что из этой затеи в четвертом звене ничего не получится. Но именно это тройка стала лучшей. На уровне "химии" у них все срослось. Пошли моменты, голы. В хоккее такие вещи не редкость.
ЗНАРОК ВПРАВЕ САМ РЕШАТЬ, КОГО ЕМУ ВЫПУСКАТЬ
– Много вопросов вызывало приглашение в сборную Артема Зуба. Именно вы в свое время открыли этого игрока, взяв его в 2013 году на юниорский чемпионат мира в Сочи и дав ему дорогу в большой хоккей.
– Я руку к его воспитанию не прикидывал. Просто увидел на тот момент, можно сказать, "полуфабрикат". У Артема были видны большие задатки. Спасибо надо сказать Евгению Попихину, работавшему тогда в Хабаровске. Мальчик тогда приехал в сборную такой маленький, худенький. Но при этом дружит с головой, хорошо понимает и читает игру. Возможно, он действует незаметно. Зато все делает своевременно – и передачи дает, и под соперника подкатывается. Хорош в отборе клюшкой. Его очень сложно обыграть за счет финта или передачи. Рад, что он смог достаточно быстро подняться на такой уровень. Мне Зуб на турнире нравится – каши точно не портит.
– Вас не удивила реакция главного тренера сборная США Тони Гранато, отказавшегося пожать руку Олегу Знарку после матча под надуманным предлогом?
– Я с этим специалистом пересекался, только на льду в НХЛ, когда сам играл против него. Лично Гранато не знаю. Понять причину такой реакции с его стороны сложно. Есть негласное правило не брать тайм-аут в конце, когда соперник заменил голкипера шестым полевым игроком и пытается сравнять счет. Также не принято на матч с принципиальным соперником выпускать в стартовом составе второго или третьего вратаря. Это считается неуважением к сопернику. Но в случае с Олимпиадой и конкретной игрой Олег Знарок вправе сам решать, какую бригаду ему выпускать на большинство. Я не понимаю возмущения Гранато. Проигрывать, как известно, никто не любит. Возможно, у него была какая-то другая причина для такого поведения, которую он предпочел скрыть.
ИМЕНА ЧЕМПИОНОВ НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ В ИСТОРИИ
– Существует мнение, что в отсутствии НХЛ победа на Олимпиаде не может считаться полноценной. Вы в свое время тоже дважды добивались золотых медалей, когда профессионалы на Зимние Игры еще не ездили.
– Любая победа важна, чтобы не говорили отдельные аналитики и болельщики о том, что нет всех сильнейших. Это Олимпиада. На сегодняшний момент расклад таков, что НХЛ на ней нет. Но выигрывать турнир надо в любом случае. Имена победителей останутся навсегда в истории как олимпийских чемпионов. Надеюсь, это будет сборная России. Груз ответственности в данный момент очень велик, в сложившейся политической обстановке тем более.
Даже в борьбе не с сильнейшими по составу соперникам турнир надо выиграть – для себя, для страны, для авторитета российского хоккея. Мы в свое время не выходили против профи из НХЛ. Однако разве от этого страдал уровень шведского, финского, чешского хоккея? Ни в коем случае. Те же канадцы играли неплохо и, поверьте мне, победить было нелегко и тогда. Спросите об этом любого, кто участвовал в последней золотой Олимпиаде 1992 года. У нас не было своего флага и даже эмблемы. После победы поднимали олимпийский флаг и играли олимпийский гимн. От этого победа хуже не стала. Наоборот, воспринималась еще слаще.
– В Монреале, где вас сейчас живете, чувствуется интерес к Олимпиаде?
– Интерес к ней всегда высок, ведь Канада – это страна, где любят зимние виды спорта больше, чем летние. Хоккей остается самым популярным, за олимпийским турниром следят. Единственное неудобство – большая разница в часовых поясах. Какой бы сборная у канадцев не была, за нее всегда будут болеть. В Пхенчхан поехало много представителей клубов НХЛ, генеральные менеджеры. Все равно это рынок, на котором можно в деле оценить того или иного игрока, увидеть какой-то не раскрытый талант и потом пригласить его к себе в лигу. Для самих ребят такой турнир является возможностью заработать путевку в НХЛ.