Жестокий закон
Руководитель олимпийской бригады "СЭ" Сергей РОДИЧЕНКО - о новых правилах отбора в финал многоборья олимпийского турнира по спортивной гимнастике.
Джордин Уибер изо всех сил старалась остановить слезы или хотя бы скрыть их. После окончания квалификации в спортивной гимнастике прошло уже довольно много времени, а американка все не могла успокоиться. А буквально в нескольких метрах ее подруги по команде Александра Райзман и Гэбриэль Дуглас, от души смеясь, раздавали интервью. По правде сказать, на плачущую подругу они даже не смотрели, упиваясь собственной радостью.
Что за разлом пролег между гимнастками, которые еще несколько минут назад словно единое целое выводили сборную США на уверенное первое место в командной квалификации? Разломом этим стали правила соревнований. Именно они довели Уибер, действующую чемпионку мира в многоборье, до слез. Хотя первый взгляд на итоговый протокол вроде бы не выявлял ничего слезоточивого. Джордин показала четвертый результат, а в основной турнир выходят 24 человека. Да и сами баллы были вполне высокими, позволяющими надеяться на хорошее отношение судей и в финале.
Но был в этом протоколе страшный для Уибер изъян. Рядом с ее результатом не стояла заветная буква Q - знак пропуска в медальный раунд многоборья. Джордин стала жертвой правила, по которому в основные соревнования могут попасть не более двух представителей одной страны. А поскольку второй и третий результаты в квалификации показали Райзман и Дуглас (лучшей здесь была наша Виктория Комова), то в финале Уибер место не нашлось. Причем проиграла чемпионка мира третьему месту всего около двух десятых балла. Кстати, в подобной ситуации оказалась и третья россиянка Анастасия Гришина, но ее отставание от показавшей пятый результат Алии Мустафиной составило более двух с половиной баллов. Да и прежде Гришина в многоборье всерьез с Комовой и Мустафиной не соперничала.
А вот у Уибер кроме золотой медали чемпионки мира есть и другой титул - серебряный призер отборочного турнира в американскую команду. В июне она стала второй вслед за Дуглас, а нынешний американский лидер Райзман была третьей с гигантским отставанием. Так что понятно, почему Джордин не могла не разрыдаться.
Но правила есть правила, скажете вы. Все так. Но давайте попробуем перенести гимнастическое правило в легкую атлетику и вернемся на восемь лет назад на Олимпиаду в Афины. Итак, женская квалификация в прыжках в длину. Ее легко выигрывает Татьяна Лебедева, Татьяна Котова занимает третье место, Ирина Симагина - четвертое. В основные же соревнования попадают не менее 12 человек. А вот по гимнастическим правилам Лебедева и Котова отправились бы в финал, а Симагина - сначала плакать, а потом домой. И не видать России медального хет-трика в прыжках в длину, где Лебедева стала чемпионкой, Котова - бронзовым призером, а Симагина, кстати, завоевала серебряную медаль.
К счастью, правила в легкой атлетике, на мой взгляд, более справедливы, чем в гимнастике. Думаю, заставлять спортсменов проходить на Олимпиаде еще один внутрикомандный отбор - это жестоко. Какими бы даже самыми благими намерениями не руководствовались гимнастические начальники, придумывая этот закон.