Датчанин объехал все страны мира за одну поездку без единого перелета. У него ушло на это 10 лет
Недавно мы рассказывали об уникальном заезде российского гребца Юрия Постригая, который за две недели добрался на байдарке из Петербурга в Москву, преодолев 1300 километров. Оказывается, среди 8-миллиардного населения Земли находятся люди, которым такие масштабы кажутся детскими. И даже кругосветные путешествия Федора Конюхова и пирожные (от слова пирога) сплавы Тура Хейердала тоже недостаточно авантюрные.
Другой скандинав, датчанин Турбьорн Педерсен поставил себе задачу — объехать все страны мира, ни разу не возвращаясь за время поездки домой. Стран в мире он насчитал 203. Более того — в каждой он должен был провести минимум 24 часа, не выходя за бюджет 20 долларов в день. Но самое сложное — он не мог пользоваться самолетами. То есть все границы он должен был пересечь по земле, под ней или по воде. Назвал себя так же, как и предшественник — Тур, или Тор, в честь бога-покровителя викингов.
26 июля Педерсен снова появился в датских территориальных водах, спустя 3572 дня после начала путешествия. И кто после этого скажет, что туризм (даже такой, не связанный с запредельными физическими нагрузками) — это не спорт. Датчанин посетил все 203 страны из 203. А вышел из дома он... 10 октября 2013 года в возрасте 34 лет. Сейчас ему 43. Удивительнее всего, как к этому отнеслась любимая женщина, которой он сделал в ходе путешествия красивейшее предложение.
Как проходило путешествие?
Проект Тур назвал Once Upon A Saga, который можно перевести как «Одну сагу назад» или «Однажды случилась сага». Педерсен стартовал 10 октября в 10:10 у мельницы Дюбболь в южной Дании, и отсчет пошел. Вскоре на поезде датчанин въехал в Германию.
Финансовые ограничения действительно помогли Туру — он ездил по Европе на попутках, ночевал у новых знакомых, а на большие расстояния между континентами перемещался на контейнеровозах. Его брала на борт датская компания Maersk — благодаря шуму истории, вниманию журналистов и тому, что Педерсен стал послом доброй воли Международного Красного Креста. Не очень комфортно, но скиталец не жаловался: «Все время, пока длится этот проект, у меня почти не бывает передышек. Я разбираюсь с визами, выясняю, как пересечь границу, завожу новых знакомых, встречаюсь с представителями Красного Креста или прессой. Когда я путешествую на контейнеровозе, я словно беру отпуск», — говорил он Vice. Правда, иногда он попадал на корабли с сауной и крытым бассейном.
Портал BirdIn Flight пишет: «За время странствий датчанин переболел малярией, вплотную познакомился с бюрократией, процветающей на границах некоторых африканских государств, чуть не потерялся в Гренландии, прощался с жизнью на борту контейнеровоза во время шторма посреди океана, побывал на мусульманской свадьбе в Сьерра-Леоне и похоронах в церкви адвентистов седьмого дня в Сан-Томе, встречался с пятидесятниками в Нигерии, был на службе в синагоге в Найроби и сделал любимой предложение на высоте 4985 метров — на одном из самых высоких пиков Кении, второй по величине горы в Африке после Килиманджаро (сказав «да», она заплакала и тут же испугалась, что слезы заледенеют прямо на лице)». Девушка, разумеется, не ехала с ним вместе по всем странам, а иногда навещала своего странного спутника в той стране, где он находился.
Маршрут и проблема на финише
Примерный маршрут выглядел так — Педерсен объездил Европу, затем через Гренландию переправился в Северную Америку, доехал до Южной, дальше через Карибы пересек Атлантический океан и отправился в Африку, продвигался по Азии на восток, захватив кусок непокоренной Юго-Восточной Европы, и оставалось «пробить» различные острова Океании и Австралию — и двумя последними остановками должны были стать Шри-Ланка и Мальдивы. Россия стала 32-й в декабре 2013 года.
Сложнее всего Педерсену дался рывок по последним девяти странам. Между посещением 194-й Микронезии и 195-й Палау прошло два года, хотя находятся они близко. А Педерсен провел два года в Гонконге. Потому что грянул... помните — был такой, коронавирус? Границы закрылись, и вместо нескольких дней европеец застрял на территории почти на 700. И вот 20 июля путешественник опубликовал запись, как возвращается домой с Мальдив на очередном контейнеровозе.
— Старый добрый пример про айсберг, который показывает только 10% себя — это про многие вещи в этой саге. Объявление о том, что я сел на контейнеровоз, — результат электронных писем, документации, властей, проверок, агентов и бюрократии. Я видел несколько сообщений от людей, которые явно думают, что я вернулся в Малайзию без планов и мне просто повезло с кораблем, на котором я мог бы отправиться в Данию. Думаю, мы редко знаем, что на самом деле содержится в 90% «айсбергов» других народов. Что происходит в головах людей и через что они прошли, чтобы быть там, где они есть сегодня?
Десятилетие — это долгий срок. Это было напряженно. Это было требовательно. К счастью, это также принесло пользу. В этом достижении есть и очень темная сторона. Очень темная. Сторона, о которой мало кто знает и от которой большинство было ограждено. На протяжении многих лет я был открыт для разочарований, неурядиц, опасностей и лишений. Но весь масштаб неизвестен даже моим близким друзьям или семье, — признался авантюрист.
Проиграл победителю «Тур де Франс» в популярности
Педерсен сравнил себя с солдатом, который возвращается домой и которому сложно снова адаптироваться к жизни. А еще с победителем «Тур де Франс» Йонас Вингегором, которого встречали в Дании примерно в тот же день: «Мое возвращение на родину также будет связано с борьбой за внимание против Йонаса Вингегора. «Сага» наверняка проиграет эту битву. Йонас — национальная знаменитость, и датчане обожают «Тур де Франс». В прошлом году он выиграл «Тур де Франс», и десятки тысяч человек праздновали его победу на Ратушной площади Копенгагена. Да, тут нет настоящей конкуренции. Йонас определенно привлечет к себе все внимание. Современный викинг на двух колесах.
Если он победит, то станет 102-м победителем соревнований по велоспорту и войдет в число более чем 13 000 человек, которые завершат его. Я вхожу в число 300 человек, побывавших во всех странах, и я первый в истории, кто сделал это полностью без перелета. Но можно ли сравнивать?» — написал Педерсен.
Прогноз выдающегося датчанина и авантюриста оказался верным — ликующих толп и репортажей на телевидении о его возращении не было. Хотя сотня человек на встречу все же записалась.
Но не для этого, наверное, все затевалось. Хотя без общественного резонанса такие истории теряют масштаб и даже смысл. Недаром датчанин раздавал интервью и даже снимался в документальном фильме о саге для компании Salomon.
Теперь Туру и его девушке (если она у него еще осталась) можно подумать, куда слетать в отпуск. Чтобы отдохнуть от такого путешествия.