Глава Росстата объяснил сложности с данными о смертности от коронавируса
Руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков объяснил расхождение данных ведомства и оперативного штаба по борьбе с коронавирусом по апрельской смертности от инфекции.
— Оперативный штаб дает оперативные данные, — приводит РБК слова Малкова. — Безусловно, там самые актуальные данные по заболеваемости, а также оперативные данные по смертности, которые вручную заносятся в эту систему. У нас другая методология расчета. Мы получаем данные из ЕГР ЗАГС, куда попадают первичные медицинские свидетельства о смерти, а также напрямую получаем окончательные медицинские свидетельства о смерти по мере их появления. Ранее все процессы были отлажены, статистика по естественному движению населения готовилась по стандартным процедурам. Во время эпидемии обнаружилось два фактора, которые могут повлиять на ее качество.
Первый — это то, что на момент регистрации смерти умершего от COVID-19 может еще не быть окончательного медицинского свидетельства о смерти. Проводятся анализы, на подготовку окончательного медицинского свидетельства о смерти уходит до 45 дней, и потом еще требуется время, чтобы оно попало в орган статистики и было занесено в базу данных.
Второй фактор — это то, что в некоторых регионах отсутствует законодательное закрепление обязанности регистрировать смерть в загсе для последующего захоронения. В крупнейших по населению регионах такое требование установлено, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в большинстве других. Здесь нельзя похоронить человека, не сходив в загс для регистрации смерти. В этих регионах мы полностью уверены в цифрах по общей смертности. Также именно эти субъекты первые приняли на себя удар коронавирусной инфекции, в других смертность от нее в апреле была на очень низком уровне.
В некоторых регионах, как правило со сравнительно небольшой численностью населения, в силу определенной специфики таких нормативных требований может не быть. Это в первую очередь Северо-Кавказский федеральный округ, часть Южного федерального округа, встречается в Поволжье и на Дальнем Востоке. По некоторым регионам мы еще получим дополнительные данные по общей смертности. Но это регионы с относительно небольшим населением, и значительная часть фактов смерти все-таки зарегистрирована в загсах, поэтому они не окажут существенного влияния на общую цифру по стране. Также необходимо понимать, что смертность от коронавируса — это вовсе не бинарная величина: умер от коронавируса, умер не от коронавируса. Все совсем не так просто.