Газета Спорт-Экспресс № 280 (7224) от 12 декабря 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ. финал
Россиянка Евгения Медведева выиграла соревнования одиночниц в финале “Гран-при”, а также установила в короткой программе рекордное достижение по количеству набранных баллов - 79,21. финал пар в Марселе завершился победой россиян Евгении Тарасовой и Владимира Морозова.
ТРИУМФ И РЕКОРД МЕДВЕДЕВОЙ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Марселя
Турнир спортивных пар оставил неоднозначное впечатление. Евгения Тарасова и Владимир Морозов одержали первую в карьере серьезную победу (до приезда в Марсель пара не имела ни одного высшего титула даже в юниорском разряде), но первыми они стали не столько благодаря собственному катанию, сколько чужим ошибкам. Когда победу фигуристов, обладающих колоссальным потенциалом, прекрасными линиями, великолепными по качеству элементами и достаточно обширным опытом выступлений комментируют словами “потому что упали все остальные”.
Это говорит прежде всего о том, что и потенциал, и линии, и элементы выносятся на суд зрителей в совершенно неподобающей упаковке, оставляющей спортсменам не так много шансов на то, чтобы произвести по-настоящему чемпионское впечатление. Это удалось разве что в короткой программе, и то отчасти: Тарасова и Морозов показали наиболее высокий общий результат, но базовая сложность программы россиян уступала сразу двум дуэтам - канадскому и китайскому.
Понятно, что победителей не судят, тем более что Женя и Владимир в своей произвольной программе сделали все возможное (включая четверной подкрут). Но времена, когда сильнейший на текущий момент российский дуэт станут воспринимать ровней сильнейшим парам мира, по всей видимости, еще впереди.
СТАБИЛЬНОСТЬ МЕДВЕДЕВОЙ
Чемпионка мира Евгения Медведева блестяще исполнила короткую программу, попутно установив рекордное достижение по количеству набранных баллов - 79,21. Предыдущий рекорд трехкратной чемпионки мира Мао Асады продержался более трех лет - был установлен на чемпионате мира-2014 в Саитаме, причем выступила там японка не лучшим образом: она великолепно справилась с тройным акселем и тройным флипом, а вот каскад из риттбергеров получился со сдвоенным вторым прыжком. Но даже в этом варианте базовая оценка Асады за три прыжковых элемента была на 1,59 выше той, что демонстрирует в этом сезоне Медведева. Естественно, сразу возник вопрос: каким образом российская спортсменка сумела перещеголять японку, выступавшую к тому же в родных стенах?
Ответ на самом деле на поверхности: Медведеву сравнивали не с Асадой. А с теми, кто выступал в Марселе. На их фоне Женя выглядела более уверенной, не делала ошибок, что кроме нее удалось только Кейтлин Осмонд и Сатоко Мияхаре, но обеих Медведева превзошла тактически: все три прыжковых элемента располагались в программе российской спортсменки во второй половине (у Осмонд - один, у Мияхары - два), у японки Женя выигрывала еще и чисто визуально: выглядела более мощной и скоростной, закрывая своим катанием все пространство катка. Плюс - феноменальная стабильность, которую чемпионка мира начала демонстрировать еще в прошлом сезоне. Поэтому, собственно, судьям не было никакого резона экономить на баллах.
Больше всего споров по окончании женского турнира вызвал третий результат Анны Погорилой. Возможно, здесь, как и в танцах, тоже было бы правомерно говорить о том, что “музыку” всегда заказывает тот, кто является недосягаемым для остальных. Чемпион, коим на сегодняшний день является Медведева. Что именно такой стиль катания - очень легкий и по-детски наивный - является на сегодняшний день в женском катании эталонным, и прежде всего - для судей. Ничем другим лично я не способна объяснить, почему оценка, полученная победительницей за компоненты, оказалась почти на пять баллов выше той, что получила Погорилая, показавшая, безусловно, лучший прокат программы в сезоне и однозначно самый выразительный из тех, что были продемонстрированы в финале.
С другой стороны, свою бронзовую позицию фигуристка во многом подготовила себе сама - провалом в короткой программе, по итогам которой Погорилая заняла всего лишь четвертое место. Кстати, и уступила она в части компонентов всем трем спортсменкам, которые обошли ее в пятницу. Сенсацией со знаком “минус” стало выступление серебряной медалистки прошлогоднего финала “Гран-при”, вице-чемпионки Европы Елены Радионовой. С момента своего последнего появления на льду на этапе серии в Пекине (там Лена стала первой) фигуристка заметно прибавила в весе, как следствие - растеряла прыжки и вообще выглядела человеком, потерявшем сколь-нибудь действенную мотивацию продолжать себя “держать”. Поскольку касалось это девушки, совсем недавно восхищавшей мир своим характером и умением бороться, картина получалась особенно удручающей.
В финале была и сенсация со знаком “плюс”: дебют Марии Сотсковой. Спортсменка блестяще справилась в Марселе с обеими программами и сделала все возможное для того, чтобы о ней заговорили, как о наиболее вероятной претендентке на третье место в российской сборной.
МЫ ОТСТАЛИ НАВСЕГДА?
Победителями великой танцевальной битвы, как уже успели окрестить турнир танцоров болельщики, стали олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вирчу/Скотт Моир. Парадокс, но в богатейшей коллекции наград, завоеванных канадцами за много лет выступлений, не хватало именно этого титула.
Стартовый порядок первого из вечерних финалов сложился таким образом, что призовой пьедестал были просто обязаны разыграть между собой три дуэта, выступающие во второй разминке: Вирчу/Моир, двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон и победители прошлогоднего чемпионата Четырех континентов Майя и Алекс Шибутани.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев расположились после короткого танца слишком далеко от первой тройки - в трех с половиной баллах, немножко не дотянув до своего лучшего проката, случившегося на этапе “Гран-при” в Москве. И начали свое произвольное выступление с того, что чуть не сорвали поддержку.
Прокат вообще получился у россиян не лучшим: если бы не пятничное падение вице-чемпионки мира-2015 Мэдисон Чок, Боброва и Соловьев имели все шансы остаться лишь на пятом месте из шести: в субботу американцы откатали свой произвольный танец на более высокие баллы, но полностью отставание от россиян, сложившееся после короткой программы, так и не отыграли.
Тренер российской пары Александр Жулин высказался в Марселе в адрес трех дуэтов-лидеров без особого пиетета, заметив, что очень сложно смотреть подряд три танца, поставленных в одинаковом ключе (именно это ждало зрителей в произвольной программе в сильнейшей разминке). И что он вообще не поклонник того стиля, что сейчас взят в танцах за эталон.
Вряд ли стоит на эту тему дискутировать: стилистическая схожесть программ у тех, кто выступает в одной разминке, в фигурном катании случается не так уж и редко. Что касается хореографических решений, можно сколь угодно спорить о том, какие из них предпочтительнее, но занятие это достаточно бесперспективное: стиль, как и моду, всегда определяют те, кто идет впереди.
Сейчас же можно сколько угодно убеждать себя в том, что российские танцоры не уступают в технических аспектах никому из сильнейших, но от тех, кто разыгрывал медали в Марселе, мы, боюсь, отстали уже навсегда. Нынешнее поколение - точно.
СПУСКОВОЙ КРЮЧОК ЧЕНА
Мужской турнир, венчающий соревнования в Марселе, как наиболее интересное зрелище, следовало, конечно же, закончить сразу после короткой программы, не подвергая психику болельщиков столь жестокому испытанию. Спусковой крючок оказался в руках Натана Чена, достаточно легко выполнившего все четыре четверных прыжка, включая сложнейшие - лутц и флип, и превысившего свой личный рекорд сразу на 17 баллов.
Такое случается в фигурном катании гораздо чаще, когда головокружительно-успешный прокат одного спортсмена становится причиной не просто единичной неудачи кого-то из соперников, но цепной реакции. Именно таким образом много лет назад победил на Олимпийских играх в Лиллехаммере Алексей Урманов: блестяще справился с программой, а главные претенденты на ту победу и уже олимпийские чемпионы Брайан Бойтано и Виктор Петренко, а также примкнувший к ним пятикратный чемпион мира Курт Браунинг рассыпались в хлам - не сумели вообще попасть на пьедестал.
В Марселе сначала дрогнул Ханю: упал со второго четверного сальхова, не сумев выполнить каскад, из-за чего прыжок (как повторенный) был засчитан лишь частично, затем ошибся на приземлении с четверного тулупа и вишенкой на торте - сделал “бабочку” под конец программы вместо тройного лутца. В совокупности это привело к тому, что олимпийский чемпион выиграл общий зачет турнира у Чена лишь благодаря гигантскому преимуществу над американцем в короткой программе.
Затем пришла очередь Хавьера Фернандеса, начавшего прокат с тройного тулупа вместо каскада с четверным. Испанец падал, оступался, врезался в лед на приземлениях, прыгал с места, снова пытался упасть, а от борта на это в ужасе смотрел Ханю, который при каждой очередной ошибке вздрагивал так, словно сквозь него пропускали электрический разряд. “Заполировал” зрелище трехкратный чемпион мира Патрик Чан, исполнивший программу в лучших традициях не столь давних времен - с тремя полноценными падениями и четырьмя баллами штрафа за них.
В общем, когда все закончилось, впору было с облегчением выдохнуть и забыть все увиденное как страшный сон. И разве что пожалеть, что в финал не прошел никто из россиян. В этом театре абсурда, устроенном звездами первой величины, у них бы точно были шансы на успех.
Финал “Гран-при”. Мужчины. 1. Ханю (Япония) - 293,00. 2. Чен (США) - 282,85. 3. Уно (Япония) - 282,51. Женщины. 1. МЕДВЕДЕВА - 227,66. 2. Мияхара (Япония) - 218,33. 3. ПОГОРИЛАЯ - 216,47… 5. СОТСКОВА - 198,79. 6. РАДИОНОВА - 188,81. Пары. 1. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ - 213.85. 2. Юй Сяоюй / Чжан Хао (Китай) - 206,71. 3. Дюамель/Рэдфорд (Канада) - 205, 99. 4. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ - 188,32. Танцы. 1. Вирту/Моир (Канада) - 197,22. 2. Пападакис/Сизерон (Франция) - 192,81. 3. М.Шибутани/А.Шибутани (США) - 189,60. 4. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ (Россия) - 181,95.