Газета Спорт-Экспресс № 266 (7210) от 25 ноября 2016 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ШАХМАТЫ
Глава компании “Агон”, которая является организатором матча на первенство мира, дал эксклюзивное интервью “СЭ”.
Илья МЕРЕНЗОН: “ШАХМАТЫ ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛЯ СПОНСОРОВ”
Поединок за звание лучшего шахматиста планеты между россиянином Сергеем Карякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном выходит в классический эндшпиль. До конца матча осталось два тура. Глава компании “Агон” Илья Мерензон делится своими впечатлениями от проходящего соревнования.
- Илья, расскажите кратко о своей компании…
- WorldChessbyAgonLimited основана четыре года назад и занимается проведением шахматных мероприятий, в частности поединка на первенство мира в Нью-Йорке. Компании были переданы все коммерческие права на цикл чемпионата мира, включая спонсорство, медиаправа и так далее. Международной шахматной федерации (ФИДЕ) был необходим постоянный партнер для организации мероприятий, а спонсоры нуждались в возможности планировать долгосрочные проекты с шахматами.
- Почему вы выбрали местом проведения матча именно Нью-Йорк?
- Чемпионский поединок в этом городе для нас, и в первую очередь для шахмат - это презентация в новом, современном виде. Все, что происходит в этом мегаполисе, освещается во всем мире. Нью-Йорк - сейчас столица медиа, финансовый центр и бизнес-хаб. Нам было важно показать глобальным корпорациям возможности шахмат, ажиотаж вокруг них и феноменальное внимание со стороны СМИ, чтобы они начали включать наш вид спорта в свои маркетинговые планы.
- Матч на первенство мира - это очень серьезный бренд. В городе чувствовался ажиотаж?
- В Нью-Йорке последний матч проводился в 1995 году между Каспаровым и Анандом, за это время выросло новое поколение игроков, для которых Карлсен и Карякин - суперзвезды. Дети занимались шахматами в школе, изучали партии своих кумиров, и теперь они имеют возможность посмотреть на них рядом со своим домом вживую. Конечно, на площадке очереди, но все равно всех мы вместить не можем. А для тех, кто следит за матчем онлайн, понадобилось бы более 300 залов размером с MadisonSquareGarden.
- Кто из знаменитых людей посетил турнир?
- Первый ход делал актер Вуди Харрельсон и звезда сериала “Красавцы” Эдриан Гренье. Были политики, ученые, экономисты. На первой партии присутствовал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который тоже искренне любит шахматы.
- Знаю, что знаменитый актер Арнольд Шварценеггер - большой любитель шахмат. Были мысли пригласить его на матч?
- Среди голливудской элиты много фанатов шахмат. Кроме Шварценеггера это Кевин Спейси, Джуд Ло и так далее. Мы направили приглашения многим, и от многих получили подтверждения. Думаю, что церемония закрытия станет очень интересным событием для светской хроники.
- С какими проблемами вы столкнулись при организации?
- Были логистические трудности - найти огромную площадку в центре Нью-Йорка на полтора месяца непросто. Нужно было, чтобы она соответствовала высоким требованиям ФИДЕ, отвечала стандартам безопасности и пожеланиям игроков. Также наша задача - коммерциализировать шахматы, сделать их привлекательными для спонсоров, в частности из США. Ведь они никогда еще не видели турнира в его новом, современном режиме. Теперь эта проблема позади.
- Можно ли хорошо заработать на матче на первенство мира?
- У компании WorldChessbyAgonLimitedправа на чемпионат мира на много лет вперед. Так что инвестиции и доходы не привязаны к одному мероприятию, даже такому значительному. Большие инвестиции были сделаны в технологию. Например, в возможность смотреть трансляцию в режиме виртуальной реальности. Шахматы - многомиллионный бизнес, но чтобы реализовать свой потенциал, необходимы финансовые вложения.
- Каких спонсоров вам удалось привлечь?
- Основными спонсорами чемпионата стали компания ФосАгро и фонд EGCapitalAdvisors - они относились к спонсорскому контакту очень профессионально, и мы согласовали KPI с точки зрения освещения, хоспиталити и так далее. Глава ФосАгро Андрей Гурьев делал первый ход в одной из первых партий.
- Как вы считаете, в будущем спонсоры будут бороться за право проведения такого матча? Станет ли конкуренция за возможность организации чемпионского поединка по шахматам такой же острой, как борьба за право стать, скажем, столицей Олимпиады?
- Право проведения матча за звание чемпионата мира - это важное преимущество. Но я считаю, что для шахмат, которые на 99,9 процента живут онлайн, важно не то, где матч проходит, а как представлены спонсоры. Например, наш партнер - S.T.Dupont и ручки Дюмон - стали самыми фотографируемыми ручками в ноябре просто потому, что запись ходов - обязательная часть матчей за звание чемпиона мира. Игроки обязаны записать ход перед тем, как его сделать, чтобы избежать ошибки. Я надеюсь, что компании оценят преимущества шахмат, и спонсорство этого вида спорта станет не только престижным, но и очень выгодным: аудитория шахмат сравнима с аудиторией фейсбука.
- Расскажите о вашей знаменитой трансляции.
- Турнир можно смотреть бесплатно, и более двух миллионов человек ежедневно следят за ходом партии на официальном сайте турнира. Но есть также премиальная подписка, которая стоит 15 долларов. Она дает возможность наблюдать за Карлсеном и Карякиным в виртуальной реальности, с комментариями ведущих мировых гроссмейстеров, выбирать камеры и так далее. На трансляцию подписалось более 20 тысяч человек, и это, по нашему мнению, отличная возможность сделать шахматы самоокупаемыми в долгосрочной перспективе, и даже привязать размер призового фонда к количеству подписчиков.
КириллЗАНГАЛИС