Газета Спорт-Экспресс № 259 (7203) от 17 ноября 2016 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5
ФУТБОЛ
Вчера пресс-служба Следственного комитета России распространила информацию о задержании в Москве бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна, который подозревается в махинациях при строительстве новой арены в Северной столице на сумму более чем 50 миллионов рублей.
“СТРОИТЕЛЬ ГОДА”: КОГО ПОДОЗРЕВАЮТ В МОШЕННИЧЕСТВЕ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ СТАДИОНА “КРЕСТОВСКИЙ”
МОСКВА-СИТИ, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, МАРИИНКА, КРЕСТОВСКИЙ
Оганесян родился в 1970 году в Кишиневе и проживал там вплоть до 1992 года, когда окончил местный политехнический институт по специальности “инженер машиностроения”. Затем он перебрался в Москву, где начал работать в различных строительных компаниях. С 2004 по 2010 год руководил ГК “Согласие”, которая строила комплекс “Москва-Сити” и проводила реконструкцию зданий Кремля.
С 2010 года Оганесян перешел на госслужбу - руководил Дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации при Министерстве культуры. Одним из главных проектов чиновника стало преображение Большого театра. Год спустя Оганесян переехал в Санкт-Петербург, где курировал возведение второй сцены Мариинского театра.
В марте 2013-го Оганесян назначен вице-губернатором по вопросам строительства. Первый комментарий, который он дал после утверждения в должности, касался стадиона на Крестовском. Тогда Оганесян порадовал журналистов информацией о снижении сметы строительства до 44 миллиардов рублей и заверил, что арена будет готова к октябрю 2015 года.
Примечательно, что пару месяцев спустя стадион подешевел еще больше. После вмешательства Счетной палаты строители отказались от непрофильных площадей, и смета сократилась до 34,9 миллиарда. По всей видимости, действия по сокращению стоимости проводились под контролем Оганесяна.
Зато сроки сдачи объекта в эксплуатацию в очередной раз увеличились. Летом 2013 года вице-губернатор заявил в СМИ, что арена будет готова в июле 2016-го.
При Оганесяне завершили сооружение чаши стадиона и начали возведение кровли. В конце 2013 - начале 2014 годов заключены новые контракты на право проводить заключительный этап строительства. Скорее всего, одним из контрактов и стал договор о поставке видеотабло, при заключении которого, как утверждают компетентные органы, похищено 50 миллионов рублей. Отметим, что по итогам 2014 года Оганесян назван “Строителем года” в Санкт-Петербурге.
ПОМОЩЬ ПО ДРУЖБЕ
В апреле 2015 года чиновник неожиданно ушел в отставку по собственному желанию. Главной причиной этого решения СМИ называли переход Оганесяна на работу федерального уровня. Якобы бывший вице-губернатор должен был курировать строительство всех спортивных объектов ЧМ-2018. Однако позже эта информация не подтвердилась.
На момент ухода Оганесяна готовность стадиона на Крестовском оценивалась в 70 процентов. Завершался монтаж стационарной крыши и металлоконструкций выкатного поля, началось сооружение раздвижного сегмента кровли.
“Контракты с генеральным подрядчиком заключены со сроком окончания работ в мае 2016 года, строительство идет по графику”, - говорил Оганесян за считаные дни до своей отставки.
Интересно, что после ухода из правительства города чиновник продолжал участвовать в возведении “Крестовского”. Летом этого года по Петербургу пошли разговоры, что Оганесяна снова привлекли к вопросу достройки стадиона. Сам он опровергать это не стал, но отметил, что помогает вице-губернатору Игорю Албину “по-дружески”: “Я не консультант, мы просто в рабочем порядке обмениваемся мнениями. Надеюсь, что мое мнение помогает, в том числе помогает принимать правильные решения по достройке стадиона. Никто официально меня не привлекал, никакой инициативы ни от кого не было, это просто теплые дружеские взаимоотношения между двумя вице-губернаторами - бывшим и нынешним”.
“НА ДАЛЬНЕЙШЕМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АРЕСТ НЕ СКАЖЕТСЯ”
И вот в среду Следственный комитет задержал Оганесяна по подозрению в махинациях при строительстве стадиона. Правоохранители установили, что бывший вице-губернатор обеспечил незаконное привлечение акционерного общества “ТДМ” в качестве субподрядчика. Затем организовал перечисление в пользу этого АО аванса в сумме более 50 миллионов 480 тысяч рублей, которые в последующем похищены через фирмы-”однодневки”. Следователи отмечают, что Оганесян заведомо знал об отсутствии у акционерного общества намерения расходовать полученные денежные средства на поставку стадионного видеотабло.
Тем временем Виталий Лазуткин, гендиректор “Инжтрансстроя”, бывшего генерального подрядчика объекта, подтвердил, что 50 миллионов рублей, выплаченные “ТДМ”, были зачтены в рамках другого контракта - на поставку тележек для раздвижной кровли, но и это обязательство компания не выполнила.
“Несмотря на перезачет аванса, фактически работы все равно не проведены, а деньги - не возвращены. Мы не простили этот аванс - его трансформировали в другое обязательство по другому договору, уже по тележкам, который тоже не отработан. Это был просто перенос долга”, - рассказал Лазуткин в интервью петербургскому порталу “Фонтанка”.
Несмотря на критику от бывшего генподрядчика в адрес Оганесяна, многие петербургские государственные деятели отзываются о нем вполне положительно. “В принципе он хороший профессионал как строитель. А по поводу хищения никаких комментариев дать не могу, в этом должно разобраться следствие”, - заявил телеканалу life.ru сенатор Вадим Тюльпанов.
Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский согласен с Тюльпановым: “Огорчен этой новостью, потому что высоко оцениваю деловые качества Оганесяна. Много проблем удавалось решить при его помощи. Когда он пришел на стадион, там делали вид, что пытаются работать два десятка человек. Оганесян смог их активизировать. Конечно, очень печально, что сейчас происходит. Пока обвинения выглядят довольно спорными. То, что озвучивается, можно предъявить при исполнении любого контракта. Непонятно, есть ли достоверные доказательства того, что в 2014 году договор заключался при информации Оганесяна о том, что он не будет исполнен. То есть что они заведомо договаривались “попилить” деньги. Хочется понять - это доказано или это предположение? Или, может быть, это кто-то, спасая себя, дал такие показания? Непонятно. При этом в 2013 году в акте Счетной палаты констатировались масштабные хищения. Было украдено около 7 миллиардов рублей из 14. То есть почти половина всех денег, выделенных на тот момент на строительство. И никто за это не ответил. Теперь сравните эту сумму с 50 миллионами рублей, которые инкриминируются Оганесяну за видеотабло. Не думаю, что это месть бывшего генподрядчика строительства компании “Инжтрансстрой”. Я считаю, что расторгли контракт с ними правильно. Многие из тех нарушений, которые зафиксированы Счетной палатой в 2013 году, происходили именно тогда, когда компания была генподрядчиком. Думаю, товарищи из “Инжтрансстроя” таким путем выгораживают себя. Уверен, на дальнейшем строительстве стадиона арест Оганесяна не скажется”.
Сергей ЯРЕМЕНКО
Санкт-Петербург