Газета Спорт-Экспресс № 242 (7186) от 26 октября 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

27 октября 2016

27 октября 2016 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь РАБИНЕР

СЛУЦКИЙ СПРАВИТСЯ!

Сегодня - семь лет с тех пор, как Леонид Слуцкий сменил Хуанде Рамоса на посту главного тренера ЦСКА. По времени, проведенному во главе нынешней команды, он сейчас второй в Европе после Арсена Венгера. В XX веке в таком сроке не было ничего особенного. В XXI это приятная аномалия. Как и три чемпионства с одним клубом в первенстве, которое не назовешь однополярным, - в отличие от Германии, Франции или Италии.

Это была, наверное, самая мирная смена тренерской власти в истории футбола: к игрокам уходящий и приходящий специалисты вышли вместе, перед тем откровенно пообщавшись между собой. Евгений Гинер - один из немногих президентов на планете, способных на такие фокусы.

А также на “чуйку” - какой специалист, причем без регалий, ему нужен, чтобы в уже ограниченных финансовых условиях (хотя по сравнению с нынешними они были райскими!) повести ЦСКА к успехам. Рамос-то охладел к красно-синим, поняв, что новых Оличей, Вагнеров и Жо ему никто покупать не собирается. Необходим был растущий тренер с амбициями и знаниями, но без гонора, который окажется готов работать с теми, кто есть.

По этой же причине сейчас Гинеру, уверен, и в голову не придет расстаться со Слуцким, невзирая ни на какие игровые проблемы и давление фанатов. Не столько даже из человеческих соображений - пусть годы совместной работы и завоеванные трофеи их сблизили, - сколько из прагматических.

У клуба нет денег на новых футболистов - по кредиту за стадион бы расплатиться. На трансферы даже коллективы из середины таблицы РФПЛ не первый год тратят больше. Возможности тех, кто есть, Слуцкий знает досконально и выжимает из них максимум. Почти без скамейки трижды за последние четыре года выиграл с ними чемпионат России. Скажи, что такое произойдет, в районе 2012 года Алексею Миллеру и Сулейману Керимову, - они за головы бы схватились.

А что означала бы смена тренера, приглашение “более смелого”, по мнению некоторых фанатов, специалиста? Необходимость покупки новых игроков под нового главного. Потому что ясно: резервов для роста с нынешним составом нет, и держать его на плаву может только Слуцкий. А покупать не на что. Замкнутый круг.

Всем бы такие кризисы, как третье место ЦСКА с 4-очковым отставанием от лидера. А Слуцкий не раз в своей жизни доказывал, что умеет выбираться из куда более серьезных передряг.

Его характер сформировало падение с дерева, после которого он год провел в многоместной палате волгоградской больницы.

В “Олимпии” его дисквалифицировали на полгода за удар судьи, ему сжигали машину и угрожали расправой. После второй лиги он вынужден был работать в любительском коллективе из станицы в Краснодарском крае.

В “Уралане” деньги иссякали до такой степени, что команда вдевятером выходила на поле, а самолет застревал на ночь в Сибири из-за того, что не на что дозаправиться.

В “Москве” его увольняли после лучшего сезона в истории клуба - 4-го места в чемпионате и выхода в финал Кубка.

В “Крыльях” - опять бездонная финансовая пропасть, помноженная на скандал с “Тереком”, где затеявшее все это безобразие высокое начальство подставило тренера и не вступилось за него.

Слуцкий множество раз падал, вставал и шел дальше. Он стал победителем именно потому, что у него не стеклянная челюсть.

А сколько ударов тренер пережил в ЦСКА? И в отставку после бронзы подавал, а в начале следующего сезона после двух поражений в трех матчах те же фанаты нарядились на матч с “Анжи” в специально выпущенные футболки с надписью “Леня, уходи”.

Слуцкий не ушел - и выиграл в России все, и не по одному разу. Тем, кто шпыняет его Лигой чемпионов, напомню: он - один из трех российских специалистов в истории страны наряду с Романцевым и Семиным, кто дважды выходил из группы в этом турнире. И единственный за 20 последних лет, кто доходил до четвертьфинала. Не имея в распоряжении Халков даже в лучшие времена, не то что теперь...

От таких нокдаунов, как на Euro-2016, оправиться непросто, это требует времени. Недаром жизнеутверждающих ноток в словах послефранцузского Слуцкого слышно немного. Но выбираться из кризисов, поняв ошибки, сделав выводы и не обращая внимания на критику извне, - привычное для всей его жизни дело.

Он поднимался наверх с самого низа, “из соседнего двора”. Он не из изнеженных баловней судьбы, не знавших ее ударов и оттого ломающихся при первом дуновении ветра. Справится и теперь.