Газета Спорт-Экспресс № 226 (7170) от 7 октября 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ЕДИНОБОРСТВА
Во вторник в Грозном прошел турнир по смешанным единоборствам Гран-при “Ахмат”, во время которого публика увидела поединки с участием детей. “СЭ” разбирается, чьи права были нарушены на этих соревнованиях.
БОЙЦЫ И ДЕТИ: ПРАВ ЛИ Федор ЕМЕЛЬЯНЕНКО?
Олег ШАМОНАЕВ
Сразу скажу, что лично я, как отец, был бы против, если бы моему 9-летнему сыну предложили подраться на публике по взрослым правилам ММА. Но это я. Родители бывают очень разные, и у многих из них своя позиция по поводу воспитания детей. А для того чтобы не было перегибов в этом вопросе, у нас существуют органы надзора и попечительства. И еще у нас есть уполномоченный по правам ребенка с целым аппаратом помощников - на федеральном уровне и в каждом регионе страны. Если эти люди до сих пор молчат (или говорят нечто невнятное), то либо им напрасно платят немалые бюджетные деньги, либо в детских поединках в Грозном не было ничего криминального.
СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ЗРЕЛИЩЕ
Заявление легенды ММА Федора Емельяненко, который накануне осудил детские бои на Гран-при WFCA “Ахмат” в Грозном, показанные в эфире канала “Матч! Боец”, раскололо мир единоборств. Многие кавказские бойцы и промоутеры в крайне непарламентских выражениях ответили Емельяненко. Если коротко, то их позиция сводится к тому, что у Федора нет ни морального, ни юридического права критиковать клуб “Ахмат”, а тем более - учить жителей Кавказа, как им воспитывать своих детей. Поклонники Емельяненко-старшего, который является непререкаемым авторитетом в отечественном ММА, оскорбились в ответ. И наговорили много непарламентского по поводу кавказских традиций в целом.
На юге нашей страны люди, как известно, - горячие. В единоборствах - тоже, причем не только на юге, но и на севере, и на западе с востоком. Найти точки соприкосновения в этой скандальной истории им будет тяжело. И все-таки, если отбросить эмоции, переход на личности и взаимные оскорбления, кто же здесь прав, а кто перегибает дубину?
Глубоко вздохнем и постараемся разложить инцидент на составляющие. Драка, пусть и по правилам, в принципе зрелище очень специфическое. Скажем так, не для впечатлительных натур. Однако в контексте спорта - это часть нашей цивилизации, нашей культуры. И с этой точки зрения нет особой разницы, кто выходит в ринг/октагон - воспитанники младшей группы детского сада либо разваливающиеся от старости бабульки. Разумеется, если дело в итоге не оборачивается смертью спортсмена или членовредительством. И если вас выворачивает от вида пота, крови и взаимных тумаков, то вам просто не нужно смотреть единоборства в целом и канал “Матч! Боец” в частности.
СПОРНЫЙ ЭКСПРОМТ
Возмущение Федора Емельяненко частично основано на том, что соревнования в Грозном были самопальными, не санкционировались Союзом ММА и не обслуживались лицензированными судьями. Это серьезное обвинение, хотя все мы знаем, что с властной вертикалью в единоборствах во всем мире существуют проблемы, и никогда нельзя быть полностью уверенным, какая из организацией признает конкретный поединок, а какая - нет. Особенно, если турнир является показательным, как это было в Чечне. Что касается детских боев, то они изначально не были заявлены в программе шоу, и появление юных бойцов на ринге во многом стало экспромтом. Непонятно, как этому могли бы помешать рефери Союза ММА.
Теперь по поводу проведения детских поединков по взрослым правилам. Да, практически во всех разновидностях единоборств существуют жесткие ограничения, каким образом могут проводиться поединки между детьми - и в плане экипировки, и в плане возможности выполнения опасных приемов, и в плане минимального возраста спортсменов. Неофициальный, показательный, характер боев не может служить здесь оправданием, ведь дети на ринге не заученные хореографические этюды показывали, а рубились друг с другом с реальным риском нанесения травмы - с ударами в шею и позвоночник.
Но и это тоже не повод для истерики. И у Союза ММА, и у Федерации ММА России есть вполне понятные рычаги воздействия на ситуацию. Дисквалифицируйте организаторов соревнований в Грозном - и вы покажите свое отношение к случившемуся без политической эскалации и спорных обобщений. Если же какие-то специалисты уверены, что бои были смертельно опасными для жизни и здоровья детей, надо срочно писать заявление в полицию. Следователи разберутся, превысили организаторы турнира свои полномочия или нет.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО - ЗА РОДИТЕЛЯМИ
Все сильно осложняется тем, что “Гран-при” WFCA “Ахмат” транслировалось по телевидению, пусть и не на эфирном канале, но из-за этого случившееся перестает быть семейным междусобойчиком и превращается в публичную акцию. В целом участие детей младшего школьного возраста на потеху публике во взрослых соревнованиях, которые обычно маркируются минимум как “12+”, вызывает вопросы. С другой стороны - это зона ответственности родителей.
Конечно, телетрансляцию необходимо было прервать, как только стало понятно, что происходит на ринге. Потому что детские бои - с точки зрения общественной морали зрелище более спорное, чем недавно закрытая в Москве фотовыставка с несовершеннолетним ню. Решать вопрос о том, насколько подобное приемлемо в публичном пространстве, должны специалисты, которых, надеюсь, все же привлечет уполномоченный по правам ребенка. Ну и последние слово, безусловно, следует оставить за родителями, которые в конечном счете отвечают за своих отпрысков и перед законом, и перед своей совестью, и перед Богом.
И сейчас всем родителям логичнее перестать оскорблять друг друга и вместо раздувания конфликта потратить время на детей. Только общаясь с тем, кого воспитываешь, реально понять, что на самом деле необходимо ребенку. Ведь все дети очень разные. Для кого-то и драка на публике - отличный стимул для развития. А для кого-то принуждение к подобному выступлению - моральная травма на всю жизнь. Ну и, само собой, никто из взрослых не имеет морального права рисковать жизнью и здоровьем ребенка сверх меры.