Газета Спорт-Экспресс № 217 (7161) от 27 сентября 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 2-й тур. Группа E. Сегодня ЦСКА - “ТОТТЕНХЭМ”
Обозреватель “СЭ” разбирает игру очередного соперника чемпионов России и ищет способы с ним бороться.
ЧТОБЫ НЕ ПРИШПОРИЛИ: ЧЕМ ОПАСЕН “ТОТТЕНХЭМ” ДЛЯЦСКА
Евгений ЗЫРЯНКИН
ЦИФРЫ ТОЖЕ ВРУТ
“Тоттенхэм” финишировал третьим в предыдущем английском сезоне, впереди двух “Манчестеров”, и шагает вторым в нынешнем. Но оба эти факта совершенно бессмысленны для понимания того, что собой представляет эта команда сегодня. Прошлое в этом ракурсе вообще не информативно и скорее пустит пыль в глаза, чем нарисует реальную картину. В настоящем же сыграно слишком мало матчей, и у “Тоттенхэма” было слишком мало серьезных соперников, чтобы облокачиваться, рассуждая о нем, на таблицу. Второе место лондонцев - весьма и весьма условное; по уровню игры они сейчас вряд ли попадают даже в зону еврокубков. Думаю, что уже в воскресенье, когда в гости к ним нагрянет “Манчестер Сити”, это высказывание будет наглядно подтверждено.
В цифрах и положении есть, однако, двусторонняя опасность. С одной - ЦСКА традиционно рис-кует переоценить силу соперника, полагаясь на его статус, начнет осторожничать - и не использует шансы, которые изначально сулит и не раз предоставит игра. С другой - изучая “Тоттенхэм”, москвичи могут подметить огрехи и слабые места, коими футбол англичан буквально кишит, и счесть, что те не особо опасны, так сказать, “проходимая” команда. Чем чреват подобный настрой, да еще в противостояниях с клубами из топ-чемпионатов, прекрасно известно.
Рецепт тут прост, и армейцы его знают: уважать противника так же, как самих себя, помнить, что он приучен выпутываться из сложных ситуаций и привык к отчаянной конкуренции, поэтому не спасует ни перед чем и обязательно накажет за просчеты, но ни в коем случае не бояться. Бояться там некого. ЦСКА способен в этом матче играть “от себя”.
СЮДА БЫ СЕЙДУ…
Защита у “Тоттенхэма” по солидным европейским меркам, с какими принято подходить к ведущим английским клубам, довольно-таки посредственная. Центр - бельгийцы Андервейрелд и Фертонген - вечный очаг пожарищ: они плохо, можно даже сказать, неумело выбирают позицию; засматриваются на игру и теряют подопечных форвардов; обоим не хватает хладнокровия и выдержки. Особенно плох Фертонген: он ухитряется так располагаться в своей штрафной, что подачи то и дело опускаются ему за шиворот, и его макушка ловит воздух. Компенсируют недостатки агрессивная самоотверженность, благодаря которой оба умеют вгрызаться в эпизод и остервенело вести борьбу, и неплохой отбор мяча: один в один этих защитников пройти непросто.
Проблема в том, что против ненадежных бельгийских замков у современного ЦСКА нет подходящей отмычки. Играй по-прежнему Думбья, он всегда нашел бы себе место между этими двумя башнями и с удовольствием принимал забросы от партнеров. Или же Муса, который мог вторгнуться в разрез; его клиентом стал бы еще и Уокер, часто упускающий фланговых оппонентов себе за спину. У Траоре, увы, другие достоинства - он почти не играет “столба”, как было бы выгодно в предстоящем матче, а любит получать мяч до штрафной и спиной к воротам, с чем бельгийцы как раз и способны уверенно справляться. Как вариант, можно попробовать выводить в зону атаки Еременко - тот и предлагается здорово, и успешно совладает с мячом на скорости. Но тогда кто-то должен взять на себя функции самого Романа и “кормить” его точными забросами.
БОЛТЫ, А НЕ ШПОРЫ
Бросается в глаза, что защитники “Тоттенхэма” всей душой ненавидят, когда их прессингуют, не дают раскатать мяч и с чувством, с толком, с расстановкой доставить его вперед. Они начинают суетиться и часто в этой ситуации теряют мяч, открывая путь к воротам. Подобное происходит от того, что группа атаки у лондонцев вдали от мяча становится инертной и включается в игру, лишь когда та сама к ним приходит. Цель ясна: прессовать защитников, накрывать опорную зону, где находится непригодный в плане розыгрыша мяча Ваньяма, и наказывать за “обрезы”.
При этом ни в коем случае нельзя терять бдительность и предоставлять пространство для быстрой атаки. Это единственный способ наступления, в котором “Тоттенхэм” силен, и очень силен. Сам по себе контроль мяча у англичан хорош, они передают его на подступах к штрафной точно и мягко, без невынужденных потерь, благодаря чему обеспечивают себе приличный показатель владения. Но это еще не угроза, поскольку на переднем краю предложение крайне ограничено (независимо, Кейн там или не Кейн), да и “Тоттенхэм” - не “Барселона”, чтобы сочинять обострения пешком. На ходу же, в темпе, широко разбегаясь, используя умение Эриксена переводить мяч диагоналями и колоссальную выносливость крайних защитников, пробегающих в такие моменты 100-метровку не хуже Болта, даже после часа игры, и дорабатывающих до углового флажка и дальней штанги, “шпоры” чрезвычайно опасны. Пресечь эти порывы можно только внимательными действиями Фернандеса и Щенникова и жесткой, на грани фола, борьбой за мяч - прежде всего в момент приема.
СОН НАЯВУ
Отсутствие Кейна в Москве, как ни странно, не великая потеря для “Тоттенхэма”. Он растерял былую форму и давно уже не столь грозен, как год-два назад. В нападении сейчас другие герои, и их позиции на поле создают очередную обманчивость, поскольку сторожить обоих должны будут полузащитники ЦСКА.
Наиболее грозен для армейцев Алли. У него нет строгого местоположения, он действует по всей ширине поля в зоне атакующего хавбека, а излюбленные плацдармы для атаки - инсайдные коридоры справа и слева. Алли охотно берет игру на себя, у него изящный дриблинг и увесистый, прицельный удар при любой мало-мальской возможности. Он легконогий и нередко, незаметно стартуя из глубины поля, врывается за спины обороняющимся, ловя их на нечетком взаимодействии при искусственном офсайде или на встречном курсе, когда они дружно выходят из штрафной. Еще у Алли есть привычка бежать до конца, прессингуя вратаря, если ему следует пас от своих, или рассчитывая, что защитник замешкается и позволит себя обокрасть. Длинный шаг помогает ему в доли секунды рвать дистанцию до противника.
Алли - самый усердный и в высоком прессинге “Тоттенхэма”. Он едва ли не единственный, кто ведет борьбу за мяч чисто и до последнего, не изображает отбор, а действительно ложится костьми. Тот же Эриксен в таких эпизодах лишь демонстрирует участие в командной работе, а, скажем, опорники Дайер и Ваньяма без нарушения мяч практически не добывают - причем не от злости вовсе, а лишь в силу невысокой техники и излишней порывистости.
В общем, Вернблуму придется усердно потрудиться: Алли, безусловно, его пациент.
Во все глаза необходимо следить и за корейцем Сон Хын Мином, который только что восстановился после травмы и уже отметился двумя дублями, пусть и отгрузил их откровенно слабым “Стоук Сити” и “Мидлсбро”. Как и Алли, Сон невесом и бесконечно мобилен, возникая, при номинальной должности крайнего хавбека, в любой точке наступления, в том числе и на месте центрфорварда. Как и Алли, он не стесняется сыграть самостоятельно, причем здорово финтит корпусом, вследствие чего защитники, купившись на его повороты, рассыпаются, а кореец, как ни в чем не бывало, трусцой бежит прямо по штрафной и бьет без помех. Специально нужно отметить, что они с Эриксеном запросто меняются флангами, а значит, края ЦСКА должны быть готовы противостоять и датскому плеймейкеру, и юркому Сону, которые кардинально отличаются друг от друга стилистикой.
Эта задача, пожалуй, наиболее заковыристая, сложная и определяющая из всех, что придется решать армейцам в этом матче. Но ни одной непосильной, тупиковой среди них нет.