Газета Спорт-Экспресс № 180 (7124) от 15 августа 2016 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ОЛИМПИЗМ
РИО-2016
ПЛАВАНИЕ
Заключительный день плавательного турнира, завершившийся двумя комбинированными эстафетами, медалей России не принес. Итог выступлений нашей сборной в Рио - две серебряные награды Юлии Ефимовой и бронзы Антона Чупкова и Евгения Рылова.
ФЕЛПС УШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ, ЕФИМОВА ПРЕВЗОШЛА КИНГ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Олимпийского парка
Бывают награды, ценность которых определяет не качество драгметалла, а история, с ней связанная. В Лондоне именно такой медалью было серебро Евгения Коротышкина, ставшего “вторым после Фелпса”, в Рио-де-Жанейро совершенно особым отливом радовали два серебра Юлии Ефимовой, да и бронзовые достижения двух российских дебютантов хотелось воспринимать как прорыв. Особая ценность этих наград заключалась, пожалуй, не в показанном результате, а в том, как мощно вчерашние юниоры ворвались во взрослое мужское плавание. Ведь именно на этом рубеже обычно ломались даже самые яркие российские таланты.
Наверное, для всех российских болельщиков главным впечатлением последнего дня стало даже не великое достижение Майкла Фелпса, выигравшего в составе комбинированной эстафеты свое 23-е олимпийское золото, а реванш, взятый Юлией Ефимовой у своей “обидчицы” на стометровке Лилли Кинг. Американка стартовала в комбинированной эстафете на том же этапе, что и Юля, ушла на него раньше россиянки, а вот к финишу приплыла за ее спиной. Чистое время прохождения дистанции составило у Кинг 1.05,70, у Ефимовой - 1.04,98. Понятно, что скрасить итог этой эстафеты выступление Юли не помогло (российские девушки финишировали шестыми, а четверка США стала чемпионом), но хлопнуть дверью Ефимовой, безусловно, удалось
Думаю, в Рио наверняка еще прозвучит, что в целом российская сборная выступила вовсе не провально. Четыре олимпийские награды - вполне достойный итог на фоне того “безрыбья”, что наблюдалось порой на крупных чемпионатах. Так ли это? На мой взгляд, все-таки нет. Если оценивать ситуацию с позиции “здесь и сейчас”, не делая скидок на пережитые командой невзгоды психологического плана, придется констатировать, что у России на этих играх не оказалось кролевого спринта, средних дистанций и стайерской “полторашки”. Не было конкурентоспособных эстафет, а те проблески, которые наблюдались в девичьих дисциплинах (как, например, попадание кролевой эстафетной четверки в финал 4х200 метров), не факт, что перерастут в более серьезные достижения в дальнейшем. Было ведь уже такое, причем не раз.
Нельзя утверждать, что ничего не изменилось к лучшему: год назад, разговаривая на чемпионате мира с Александром Немтыревым - тренером Чупкова и Розалии Насретдиновой, я с большим недоумением узнала, что из-за конфликта с главным тренером бригада тренера была вынуждена готовиться весь сезон самостоятельно. В Рио Немтырев сказал, что очень благодарен нынешнему руководителю команды Сергею Колмогорову за то, что тот, придя на новую должность, сразу постарался расставить все акценты, сказав тренерам: “Мешать и лезть в тренировочный процесс не буду. А вот в остальном - помогу всем, что в моих силах”.
Спорт устроен так, что добиться результата отчаянно хочет любой тренер и любой спортсмен. Просто не все способны ответить, каким путем следует двигаться к победам.
Одну из точек зрения на этот счет я услышала в олимпийском бассейне от Дмитрия Манцевича - главного тренера сборной Белоруссии, успевшего поработать до возвращения в родную страну в нескольких европейских странах.
- Не думаю, что было бы правильно рассуждать о том, как надо готовить пловцов, на примере США, - начал он. - Все-таки в этой стране помимо давно выстроенной успешной системы подготовки спортсменов есть еще и огромная конкуренция. Но ничто не мешает посмотреть на другие команды с хорошей плавательной историей. На мой взгляд, один из залогов успеха заключается в развитой системе клубов. Чем плоха система детских спортивных школ? Тем, что усилия тренеров направлены в этих школах не на развитие таланта, а на отработку часов, на заполняемость бассейна, на множество прочих вещей, другими словами, люди работают прежде всего на заработок, а не на результат.
Если же говорить о методике, то в современном плавании сейчас четко прослеживается правило: до тех пор, пока в детских и юношеских группах у пловцов идет улучшение результата, в том, чтобы переходить на двухразовую тренировку, нет никакого смысла. Первым, от кого я в свое время это услышал, был тренер Майкла Фелпса Боб Боумэн, с которым мы одно время вместе работали в Турции.
С тех пор я неоднократно убеждался, что это правило используют и другие страны и что оно реально работает. Дело в том, что переход на двухразовые занятия - это довольно мощный инструмент. В Голландии, например, система следующая: если талантливый пловец доходит до определенного уровня результата при одной тренировке в день, то есть с минимальными затратами времени и энергии, и решает для себя, что хочет стать профессиональным спортсменом, его переводят на двухразовый режим. Обычно это происходит в тот момент, когда спортсмен уже совершеннолетний, поскольку он должен подписать контракт.
- И только после этого человек попадает в более интенсивный тренировочный режим?
- Да. К двухразовой тренировке добавляется еще и четко продуманная работа в зале, и все это приводит к мощному и быстрому прогрессу. Как раз это и помогает юниорам довольно безболезненно перейти на уровень взрослых финалов.
Этим же путем уже несколько лет идут англичане. С главным тренером Канады я разговаривал об этом в 2013 году, и он тоже мне рассказывал об эффективности подобной методики. И посмотрите, какого прогресса добилась страна за это время.
У нас же большинство спортсменов попадают в сборную уже предельно истощенными, причем как физически, так и психологически. Плавать по два раза в день они начинают уже в 12-летнем возрасте, причем работают на больших объемах. А этого тоже не делает уже никто. Дмитрий Баландин, который выиграл 200 метров брассом, плавает в тренировках не более пяти километров за одно занятие. И тренируется 9 - 10 раз в неделю. Нашему, то есть бывшесоветскому, подходу была свойственна четкая периодизация, когда сначала нарабатывались большие объемы, затем люди начинали работать над скоростью. Сегодня все ведущие западные страны от этого ушли: скоростная работа в том или ином виде присутствует в каждой тренировке. И именно это стоит во главе угла.
Моя жена - бывшая художественная гимнастка - как-то объясняла мне, что, если у спортсменки не получается какой-то бросок или элемент, ее никогда не заставят это повторять. Потому что в этом случае можно только заучить неправильное движение. В плавании техника постоянно меняется и прогрессирует. И каждый спортсмен должен четко понимать, к чему он готовится.
- В каком смысле?
- Чтобы проплыть 200 метров брассом за 2.07, надо делать определенное количество гребков с определенным темпом. Именно это и надо нарабатывать. Если же человек вместо этого начнет плавать большие объемы на более низком темпе, это не даст ровным счетом никакого эффекта.
- Вспоминаю очень известное высказывание выдающегося тренера по тяжелой атлетике Ивана Абаджиева: “Если бы Паганини играл на рояле, вместо того чтобы играть на скрипке, он никогда не стал бы великим”.
- Абсолютно логично. И если мы хотим, чтобы спортсмен плавал быстро, тренироваться он тоже должен быстро. Поэтому в плавании и появляются ультракороткие спринтерские тренировки, всевозможные программы, направленные на развитие скоростных качеств и отработку тех элементов, которые определяют результат. Мы же слишком много лет были заложниками системы. Поэтому сейчас до такой степени сложно заставить себя перестроиться...
Что тут скажешь? Можно, разумеется, не соглашаться с такой точкой зрения. Но Игры в Рио достаточно резко высветили не самую приятную реальность: то, что российских спортсменов, завоевавших медали, оказалось в Бразилии всего трое (а если не считать Ефимову, уже несколько лет как перебравшуюся в США, то два человека), говорит, к сожалению, лишь о том, что результат, как и раньше, добывается исключительно силами кустарей-одиночек. И что ни условия, ни деньги, которые не первый год щедро вкладываются в плавание, не способны принести системного успеха.
Возможно, с этим следует просто смириться.
Мужчины. 100 м баттерфляй. 1. Скулинг (Сингапур) - 50,39 (олимпийский рекорд). 2. Ле Кло (Южная Африка) - 51,14. 2. Чех (Венгрия) - 51,14. 2. Фелпс (США) - 51,14. 5. Ли Чжухао (Китай) - 51,26. 6. Металла (Франция) - 51,58… 8. САДОВНИКОВ - 51,73…16. КОПТЕЛОВ.
50 м в/с. 1. Эрвин (США) - 21.40. 2. Манаду (Франция) - 21,41. 3. Эдриан (США) - 21,49. 4. Прауд (Великобритания) - 21,68. 5. Говоров (Украина) - 21,74. 6. Фратус (Бразилия) - 21,79. 6. Тэнди - 21,79…10. МОРОЗОВ… 28. БРЯНСКИЙ.
1500 м в/с. 1. Пальтриньери (Италия) - 14.34,57. 2. Джегер (США) - 14.39,48. 3. Детти (Италия) - 14.40,86. 4. Уилимовски (США) - 14.45,03. 5. Хортон (Австралия) - 14.49,54. 6. Кокрейн (Канада) - 14.49,61… 13. ДРУЖИНИН. 14. ПОТАПОВ.
Комбинированная эстафета 4х100 м. 1. США - 3.27,95. 2. Великобритания - 3.29,24. 3. Австралия - 3.29,93. 4. РОССИЯ (Рылов, Чупков, Садовников, Морозов) - 3.31,30. 5. Япония - 3.31,97. 6. Бразилия - 3.32,84.
Женщины. 200 м спина. 1. Дирадо (США) - 2.05,99. 2. Хоссу (Венгрия) - 2.06,05. 3. Колдуэлл (Канада) - 2.07,89. 4. УСТИНОВА - 2.07,89. 5. Хокинг (Австралия) - 2.08,02. 6. Ковентри (Зимбабве) - 2.08,80… 11.ФЕСИКОВА.
800 м в/с. 1. Ледеки (США) - 8.04,79 (мировой рекорд). 2. Карлин (Великобритания) - 8.16,17. 3. Капаш (Венгрия) - 8.16,37. 4. Бельмонте (Испания) - 8.18,55. 5. Эшвуд (Австралия) - 8.20,32. 6. Смит (США) - 8.20,95… 26. ОПЕНЫШЕВА.
50 м в/с. 1. Блум (Дания) - 24,07. 2. Мэньюэл (США) - 24,09. 3. Герасименя (Белоруссия) - 24,11. 4. Хэлсолл (Великобритания) - 24,13. 5. К. Кэмпбелл (Австралия) - 24,15. 6. Кромовидйойо (Голландия) - 24,19… 22. НАСРЕТДИНОВА… 38. ЛОВЦОВА.
Комбинированная эстафета 4х100 м. 1. США - 3.53,13. 2. Австралия - 3.55,00. 3. Дания - 3.55,01. 4. Китай - 3.55,18. 5. Канада - 3.55,49. 6. РОССИЯ (Фесикова, Ефимова, Чимрова, Попова) - 3.55,66.