Газета Спорт-Экспресс № 162 (7106) от 25 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

25 июля 2016

25 июля 2016 | Хроника

ХРОНИКА

Спрос на специальную одежду для спорта и активного отдыха растет, а ассортимент, предлагаемый на рынке, становится все шире. На этот раз речь пойдет об Outdoor-одежде.

С ВЕРШИН ГОР В ГОРОД. ПУТЬ СПОРТИВНОЙ МОДЫ

“Как курирующее ведомство, мы в Минпромторге гордимся достижениями и результатами российской легкой промышленности в производстве хорошего мирового уровня спортивной продукции. Отрадно, что Россия достойно представлена на крупнейших мировых выставках и что на нашу продукцию есть спрос, а российские бренды пользуются существенным интересом.

Последнее время отслеживаю довольно большое количество фирм, которые очень тяжело, шаг за шагом, начинают расширять производство. Особенно это заметно в сегменте рыболовства, охоты. В Екатеринбурге ребята начали производить низкотемпературную одежду, я бы сказал, приближенную к высоким мировым стандартам. Мы - северная страна, и для наших погодных условий сложно пошить адекватную одежду, например, в Китае. Мы можем занять определенную долю рынка в производстве одежды для низких температур. Куртки и штаны на температуру от “минус 20” и ниже. Такие важные и нужные производства как раз в категории малого и среднего бизнеса, который мы очень активно поддерживаем и всегда готовы помочь”.

Статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Виктор ЕВТУХОВ

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ В ГОРАХ

Понятие Outdoor-одежды в обиходе вроде бы и появилось недавно, но интуитивно понятно: “outdoor” в переводе с английского - “находящийся на открытом воздухе”, стало быть, и одноименная одежда предназначена для того, чтобы находиться вне дома. Впрочем, на деле все не так просто. Специалисты уверяют: в сегменте легкой промышленности Outdoor-одежда сродни космической отрасли в машиностроении, ведь историю свою ведет от альпинистского снаряжения, к которому всегда предъявляются максимальные требования. “Вы не можете на чем-то сэкономить и плохо сделать комбинезон космонавта, - приводит аналогию председатель правления Российской Оутдор Группы Алексей Гребцов. - В этом случае человек просто погибнет. Так и любая проблемная часть снаряжения альпиниста, который поднимается в горы на 8000 метров, может привести к несчастному случаю и возможной гибели”. Кроме того, для альпиниста очень важно, чтобы одежда была легкой, прочной, не занимала большого объема, учитывала анатомию и физиологию, а главное, надежно защищала от экстремально агрессивной внешней среды.

На основе этих разработок и возникли технологии, которые теперь применяются и в повседневной жизни. Прежде всего речь идет о мембранах. К ним уже давно привыкли в детской одежде, в различных плащах и дождевиках. Есть и современные утеплители - традиционный пух они пока заменить окончательно не могут, но уже по многим качественным показателям его опережают. Например, весьма существенный недостаток пуха в том, что он вбирает в себя влагу, а значит, теряет свои теплоизоляционные свойства и перестает работать, и человек начинает замерзать. Волокна синтетического утеплителя не впитывают влагу, и она быстро испаряется с поверхности волокон, что упрощает жизнь спортсмену и при восхождении, и в походе. Одежда не промокает, и ее не нужно дополнительно сушить.

В горах, к слову, мембрана нужна в большей степени не для защиты от воды, а как средство от выдувания тепла (потери на конвекцию). “Если вы находитесь на высоте 4000 метров, то при температуре -15 и скорости ветра примерно 15-20 м/с теплопотери соответствуют 40-45 градусам Цельсия, - поясняет Гребцов. - Без специальной одежды обморожение наступает в течение 30-40 минут. С точки зрения водонепроницаемости и непродуваемости у мембраны почти такие же свойства, как, скажем, у целлофанового мешка, но последний не позволяет выводить влагу от тела”. Чтобы испарения тела все же уходили и не снижали тепловых свойств снаряжения, была разработана мембрана, которая позволяет выводить большую часть влаги. Очень серьезное внимание обращается на разработку кроя и конструктива одежды. “Высший пилотаж в конструировании одежды для альпинизма - это рассмотрение человека не только с точки зрения анатомии, но в большей мере с точки зрения физиологии, - добавляет Алексей Гребцов. - Это целостный организм, объект науки и медицины”.

Рассматривается весь комплекс негативных факторов при использовании снаряжения: ветер, сильный мороз, перепад давления и влажности, излучение солнца, недостаток кислорода на больших высотах и многое другое.

Исходя из этих показателей подбираются утеплители, мембраны, ткани и фурнитура. Поэтому специальное снаряжение с точки зрения технологий и проработанности деталей на порядок отличается от обычной одежды, производимой из натуральных волокон.

ОТ СНАРЯЖЕНИЯ К ГОРОДСКОЙ ОДЕЖДЕ

От альпинистского снаряжения сформировались и другие направления одежды: снаряжение для специальных подразделений, спортивное, общетуристическое, не осталась в стороне и fashion-индустрия. Коллекции очень легкой, удобной одежды с использованием самых современных технологий сегодня появились у многих модных марок. В Корее, Японии и скандинавских странах уже давно очень популярен стиль “городской outdoor”. Детские прогулочные костюмы с мембраной, чтобы не промокнуть, непродуваемая одежда для прогулки с любимым питомцем в холодную погоду, походная одежда для активного отдыха всей семьей. Современный человек сегодня стремится к тому, чтобы надеть вещей как можно меньше, но при этом чувствовать себя комфортно в любую погоду. “Сейчас растет спрос на очень легкие стеганые куртки, так называемые пуховые свитера, - рассказывает Алексей Гребцов. - Это еще не пуховик, но уже и не свитер. Как только температура уходит в небольшой минус, появляется значительная влажность и возникает вероятность дождя, ветра и снега, синтетика в одежде становится превалирующей. От шуб люди сегодня стараются уходить”. На первый план выходят максимальное удобство, легкость и комфорт.

ОДЕЖДА-ТРАНСФОРМЕР

Мечта современного горожанина выглядит примерно так: накинуть на себя курточку, которая ничего не весит, выйти на улицу в сильный ветер, холод, мокрый снег, дождь и чувствовать хорошо. Фантастика? Нисколько. Раньше в такую погоду приходилось надевать несколько теплых вещей, конструкция “футболка-рубашка-свитер-крутка” знакома практически каждому. По ситуации к ней часто добавлялись еще один, а то и два элемента одежды. В метро во всем этом тяжелом снаряжении было, мягко говоря, неуютно и жарко. Современная одежда позволяет в такой ситуации снять легкий внешний слой мембраны либо утеплитель, сложить его в маленький рюкзак, затем в нужный момент достать и снова надеть. Одежда превращается в своего рода конструктор, позволяющий модулировать количество слоев. Стало жарко - один слой можно исключить, стало холодно - легко вернуть. “В течение нескольких секунд вы можете изменять свой температурный баланс в очень широком диапазоне: от +20 до -15, - поясняет Алексей Гребцов. - Это удобная модульная система, которая пришла из различных видов экстремального туризма, когда от опасности перегрева или обморожения зависела в том числе и жизнь человека. Именно технологии одежды Outdoor, которая защищает от перепадов температур, позволяют не таскать с собой, к примеру, толстую шапку, кожаные перчатки на меху и огромный шарф - то, что люди так не любят, а обойтись тем же комплектом, но из непродуваемого и очень легкого флиса.

РОССИЯ - СРЕДИ ЛИДЕРОВ В OUTDOOR-ИНДУСТРИИ

Лидерами в конструировании и дизайне такого рода одежды являются Европа и Соединенные Штаты. При этом само производство по большей части размещено в Азии. Ситуация для рынка легкой промышленности вполне типичная: в США очень мало фабрик, которые самостоятельно что-либо шьют, в Старом Свете их практически нет. “В Европе мы фактически на первых ролях, - поясняет положение России на рынке Алексей Гребцов. - Есть несколько российских фабрик с высоким уровнем производства. К примеру, завод “5 звезд”, который производит, на мой взгляд, лучшую в Европе с точки зрения технологий марку “Sivera” - они работают со всеми видами мембран и современных тканей. У нас есть “Bask”, которая производит низкотемпературную одежду, по классу ничем не уступающую известным западным аналогам. Есть “Ozone”, они работают с достаточно сложными моделями и тканями. Завод “Весь мир”, который производит утеплитель мирового уровня “Shelter”, существует “Термопол”, который тоже производит очень приличный утеплитель”. По словам специалистов, постепенно в России налаживается и производство качественного пуха - есть ультрасовременное оборудование по шитью, где крой идет лазерным лучом, все расчеты компьютерные, а роботы заменяют 20 швей. Словом, есть все условия, чтобы потребитель выбирал отечественного производителя, а не раскрученные западные бренды. Впрочем, профессионалы уверяют: знатоки в вопросах походов и теплой одежды и так предпочитают нашего производителя. Во многих случаях это и более интересные модели, и огромный опыт работы с очень низкими температурами. “В Европе нет таких морозов, они вообще плохо понимают, как можно жить, когда 45 градусов ниже нуля - это не конец света, а нормальная погода для поездки на работу”, - рассказывает Алексей Гребцов, отмечая при этом, что вещи российского производства далеко не всегда дешевле зарубежных аналогов. Весь вопрос - в высоких технологиях, их разработка и производство в любом случае дело недешевые. Вещи российского производства примерно на 15-20 процентов дешевле зарубежных аналогов, и они рассчитаны на наши условия жизни и температурные режимы.

OUTDOOR - ДЛЯ ВСЕХ

Даже если человек не заядлый спортсмен, не ходит в горы и в долгие зимние походы, Outdoor-одежда - отличный помощник и в короткой лыжной прогулке, и в походе на каток. Легкость, удобство моделей, которые соответствуют анатомии и физиологии человека, при этом зачастую интересный дизайн и качественное исполнение. Спортивная одежда уже давно перестала быть только функциональной и стала частью моды, стиля и образа жизни.

Ольга КАРАСЕВА, Ксения ХОРОШЕВА