Газета Спорт-Экспресс № 160 (7104) от 22 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
Как и четыре года назад, она - лидер команды и прекрасно осознает это. Спортсменка, ставшая шесть лет назад абсолютной чемпионкой мира и выигравшая для страны четыре медали на Играх в Лондоне.
Алия МУСТАФИНА: “УШИ ДЛЯ ГИМНАСТА - ЭТО МЕНЬШЕЕ ЗЛО”
Чего нам обеим совершенно не хотелось - так это говорить о приближающихся Олимпийских играх, соревнованиях и соперниках. Слишком велико было связанное с этим напряжение. Тем более сейчас, когда до отъезда российской гимнастической сборной в Бразилию оставались считаные дни.
- Вы были удивительно хороши в этом сезоне на чемпионате Европы в Берне, Алия. Особенно - когда танцевали на бревне. Именно такое ощущение оставила ваша комбинация, в которой на первый план выходили хореографические связки, а не акробатика.
- Акробатику на этом снаряде как раз сделать легче: все-таки на бревне она не такая сложная, как в вольных упражнениях: нет двойных сальто, нет сложных винтовых прыжков.
- Вы подписались бы под фразой: “Бревно - мой любимый снаряд”?
- Скорее самый легкий.
- Легкий?
- Ну как бы это объяснить... Просто я уже 16 лет занимаюсь гимнастикой и все 16 лет хожу по бревну. Для меня это привычно. Но определенный страх и волнение до сих пор присутствуют: все-таки вероятность того, что с бревна в любой момент можно упасть, всегда высока.
- Что имеет самое большое значение в работе на этом снаряде?
- Концентрация. На бревне все должно быть очень четко, не может быть ни вольностей, ни каких бы то ни было отклонений.
- Три года назад в Антверпене, став на бревне чемпионкой мира, вы назвали свою победу чудом. Какие ощущения были в этом сезоне на чемпионате Европы?
- Такие же. Бревно - такой снаряд, где всегда должна присутствовать определенная доля везения. Все-таки десять сантиметров всего под ногами. Чуть ниже обычного руку опустил, тебя тут же “повело”. А это зачастую почти гарантированное падение. Или как минимум серьезная потеря равновесия.
- В процессе исполнения наиболее сложных акробатических трюков вы успеваете видеть опору под ногами?
- Чаще не вижу, делаю большинство движений вслепую. Единственный акробатический элемент, когда приземление возможно визуально контролировать - маховое сальто с поворотом. Я и сама не раз думала: как это у нас получается работать практически вслепую - и не мазать? Наверное, тело просто привыкает к тому, что элемент нельзя сделать с ошибкой. Ведь качество нарабатывается в нашем виде спорта только количеством повторений: чем больше раз сделаешь комбинацию, тем увереннее себя чувствуешь. Термин даже такой существует “нахаживать бревно”.
- Это, наверное, как в музыке: день позволил себе отдохнуть - навык тут же начинает уходить.
- Не до такой степени. Я могу без проблем сделать комбинацию на бревне, даже если не поднималась на него неделю. Но стабильность, безусловно, теряется. В том плане, что безошибочно пройти упражнение пять раз из пяти после такого перерыва в тренировках уже не получится.
СЛИШКОМ МНОГО МЫШЦ ДЛЯ ПЛАТЬЯ
- Заниматься “подкачкой” вам по-прежнему приходится так же много, как это было, когда вы восстанавливались после операций?
- Это приходится делать постоянно. С одной стороны, гимнастика - такой вид спорта, где работают абсолютно все мышцы, но подкачка помогает обеспечить дополнительный запас прочности.
- Странный, возможно, вопрос для спортсменки, но не бывает ощущения, что мышц становится слишком много?
- Бывает, но нечасто. Только когда нужно надеть платье, а оно не застегивается. С этим всегда были проблемы: если платье подходит в плечах, то в районе талии, как правило, образуется “парашют”. Если же выбирать размер по талии, в плечах платье просто не сойдется. Хотя платья я люблю. Особенно летом. Просто не всегда есть возможность их носить.
- Костюм и кроссовки - для вас более привычная форма одежды или более комфортная?
- Не сказала бы, что люблю ходить в спортивном. Дома не хожу, как и на отдыхе. Исключение - только кроссовки, которые люблю носить и с платьями тоже - чтобы ноги не уставали. Туфли или босоножки в этом отношении гораздо хуже: можно легко натереть ногу, не заметив этого, а тренироваться, когда у тебя, условно говоря, мозоль на пятке, не самое большое удовольствие.
- Как рано в гимнастике появляется мысль, что нужно беречь ноги?
- Как только начинаешь серьезно выступать. И не только ноги, кстати. В нашем виде спорта нет второстепенных частей тела: что бы ни заболело, это всегда так или иначе сказывается на результате. Исключение разве что уши. Если они болят, можно просто не обращать внимания.
- Спорный тезис.
- Ну я хотела сказать, что уши - это меньшее зло. Гораздо хуже, когда болят кисти или голеностопы.
ПОНИМАЮ, ЧЕГО БОЯТСЯ МОЛОДЫЕ
- Вы одна из немногих гимнасток, кто специализируется в многоборье. Внутри этой дисциплины ваши симпатии к снарядам постоянны или предпочтения могут меняться?
- Я бы вообще не стала говорить о симпатиях. Мне часто кажется, что я просто эти снаряды терплю. Когда выступаешь - не думаешь об удовольствии и не испытываешь его. Все мысли о том, чтобы сделать комбинацию и не упасть при этом. И постоянно страшно - от ответственности за результат.
- Так было всегда?
- Наверное, с тех пор, как появились первые титулы.
- А что важнее: когда на вас смотрят зрители или команда?
- Команда. Я ведь уже проходила все то, что сейчас проходят молоденькие девочки. Понимаю, чего они боятся, о чем думают. И знаю, как важно, когда перед глазами есть спортсмен, за которым можно тянуться. Поэтому для меня не безразлично, как я выгляжу в глазах девчонок.
- Вам уже довольно много лет не приходится биться за свое место в команде. Это психологически проще, чем постоянная конкуренция, или, наоборот, сложнее?
- Наверное, это индивидуально: кому-то легче, кому-то сложнее. Я, например, вообще об этом не думаю: задача-то не в том, чтобы пробиться в команду, а совсем в другом.
- Бывать в Бразилии вам уже доводилось?
- Нет.
- А хочется?
- Я не воспринимаю Бразилию как какую-то экзотическую страну. Для меня прежде всего важны соревнования. А в этом случае совершенно не принципиально, в какой стране находится гимнастический зал.
- Но об Олимпийских играх в Рио вы думаете? Если да, то что именно?
- Что до выступления осталось совсем немного. Для нас Игры начинаются с момента появления в олимпийской деревне. Потом уже время летит так, что его не замечаешь. Хотя сейчас я думаю не столько о самих соревнованиях, сколько о том, чтобы все это скорее закончилось. Я очень устала.
- От тренировок или от болячек?
- От всего. Но от болячек сильнее. Когда постоянно приходится терпеть боль, это надоедает, выматывает. И деться некуда: утром приходишь в зал, а тебе больно, больно, больно. И надо заставлять себя работать через эту боль.
- Из гимнастики, получается, уйдете без сожаления?
- Думаю, да. В Лондоне, например, я думала о том, что с удовольствием осталась бы там на несколько дней после соревнований. Хотя бы для того, чтобы просто погулять по городу. Но совершенно не уверена, что захочу этого в Бразилии. Скорее прыгну в первый же самолет, приеду на “Круглое” и заберу с базы все-все свои вещи. Скучать без гимнастики точно не буду. У меня получилась очень хорошая карьера, грех жаловаться. Да и назвать себя невезучей не могу.
ТРОЕ ДЕТЕЙ В ТЕПЛОМ ГОРОДЕ
- Вам комфортно чувствовать себя звездой?
- А где, по-вашему, я могу это почувствовать? В зале? Там все одинаковы, думать о своей исключительности никому даже в голову не приходит. А вне зала я бываю крайне редко - уезжаю домой только в выходные. Наверное, поэтому до сих пор стесняюсь, когда замечаю повышенное внимание в свой адрес.
- Раньше, помню, вы стремились уехать с базы при любой удобной возможности.
- Сейчас просто не могу себе этого позволить: жаль тратить на дорогу то время, которое можно потратить на отдых, на восстановление.
- После Игр в Лондоне у вас, как у всех чемпионок, был период достаточно активной светской жизни, наполненный приглашениями, съемками, публичными мероприятиями. От чего было наиболее тяжело отказаться, когда вы приняли решение продолжать карьеру?
- Подобных сложностей не было вообще. Я по характеру не очень публичный человек, скорее домашний.
- Но есть хоть что-то, способное вас увлечь? Возможность научиться профессионально танцевать, кататься на коньках, ходить по проволоке в цирковом проекте, сняться в кино, наконец?
- У меня все мысли сейчас совершенно в другом месте, поэтому сложно ответить. Думать о каких бы то ни было увлечениях, кроме гимнастики, я сейчас просто не готова. Раньше на протяжении многих лет всегда очень хотела поучаствовать в “Больших гонках”. Все-таки большинство испытаний там связано со спортивными умениями, поэтому каждый раз, когда я смотрела эту передачу по телевизору, прикидывала: смогу ли сделать то же самое или нет? Но не сложилось.
- А более экстремальные шоу? “Последний герой”, “Форт Баярд”?
- Есть пауков и лазить по грязи? Нет, на это я не готова точно.
- Вы однажды сказали, что серьезные тренировки очень плохо сочетаются с другими занятиями. Например, серьезной учебой. Как в этом отношении обстоит дело сейчас?
- Все стало еще сложнее. Поэтому учеба отложена до лучших времен. Ни времени на нее сейчас нет, ни сил, ни эмоций.
- Подумаете об этом после Олимпийских игр?
- Сначала хорошенько отдохну. Не так, как после Лондона, когда спустя месяц уже пришлось быть на сборе, а отдохнуть по-настоящему. И только потом буду принимать решения по поводу дальнейшей жизни. Не исключено, что это будут решения, связанные с семьей. Хотя поездить и посмотреть мир я бы, наверное, хотела. Очень хочу поехать в Пхенчхан - на зимние Олимпийские игры. В Швейцарию. В Америку - покататься на аттракционах. И на океан. Вот, пожалуй, и все.
- Позвольте, а как же наряды?
- Ну значит, придется съездить еще и в Милан. Ну а потом будем строить дом, сажать дерево...
- И рожать сына или дочку?
- Хотелось бы сразу двойняшек. А вообще мне хочется, чтобы детей было трое.
- В каком городе все это будет?
- В теплом...
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Алия МУСТАФИНА
Родилась 30 сентября 1994 года в Егорьевске.
Заслуженный мастер спорта России.
На Олимпиаде в Лондоне-2012 завоевала четыре медали: золото, серебро и две бронзы.
Трехкратная чемпионка мира (2010, 2013), пятикратная чемпионка Европы (2010, 2013, 2016), трехкратная чемпионка I Европейских игр в Баку (2015).
Капитан женской команды по спортивной гимнастике на Олимпийских играх в Рио-2016.