Газета Спорт-Экспресс № 152 (7096) от 13 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФУТБОЛ
Оба миланских клуба перешли под контроль китайских инвесторов. “СЭ” разбирается в причинах и последствиях этих сделок.
ЧАЙНА-ТАУН В МИЛАНЕ
ЛАКОМЫЙ КУСОК ДЛЯ КАДДАФИ
Сколько веревочке ни виться, а концу все равно быть.
Любимое детище Сильвио Берлускони привлекало внимание многих. Среди возможных покупателей значились и “русские друзья” и Мишель Ферреро, и даже Муаммар Каддафи, который проявлял интерес к европейским клубам. С течением же времени при отсутствии успехов как спортивных, так и финансовых усиливалось давление на Берлускони со стороны семьи - кроме него самого и его дочери Барбары, никому в семье “Милан” не был нужен.
Чуть более конкретные очертания продажа обрела в прошлом году. Тайский бизнесмен Би Тэчаубол был так настойчив, что ему удалось даже вывести Берлускони на подписание предварительного соглашения. И все-таки сделка сорвалась. Пресса строила немало версий, начиная от раздражения Мистера Би неопределенной позицией Берлускони до финансовой несостоятельности тайца и его возможной роли посредника или даже перекупщика.
ЗВОН МОНЕТЫ, РАЗДАВАЙСЯ!
Достоверной информацией о причинах срыва сделки общественность никто не баловал, и она, наученная опытом “Пармы”, готова была поверить чему угодно. Помимо наличия “финансовых” версий росло также убеждение, что вся история с сопротивлением продажи “Милана” - просто попытка экс-премьера заработать очки в копилку политического имиджа. Поэтому обращения к Берлускони в последнее время содержали только короткий призыв: “Продавай!”
И вот на пороге итальянской выставки достижений футбольного хозяйства появился богач из Азии и указал пальцем на “Милан”. Семья радостно выдохнула, дон Сильвио взял с богача обязательство вложиться в клуб и наконец-то согласно махнул рукой.
В отличие от почти десятилетней истории торговли “Миланом”, сделка по продаже “Интера” свершилась гораздо быстрее. Итальянская футбольная общественность отвлеклась ненадолго на подготовку к чемпионату Европы-2016, а когда вновь повернулась к “Интеру”, то ее встретил восточный разрез глаз, но уже не индонезийский, а китайский. Эрик Тохир после двух с половиной лет руководства “черно-синими” и отсутствия внятных результатов продал свой пакет акций концерну Suning.
Сухие цифры таковы: китайские предприниматели вкладывают в “Милан” 1,1 миллиарда евро. Из них около 500 миллионов получает Fininvest за 80 % акций клуба. 400 миллионов в течение двух лет пойдут на развитие (включая трансферы), остаток - на погашение долгов. Оформление сделки запланировано на 15 июля. Тогда же станут известны и покупатели; сейчас ими называют совладельца AlibabaGroup Джека Ма, основателя Baidu Робина Ли и других бизнесменов.
Что касается “Интера”, то за 70 % акций Тохира концерн Suning выложил 500 миллионов евро. При этом Массимо Моратти отходит от дел и передает свой 30-процентный пакет акций Тохиру, а индонезиец, в свою очередь, через два года передаст китайцам и эти 30 %.
ВСЕ И СРАЗУ
Футбольной общественности прежде всего интересно то, какие процессы в серии А может инициировать покупка китайскими инвесторами сразу двух миланских клубов. С инвестициями связывают надежду на рост качества футбола “Милана” и “Интера”, и здесь будет интересно понаблюдать, что возьмет верх - прагматичность и планомерное развитие или азиатская демонстрация богатства и пускание в глаза звездной пыли. Наиболее вероятен компромиссный вариант. Дело в том, что финансовый fairplay (ФФП) хоть и допускает трату прямых инвестиций владельца, но с ограничениями. Сейчас это 30 миллионов евро за три года сверх того, что заработано клубом, плюс послабления для команд, которые подверглись реструктуризации.
Следовательно, чтобы купить кого-то важного, придется продать кого-то нужного, двух ненужных и еще добавить немного из кармана. Текущими составами обойтись вряд ли получится и “Милану”, которому нужно выходить в еврокубки, и “Интеру”, которому в еврокубке играть уже этой осенью. Купить же кого-то из топ-игроков сразу без распродажи не позволят никакие послабления в ФФП. Вывод - покупки будут носить не звездный, а добротно-крепкий характер, благо после чемпионата Европы недостатка в кандидатах не будет.
Но есть и другая сторона евро и юаня. По мнению президента “Наполи” Аурелио Де Лаурентиса, ФФП необъективен и полон лазеек, а Федерация футбола Италии (ФФИ) часто закрывает глаза на нарушения отчетности миланских (в том числе) клубов. Говорил об этом Де Лаурентис еще год назад, до китайского нашествия, но нет уверенности в том, что инвесторы с Востока будут с негодованием отвергать эти лазейки в ущерб проектам, в которые они вкладывают огромные деньги.
БАЛЛАСТ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ
Обнадеживающим фактором видится возможный рост доходов от продажи прав на телетрансляции. Согласно отчету за прошлый год, “Милан” и “Интер” заняли второе и третье места по размеру прибыли от показа матчей (80 и 78 миллионов евро соответственно). Китайский футбольный бум наверняка поспособствует увеличению этого показателя - жители Поднебесной станут охотнее смотреть игры “Интера” и “Милана”, и серия А, возможно, наконец-то прервет гегемонию популярности семерки топ-команд Европы (трех английских, двух испанских и двух немецких) в Китае, то есть выиграют от этого не только миланские клубы.
Для того чтобы летать долго и высоко, недостаточно лишь наполнить воздушный шар горячим воздухом, нужно еще сбросить балласт. Тяжелой гирей к ногам обоих клубов привязан городской стадион “Сан-Сиро”: его аренда обходится в круглую сумму, а заполняется он не всегда даже на статусных матчах. Здесь преимущество есть у “Милана” - год назад Берлускони выхлопотал разрешение на строительство собственной арены. И пусть стройку отложили (Берлускони заявил, что не может увести клуб с легендарного стадиона), но получить такую бумагу в Италии весьма непросто - Де Лаурентис и семья Делла Валле могут это подтвердить.
Это был бы хороший, сильный ход, на который наверняка надеются и в ФФИ: красивый современный стадион - это не только прибыль владельца, но и лицо лиги.
“ОНИ ЕДЯТ ДЕТЕЙ!”
В целом факт перехода обоих миланских клубов под китайский контроль в Италии одобряют. Фанаты не скрывают радужных надежд на возвращение былого величия клубов, функционеры рассчитывают на взлет популярности лиги и на то, что остальные клубы преодолеют косность и примут современные реалии, игроки и тренеры воодушевлены возможным ростом окладов. Беспокойство вызывает лишь молодежный футбол: серьезного стимула для его развития новыми хозяевами пока не видно. На первых порах большое внимание ему уделяться, скорее всего, не будет - необходимо покрепче поставить на ноги главные команды. Да, затраты на молодежку ФФП не учитывает, но и серьезных преференций здесь и сейчас не дает.
Берлускони тоже озабочен проблемой детско-юношеского футбола, правда, на свой манер. В июне на вопрос журналистов “Продаете ли Вы “Милан” китайцам?” он ответил: “Китайские коммунисты во времена голода ели своих детей! Как я могу продать им клуб?!”
Но спустя месяц китайские инвесторы все равно приступили к приему пищи, орудуя золотыми приборами на тарелочках с зелено-бело-красной каемочкой. И начали они трапезу, конечно, не с детей, а с куда более вкусных “Интера” Тохира-Моратти и “Милана” Берлускони.
Андрей МУРНИК
В июне китайский бизнесмен Цзян Личжан приобрел испанский клуб “Гранада”, выкупив его у итальянца Джино Поццо за 37 миллионов евро.
Британские СМИ сообщили, что китайская группа SinoFortone изучает возможность покупки “Ливерпуля” за 700 миллионов фунтов.
L’Equipe сообщил, что китайский инвестор намерен выкупить 80 процентов акций французской “Ниццы”.
Этим летом китайский бизнесмен Тони Ся приобрел за 76 миллионов фунтов “Астон Виллу”, которой до этого владел американец Рэнди Лернер.
В совет директоров “Интера” вошли пять новых членов - китайцы Жэнь Цзюнь, Ми Синь, Ян Ян, Лю Цзюнь и Стивен Чжан. Все они возглавляют различные департаменты в Suning.
Чэнь Яншэн собирался увеличить свою долю в “Эспаньоле” с 54 до 90 процентов и вложить еще 39 миллионов евро.