Газета Спорт-Экспресс № 150 (7094) от 11 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

11 июля 2016

11 июля 2016 | Футбол

ФУТБОЛ

UEFAEURO2016 FRANCE

Обозреватель “СЭ” - о главной теме недели в российском футболе. О петиции, которую можно назвать так: “За роспуск сборной России”.

РЕ-ПЕТИЦИЯ-2018ИЛИ ПОЧЕМУ МИЛЛИОН РОССИЯН - НЕ ИДИОТЫ

Сергей ЕГОРОВ

ПРАВДА БАРИНОВА

В журналистике есть такое правило, которого и я, в частности, стараюсь придерживаться: не пиши того, чего потом не можешь сказать человеку в лицо.

Петиция к вечеру субботы набрала около 700 тысяч голосов, а на неделе, убежден, перевалит за миллион. Автором получен ответ из правительства, выступил министр спорта Виталий Мутко - к сентябрю сборная обновится.

А зацепился я за фразу артиста Валерия Баринова, смысл которой сводился к тому, что раз подписали 500 тысяч, значит, такое у нас в стране количество идиотов. Слова эти поразили и возмутили, и в субботу, так случайно получилось, встретился с Валерием Александровичем в эфире “Матч ТВ”. Формат и тема эфира позволили обсудить петицию лишь в перерывах передачи, посвященной финалу Euro-2016.

Безусловно, мой собеседник - человек заслуженный, опытнее и мудрее меня. Пережитое в непростые времена позволяет отторгать любые коллективные письма и попытки что-то распустить и поделить. Все это мы уже проходили: в 1952-м, после поражения в переигровке от Югославии на Олимпиаде в Хельсинки, сборная СССР была на два года распущена, а ряд игроков лишились званий мастеров спорта.

И все же у меня другая точка зрения, в том числе и потому, что сам Валерий Александрович по ходу эфира поправил коллегу, представившую его как заслуженного, а не народного артиста.

Подписавшие письмо тоже народ, они не идиоты. Наверное, есть среди них и те, кто сделал это просто по приколу. Модно, и надо добить цифру до миллиона.

Разделил бы послание болельщиков на две составляющие - эмоциональную и экономическую. К обеим надо относиться одинаково серьезно, нельзя походя оскорблять людей.

МамКо-ЗАГУЛ ДОШЕЛ ДО ПРЕЗИДЕНТА

Сначала об эмоциональной составляющей. Вы видите другой инструмент для выражения чувств и эмоций болельщиков, кроме таких вот петиций?

Мой товарищ несколько лет назад попытался стать членом футбольной семьи, о которой нам часто говорят. Размечтался до того, что хорошо бы вступить в комитеты и исполком, попытаться подать голос. Изучив уставные документы и позвонив в федерацию, понял, что это невозможно. В исполкоме сейчас нет представителя болельщиков.

Идем уровнем ниже. Вы можете вспомнить, когда в последний раз сборная России проводила встречу с болельщиками? Хотя бы в том формате, как это регулярно делают команды РФПЛ, - раз или два в год.

На моей памяти встреча в таком формате состоялась в 2004 году, на португальском Euro, когда командой руководил Георгий Ярцев. Александр Чернов, работавший тогда генменеджером, организовал мероприятие в одном из отелей местечка Виламоура, где тренировалась сборная. В целом доброжелательно, но в меру жестко (разговор состоялся после поражения от Испании) пообщались.

Впоследствии, в эпоху Хиддинка, ВОБ несколько раз организовывало посещение фанатами тренировок сборной. Не скажу, что людей приходило много, но движение навстречу ощущалось, это была хорошая практика.

Что еще? Какие активности, какая обратная связь есть у команды с болельщиками? Очень жаль, что у Леонида Слуцкого не получилось во Франции. Жаль потому, что диалог между страной и командой за то недолгое время, что он был у руля, стал получаться, имидж сборной действительно поменялся.

Кстати, вот еще одна мысль по эмоциональной составляющей петиции, которой я и поделился с Бариновым. Сборная вылетела с турнира 20 июня, с того момента прошло три недели, а страна продолжает обсуждать эту неудачу.

Страна растерянна и зла. И, похоже, жаждет крови - и жертвы в виде Мамаева и Кокорина недостаточно.

Так вот, случившееся этим летом еще раз и, на мой взгляд, окончательно ставит точку в дискуссии о том, какой вид спорта в стране главный и футбольная ли в принципе страна Россия. Невозможно представить, чтобы сборную по хоккею или любому другому виду спорту обсуждало так много людей. Чтобы реакция была столь противоречивой. Чтобы дело дошло до президента страны, который в курсе загула друзей Саши и Паши.

Россия - футбольная страна в том плане, что большая ее часть этим видом спорта и всем, что вокруг, интересуется. Только результаты раз за разом неудачные. Говорю это к тому, переходя ко второй составляющей петиции, что легко представить реакцию народа на, не дай бог, неудачу в 2018-м.

Нынешняя покажется детским лепетом.

ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

Обсуждая поход футболистов в ночной клуб Twiga, надо бы вспомнить о декабрьском инциденте, так и не получившем оценки огромного, как выяснилось, числа моралистов. Из большого количества откликов на тему МамКо-загула так и не нашел слов Сергея Анохина. Член исполкома, глава Московской федерации футбола, тот самый человек, книжкой которого (называется “Самки” - и она не про животных) тряс с трибуны экс-президент РФС Николай Толстых, благоразумно промолчал.

Потому что сам в декабре прошлого года в эфире “Спорт ФМ”, едва подбирая слова и пытаясь поймать ускользающую мысль, рассказывал, как с некой Олесей в Таиланде под шампанское Cristal праздновал наступление Нового года.

Ну и? Означает ли выходка Анохина, что все члены исполкома канун Нового года проводят в Таиландах с Олесями и под элитное шампанское? Нет, конечно, все они о российском футболе думают.

Ничего не произошло, Андрей Малахов не сказал, где и кто бухает, а Владимир Соловьев не обрушился на литератора Анохина.

Так кто более взрослый и ответственный человек - Мамаев с Кокориным или член исполкома РФС?

Разумеется, это только догадка. Это только теория заговоров. Это игры престолов. Есть предположение, что мы видим весьма тонкую игру. Ничего просто так не происходит, система защищает сама себя - осознанно или по счастливому совпадению.

Дорога проторена, “козлы отпущения” не возражают - за миллионы евро можно и помолчать. В 2009-м было “кальянное дело”, в 2012-м народный гнев обрушился на Андрея Аршавина (поспорившего с депутатом), сейчас досталось Мамаеву и Кокорину. Не знаю, что с Мамаевым (мне кажется, парень потверже, чем мы о нем думаем), но с Кокориным в “Зените” явно провели работу. Потому и реакция такая жесткая. После переезда в Питер форвард резко снизил активность в Instagram - с февраля всего шесть постов, два из которых носят явно рекламный характер. В сетевой активности Кокорин уступает, в частности, своему псу: бульдог Ронни, которому Александр и его девушка Дарья завели аккаунт, гораздо чаще балует подробностями своей личной жизни. Возможно, уход в тень и вызван рекомендациями “Зенита”.

Другое дело, что сейчас, вернусь я к теории заговора, с этой петицией хвост начал вилять собакой, а последствия становятся непредсказуемыми.

Почему у меня есть сомнения, что все само собой так получилось? Потому что по ходу Euro появилась информация о том, что в сборной произошла драка. Как говорят, источник был тот же самый, что и в случае с “шампанским делом”. Тогда информация не вышла в СМИ, а “бомба” взорвалась в тот самый день, когда в “СЭ” на вопрос о драке ответил доктор сборной Эдуард Безуглов.

Сейчас цепь простая: шампанское - игроки - виноваты - зажрались - петиция - разогнать сборную. Виноваты футболисты , а не те, кто им платит, не те, кто выделяет государственные деньги на футбол и установил такие правила игры.

Надо отвести удар. Система сдаст своих двоих, но сохранит себя.

КАК РУССКИЙ ФИНАНСОВЫЙ FAIR PLAY ПРИЗНАЛИ ВРЕДНЫМ

А теперь об экономической составляющей.

На днях Слуцкий дал интервью, четко структурировав идею петиции. Житель Тюмени, автор письма, выразил общее, Леонид Викторович подбил частности.

Приведу цитату тренера о необходимых реформах. “Первое - убрал бы лимит на легионеров. Второе - сделал бы потолок зарплат для российских футболистов. Два потолка: до 23 лет и старше 23 лет. Старше 23 лет - условно 1 миллион евро в год. Хочешь получать больше - езжай в Англию, Испанию, Италию. До 23 лет - зарплата еще ниже. Ну и третье - четко прописал бы траты клубов, которые находятся на государственном финансировании, на зарплату футболистов и на детский футбол. Прописал так, чтобы эти статьи расходов не отличались в тысячу раз друг от друга”.

В интервью Слуцкого есть мысль о том, что, не будь лимита, Дзюба бы конкурировал с Рондоном и стал бы еще сильнее. Мне же кажется, что при отсутствии лимита Дзюбы в “Зените” не было бы вообще и один Рондон конкурировал с другим Рондоном.

Очень интересна мысль про потолок зарплат. Разовьем ее на примере “Динамо” в ФНЛ. В этой лиге, как известно, есть ограничение гонорара в 300 тысяч рублей в месяц, и с нового сезона за потолок выводятся не два, как раньше, а три джокера. Прежние контракты игроков уровня Погребняка, Денисова, Шунина продолжают действовать, они под потолок не попадают. Но что происходит дальше - клуб берет Зотова, Сапету, Белорукова, Панченко из РФПЛ. Уже четверо. Плюс Темников, Терехов, Нарубин - не последние футболисты, пришедшие из ФНЛ. Они все меньше 300 тысяч зарабатывают? Или хитрость в том, что футболистов оформили в прекрасную пору, пока “Динамо”, вылетев из РФПЛ, ко времени подписания новичков еще не вступило в ряды ФНЛ? Какой, к черту, тогда потолок зарплат?

Хотел бы вернуться и к весьма любопытной истории с финансовым регламентом, который в течение нескольких месяцев разрабатывала группа под руководством Сергея Степашина (я напомню - экс-главы правительства и Счетной палаты).

Обсуждать документ начали несколько лет назад, а вступить в силу (внимание!) он должен был с 1 марта 2015 года.

Теперь о его содержании. Становится понятно, почему регламент сначала пытались замылить, а затем и вовсе объявили вредным.

Но обо всем по порядку. Расскажу о нескольких ключевых пунктах проекта.

1. Предлагался потолок зарплат в трех лигах российского футбола:

- для игроков, не достигших 21 года (в РФПЛ - шестизначная цифра, в ФНЛ и ПФЛ - пятизначная);

- для достигших 21 года, но не достигших 23 лет (в РФПЛ - шестизначная цифра, в ФНЛ и ПФЛ - пятизначная);

- для достигших 23 лет (в РФПЛ - семизначная цифра, в ФНЛ и ПФЛ - шестизначная);

2. Исключением становились футболисты-джокеры (вне потолка зарплат):

- не более одного футболиста, не достигшего возраста 21 года;

- не более одного футболиста, не достигшего возраста 23 лет;

- не более двух футболистов без ограничения по возрасту;

3. Система премирования базируется на принципе командного результата.

Клубы обязаны утвердить и зарегистрировать в лиге положение о премировании за достижение командных показателей:

- за количество набранных очков;

- результат команды по итогам чемпионата (выход в РФПЛ, ФНЛ);

- выход в финал Кубка, победа в Кубке, выход в еврокубки.

В документе, к слову, прописывались и такие важные вещи, как параметры наполнения и трат бюджетов клубов, их безубыточности, ответственность и необходимость лицензирования руководителей клубов. Возможно, это не понравилось?

Слуцкий говорит о потолке в миллион евро. Но как логично объяснить, что в стране, где всем миром собирают на лечение и операции больным детям, где довольно высок процент бедности, футболисты ограничены зарплатой всего лишь в миллион евро? На основании каких расчетов появилась эта цифра?

Но все же о финале истории с русским “финансовым fair play”. У меня в архиве есть копия решения правления РФПЛ, состоявшегося в ноябре прошлого года.

В резолюции, вынесенной после обсуждения проекта Степашина, написано следующее: “Члены правления в дискуссии отметили, что предложенный проект финансового регламента РФС не способствует развитию российского футбола, тормозит его развитие, поскольку в случае его утверждения футбольные клубы не пройдут аттестацию.

Кроме того, предложенный проект дублирует регламент по лицензированию клубов. Предложенный проект - отклонить”.

С тех пор о документе, по которому российский футбол мог жить уже более полутора лет, ничего не слышно. Мы много говорим, но мало делаем.

Мы много говорим, что с 2010-го, когда страна получила ЧМ-2018, стоило бы реформировать наш футбол, но сделано слишком мало, если реформами назвать переход на “осень - весну” и движения по лимиту.

Теперь мы говорим, что за два года уже ничего не успеть. Это неправда, в том числе и потому, что жизнь на 2018-м не заканчивается.

…“Валерий Александрович, какая петиция, на ваш взгляд, была бы разумной?” - спросил я Баринова в последней паузе во время эфира на “Матч ТВ”.

Прозвучал ответ. В духе “кадры решают все”. Хотя пускай лучше сам Валерий Александрович это и озвучит… Если, конечно, захочет.