Газета Спорт-Экспресс № 129 (7073) от 16 июня 2016 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

16 июня 2016

16 июня 2016 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Завтра, 17 июня, совет международной федерации (ИААФ) примет решение, быть или не быть российским легкоатлетам на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. “СЭ” пытается посмотреть на ситуацию со стороны и понять, где наши главные болевые точки.

БОРЬБА ЗА РИО: КАК МОГУТ ПРИДРАТЬСЯ К РОССИИ?

Наталья МАРЬЯНЧИК

По большому счету все критерии для того, чтобы членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в ИААФ было восстановлено, уже выполнены. Полностью обновлен состав руководства ВФЛА, дисквалифицированы десятки спортсменов и тренеров, принят в первом чтении законопроект об уголовной ответственности за склонение к применению допинга... Все это потребовало немалых административных и временных ресурсов, но за неполные шесть месяцев мы сумели провести реформы, которые в иной ситуации растянулись бы на годы.

ОТСУТСТВИЕ ДОНОСОВ

Тем не менее в числе опубликованных ИААФ 44 “критериев для России” далеко не все можно толковать столь однозначно. Вот, например, как оценить объективно, изменилось ли отношение к допингу в российском обществе в сторону резко негативного? Существует ли неприятие допинга среди российских спортсменов? И, наконец, один из серьезных упреков в нашу сторону со стороны международных властей - почему в России так и не появились новые доносчики (или, как это звучит на английском, - whistleblowers) вроде супругов Степановых?

Дело в том, что западная система считает появление и поощрение подобных доносов одним из ключевых элементов борьбы за чистоту спорта. Специальная страничка, где любое заинтересованное лицо может анонимно сообщить о каких-либо нарушениях, уже давно существует на сайте ВАДА. Недавно свой сайт для доносов, по аналогу с известным Wikileaks, запустил немецкий журналист Хайо Зеппельт. ВФЛА также запустила собственную “Горячую линию”, где любой желающий может сообщить актуальную информацию о любых волнующих его проблемах, в том числе и о допинге.

Вот только популярностью эта линия не пользуется, и вполне понятно, почему. Российский менталитет не приемлет доносительства в отличие от Запада, где подобные люди считаются чуть ли не героями. Изменить отношение к этому явлению на уровне целой страны за шесть месяцев не под силу не только ВФЛА, но и вообще никому.

“ТЕНИ” ЧЕГИНА И МОХНЕВА

Еще одно из ключевых требований ИААФ к России - отстранение от работы всех тренеров и спортсменов, фигурировавших в недавних допинговых делах. На бумаге это выполнено, только на основании отчета Независимой комиссии ВАДА было дисквалифицировано 47 человек. Но немецкий журналист Зеппельт уже дважды втыкал нам в этом вопросе “нож в спину”. Сначала он отыскал в Губкине тренирующего, несмотря на дисквалификацию, Владимира Мохнева, а затем в Сочи на сборе ходоков снял силуэт в автобусе, который, предположительно, принадлежит пожизненно отстраненному от работы в спорте Виктору Чегину.

Противопоставить Зеппельту можно многое. Мы не знаем наверняка, был ли действительно в Сочи Чегин - сам он это отрицает. А руководство Минспорта утверждает, что их дело - вынести решение о дисквалификации и донести его до всех заинтересованных лиц. А уж контролировать, не всплывет ли тот или иной тренер в каком-нибудь провинциальном городе, - свыше их полномочий.

Наверняка так и есть. Но ИААФ это вряд ли понравится.

ДЕЛО РОДЧЕНКОВА

Бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков в своем интервью NewYorkTimes в основном говорил о якобы имевшей место подмене допинг-проб на Олимпийских играх в Сочи. Но проскочили там и пара моментов, имеющих отношение к легкой атлетике, - например, дело олимпийской чемпионки по спортивной ходьбе Елены Лашмановой.

Не стоит забывать, что через Родченкова прошли пробы чуть ли не всей российской сборной последнего десятилетия. Его лаборатория была основной и во время московского чемпионата мира-2013, вокруг которого сейчас разгорается коррупционный скандал в самой ИААФ. Кроме того, по некоторым данным, Родченков и сам распространял запрещенные препараты, и в основном как раз среди легкоатлетов, так как и сам занимался этим видом спорта, а его сестра - в прошлом чемпионка мира по бегу.

Расследование ВАДА по обвинениям Родченкова завершится только 15 июля, но агентство уже заявило, что все данные, полученные до 17 июня и имеющие отношение к легкой атлетике, будут переданы ИААФ. Мы не знаем, что конкретно рассказал Родченков, но приятного для России там точно будет мало.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Надо признать, что война на информационном фронте против западных СМИ нами проиграна. На российский спорт чуть ли не в ежедневном режиме сбрасывают “бомбы” в виде фильмов, разоблачительных интервью, негативных заявлений крупных чиновников. Хуже всего, что за прошедшие полгода мы так до конца и не определилось с линией поведения.

Неудачной получилась и затея с трогательными обращениями к миру с требованием пустить нас на Олимпиаду от имени российских “чистых” спортсменов. Один из хедлайнеров этого проекта, олимпийская чемпионка в прыжках в высоту Анна Чичерова, сама оказалась под подозрением после перепроверки пекинских проб. И как тут понять, кто в России “чистый”, если мы даже сами не можем в этом разобраться?..

Безусловно, члены Совета ИААФ не будут в своем решении руководствоваться исключительно тем, что пишут в газетах и показывают по телевизору. Их всего 27 человек, все давно друг друга знают. Но они тоже люди и далеко не застрахованы от давления общественного мнения.

ЛЕГКОАТЛЕТОВ ПУСТЯТ В РИО, НО НЕ ВСЕХ?

По информации “СЭ”, не исключен компромиссный вариант. Например, такой: отстранение ВФЛА остается в силе, но отдельным российским спортсменам все-таки разрешают выступить в Рио. Для этой небольшой группы ИААФ может разработать сверхжесткие критерии. Возможно, кому-то они покажутся унизительными, но все же лучше, чем если Игры пропустят абсолютно все.

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ СОВЕТ ИААФ

Вопрос, ответ на который предстоит дать в пятницу членам совета (высшего руководящего органа) ИААФ, формально звучит так: “Может ли Россия снова претендовать на членство в ИААФ?” На данный момент членство Всероссийской федерации легкой атлетики временно приостановлено, что и привело к запрету нашим спортсменам участвовать в любых соревнованиях под эгидой ИААФ. Откроет заседание совета в фешенебельном венском “Гранд-отеле” доклад Руне Андерсена - председателя рабочей группы ИААФ, которая все последние месяцы контролировала реформирование ВФЛА. В этом докладе будет содержаться рекомендация по будущему решению. Но любой из шести членов рабочей группы в случае несогласия с мнением большинства имеет возможность отразить это в отчете. Окончательное решение все равно остается за членами совета. После обсуждения доклада комиссии Андерсена во второй половине дня пройдет голосование. Вопрос решится простым большинством голосов, а в случае паритета решающий голос будет принадлежать президенту ИААФ Себастьяну Коэ.