Газета Спорт-Экспресс № 121 (7065) от 6 июня 2016 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФУТБОЛ
EURO-2016. До старта - 4 дня
Окончание. Начало - стр. 6
С РУНИ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ, СХОЖИЕ С ВАГНЕРОМ ЛАВ
- Насколько вы удовлетворены тем, как выглядела атакующая тройка Кокорин - Смолов - Дзюба? В том числе по игре Дзюбы в прессинг?
- Эта игра в большей степени была показателем тем, как они переварили нагрузку. В каждом матче ты преследуешь разные задачи. С чехами была игра на переваривание той нагрузки, которая была получена. Могут ли они в этом состоянии все равно давать определенный уровень объема и интенсивности? Мы получили ответ. Вторая игра будет больше посвящена спортивным, технико-тактическим вопросам. После нее смогу ответить на этот вопрос.
- А задавались ли вы вопросом, не создаст ли появление такой тройки некий дисбаланс в сторону атаки? И получили ли на него ответ?
- Задавался. Так же, как многие задаются вопросом, будет ли эффективен Смолов чуть во фланговой зоне. На мой взгляд, это чуть условные вещи. Кейн и Варди играют во фланговых зонах в сборной Англии, и там, если даже задаются аналогичным вопросом, понимают: ситуации в клубах и сборной отличаются. И задача тренера сборной - поставить все лучшие силы, которые у тебя есть, и чтобы они максимально эффективно взаимодействовали. Поэтому думаю, что такой вариант возможен.
- При этом для британской прессы этот вариант был во многом неожиданным, от Роя Ходжсона ждали совсем другого построения. Так что тут можно провести определенную параллель.
- Схема у них была вообще другая, чем у нас. Я говорю про сам принцип - что они играли во фланговых зонах, по существу, оставаясь нападающими. Дальше идут нюансы - кто их подстраховывает, как это происходит. Сборная Англии играет “ромб”, там очень сложные и необычные перестроения между обороной и атакой. У нас функциональные обязанности Кокорина и Смолова, играющих в определенных позициях, несколько иные.
- Вы впечатлены сборной Англии? Или просто получили информацию?
- Понятно, что эта сборная - одна из фаворитов Euro. Понятно, что у нее шикарный выбор исполнителей, особенно в группе атаки. Когда у нее люди уровня Стерлинга, Лалланы, Старриджа выходят на замены, уровень игроков очень высок. Но оценки - очень спокойные. Меня сейчас гораздо больше волнует вопрос, чтобы мы подошли в оптимальном состоянии.
- Многие считают, что Руни уже не тот. Как вы относитесь к этой точке зрения?
- Он не тот в том смысле, что несколько переформатированный. Он не играет так, как раньше, сильные стороны у него другие. Приведу пример Вагнера Лав. Когда он пришел в ЦСКА, то всегда располагался на передней линии и почти все голы забивал за счет того, что имел преимущество в стартовой скорости и исполнял эпизод. А когда я уже застал Вагнера, то у него уже не было такой стартовой, он действовал из глубины, но все равно это был большой игрок.
Здесь - то же самое. Может, пример не очень корректный по отношению к Руни, но большой игрок - это большой игрок. Просто сейчас он играет на несколько иных качествах, чем раньше.
- В британской прессе очень большие опасения вызывает их опорная зона. Там играет Дайер, который до этого сезона действовал в обороне, и Алли, которого год назад вообще еще никто не знал. Как думаете, неопытность игроков “Тоттенхэма” в этой позиции может стать для них проблемой?
- Кто-то говорит, что игроки сборной Англии молоды и это большой плюс, потому что на них не давит предыдущий неудачный опыт. Кто-то, наоборот, - что это минус, поскольку у них нет опыта игры на таких форумах. Логическую базу можно подвести под что угодно. И, скорее всего, она и будет подводиться под результат.
НЕ СОГЛАСЕН, ЧТО ЛЕВЫЙ ЗАЩИТНИК - САМАЯ УЯЗВИМАЯ ПОЗИЦИЯ
- Будет ли против Англии, с одной стороны, и Словакии с Уэльсом - с другой, сборная действовать по-разному - тактически, кадрово?
- Вполне вероятно, но не глобально.
- А можно ли говорить о том, что Дзюба - это вариант центрфорварда на матчи, где сборная будет пытаться действовать первым номером, а Смолов - вторым, контратакующим?
- Нет.
- Согласны ли с тем, что самая уязвимая позиция в сборной после травмы Жиркова - это левый защитник?
- Нет.
- А какая?
- Мы уже обсуждали эту тему (по всей видимости, Слуцкий имеет в виду “дзагоевскую” позицию. - Прим. И.Р.).
- Если говорить о модели игры, тот вариант, что мы увидели в матче с Чехией, показательный?
- Нет, конечно. Более показательной будет игра с Сербией.
- Есть кто-то, кто разочаровал на сборе? Кто выглядит хуже, чем ожидалось?
- Неправильная постановка вопроса. Есть футболисты, которые сложнее переносят большой объем тренировочной работы, а есть - кто легче.
- Известно, что Мамаев плохо переносит.
- Известно, потому что я с ним работал. Кроме игроков ЦСКА и Мамаева, с которыми я работал, мне было сложно прогнозировать. Мог прогнозировать Шатова, учитывая, что он был один раз на сборе ЦСКА в Кампоаморе, где были похожего уровня нагрузки. Но по всем остальным футболистам я не имел подобной информации.
У ДЗЮБЫ И БЕРЕЗУЦКОГО ЮМОР ОДИН, У ИВАНОВА - СОВСЕМ ДРУГОЙ
- Алексея Березуцкого спросили после тренировки, о чем вы говорили десять минут перед ее началом. Он сказал, что речь шла “о взаимоотношениях внутри команды”. Вроде речь шла о нервной реакции на чью-то подсказку. Что произошло?
- Сборная - это молодой и неустоявшийся организм. В клубе ты имеешь возможность ежедневно отлаживать внутреннюю систему взаимоотношений, здесь периодически возникают ситуации, о которых ты не до конца задумывался, не видел их. Или тебе они казались невозможны, изначально проговорены. Поэтому, когда возникают ситуации, о которых мы еще не договорились, не расставили приоритеты (причем это больше касается межличностных отношений, чем тактики), - возникают поправляемые нюансы.
Это абсолютно рабочий момент, ничего не то что из ряда вон выходящего, а даже необычного нет. Все прошло в абсолютно конструктивном ключе.
- То есть, можно сказать, сработали на упреждение?
- Ну да. Я увидел какой-то момент, который мне не очень понравился, а футболисты даже не обратили на него внимание. И посчитал нужным его проговорить.
- Полностью ли вы довольны микроклиматом в сборной? В нем много юмора, но нет ли перехлеста? Не сказывается ли он на работе, верны ли пропорции?
- Стараюсь контролировать эти процессы. В сборной собраны здравомыслящие люди, четко понимающие, когда можно и даже нужно пошутить, а когда в этом нет необходимости. Чем ближе будут матчи, тем больше уровень волнения и ответственности. Шуток здесь много, это правда. У нас команда с разными стилями юмора - у Дзюбы и Васи Березуцкого они похожи, у Олега Иванова юмор совсем другой.
- MVP - Дзюба и Березуцкий?
- Слышно всегда того, кто кричит. Если исходить из этих критериев, то, безусловно, да.
- А тонкий юмор присутствует?
- Дзюба с Васей сейчас будут очень недовольны, если я их юмор посчитаю не тонким. Мне очень нравится, что в целом эта тема поддерживается и шутить пытаются даже люди, которых я считал немыми от рождения.
- Некоторые игроки вовсю читают книгу “Леонид Слуцкий. Тренер из соседнего двора”. Стало ли это поводом для каких-то подколок в ваш адрес?
- Нет, это скорее стало поводом для каких-то дополнительных уточняющих вопросов. Не хотел бы говорить, кто читает и задает, а то сразу скажут, что подлизываются к тренеру (улыбается).
УСЛОВНОМУ ВЕРНБЛУМУ АДАПТИРОВАТЬСЯ БЫЛО БЫ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ НОЙШТЕДТЕРУ
- Довольны ли вы адаптацией в сборной Нойштедтера и Гильерме, тем, как приняла их команда?
- Все люди разные. У нас есть старожилы сборной, которые по своей сути люди достаточно замкнутые, не очень общительные. Они сами избегают этого общения - не потому, что кто-то их ущемляет или не принимает. Похожая ситуация и здесь у Гильерме с Нойштедтером. Понятно, что они не являются основными шутниками, как не являются и основными предметами для юмора. Как адаптация должна проходить, так и проходит.
- Похоже, Нойштедтеру адаптироваться сложнее, чем Гильерме, поскольку он, хотя и отлично говорит по-русски, никого из игроков не знал. Вообще.
- Гильерме играет в одном клубе с Самедовым, Шишкиным. К тому же он уже вызывался в сборную и играет в чемпионате России, откуда почти все игроки команды. Безусловно, ему легче. Это все равно, что условному Вернблуму было бы легче адаптироваться, чем Нойштедтеру, хотя он не знает ни слова по-русски, зато знает большую группу игроков.
- Насколько команда, по-вашему, довольна колоссальной разницей в атмосфере по сравнению с Бразилией?
- Все будет определять результат, от него будут отталкиваться. Разница между людьми, которые находятся в команде, и другими заключается в том, что мы ставим перед собой какие-то цели и надеемся, что их реализуем. А все, кто нас оценивает, делают это уже по факту. Так же будет и здесь.
- Вы знаете, что сейчас происходит в Париже?
- Читал про наводнение.
- Сена поднялась на шесть метров. Залит весь центр, и прогнозируют, что уровень воды поднимется еще выше. Вас это не смущает?
- Нет. Когда меня спрашивают о безопасности, о наводнениях, отвечаю: вряд ли что-то может нас сбить с того, на что мы нацелились и что мы пытаемся делать.
- Сейчас вода вплотную подошла к стадиону, на котором будет тренироваться сборная России. Если что-то произойдет с полем, есть ли “план В”?
- Тут уже сложно что-то говорить. Мы изначально имели проблемы с полем и пытались искать близлежащие варианты. Но пока поиски были безрезультатны. Поэтому будем надеяться, что те газоны, которые готовили нам организаторы турнира, окажутся в надлежащем состоянии и никакого форс-мажора не произойдет. Если же это случится, будем реагировать по ситуации.
- То есть на информацию о забастовках, о готовящихся инцидентах внимания не обращаете?
- Нет. Еще раз говорю: когда ты погружен и сосредоточен на деле, которое сейчас самое важное в жизни любого из членов коллектива сборной, то на какие-то вещи, которые даже, наверное, достаточно серьезны, ты не можешь обращать внимания. У тебя доминанта совсем другая.
ВАЖНА ЭНЕРГЕТИКА КАЖДОГО БОЛЕЛЬЩИКА!
- Что можете сказать болельщикам перед Euro, чего они вправе ожидать, на что надеяться?
- Это сборная нашей страны. Все футболисты, тренеры, персонал находятся здесь не для того, чтобы удовлетворить какие-то личные амбиции, а прежде всего чтобы достойно защитить честь флага страны, которую мы представляем. Мы прекрасно знаем, какая армия людей сидит и за нами смотрит. И если кто-то из болельщиков думает, что его голос не важен и своей энергетикой он никак не может помочь, - это глубокое заблуждение. Знаю, что люди и так будут болеть, но мне бы хотелось, чтобы, пока матчи только предстоят, мы максимально аккумулировали эту энергетику и воспользовались той многомиллионной армией поклонников, которая у нас есть, а у других команд - нет.
Игорь РАБИНЕР
Бад Рагац