Газета Спорт-Экспресс № 101 (7045) от 13 мая 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ХОККЕЙ
25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”
Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы. Переносимся в 1993 год - и сразу на хоккей: в дни чемпионата мира в Москве и Петербурге самое время обратиться к последнему успеху нашей сборной в XX веке.
“АБСОЛЮТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ МИРА”
Триумф на ЧМ-93 уникален и, очевидно, неповторим. В Германию нашу команду привез совсем новый тренерский штаб - Борис Михайлов, Петр Воробьев и консультант Владимир Юрзинов. Из-за океана удалось выписать всего троих игроков - защитника Дмитрия Юшкевича с нападающим Вячеславом Буцаевым из “Филадельфии” да томившегося в фарм-клубе “Калгари” вратаря Андрея Трефилова. Как следствие, сборную - впервые в ее истории - специалисты не прочили в фавориты: по всем предстартовым прогнозам она проходила середняком, громадным успехом для которого станет попадание в полуфинал.
Начало турнира полностью подтверждало такие оценки. Тем сенсационнее и слаще был успех, словно подтверждавший старую присказку про долго запрягающих русских. Причем в решающих матчах сборная России уничтожила двух главных оппонентов - Канаду и Швецию, оставлявшую нас без золота на двух предыдущих мировых чемпионатах. Тогда было ощущение, что в жизни нашего хоккея и национальной команды начинается новая счастливая глава
За шесть минут до конца первого матча в группе с итальянцами российская сборная проигрывала 0:2 и каким-то чудом, еле-еле отскочила на ничью. Австрийцам во втором туре мы проиграли первый период, а ничья горела на табло вплоть до 56-й минуты - только потом удалось дожать аутсайдеров (4:2). Крупный выигрыш у Швейцарии (6:0) был единственным светлым пятном - затем последовали безоговорочные поражения от Швеции (2:5) и Канады (1:3). В четвертьфинале нам в соперники досталась хозяйка льда Германия, обыгравшая на первом этапе финнов (3:1) и американцев (6:3). Дело шло к полному фиаско…
“НИКОГДА ЕЩЕ СБОРНАЯ НЕ БЫЛА ТАКОЙ СЛАБОЙ”
“Непостижимое падение русских!”. “Миссия Михайлова потерпела крушение!”. Такого рода заголовками пестрят ныне наши (немецкие - Прим. Е.З.) газеты. Для меня это, честно говоря, несколько странно. Ведь перед встречей в четвертьфинале с вашей командой пресса должна вроде бы настраивать своих игроков на серьезную борьбу. Что же получается - уже все уверены, что Германия одержит первую в истории официальных встреч между этими сборными победу?
Против шведов главный тренер россиян Борис Михайлов опять несколько видоизменил состав. С самого начала Илья Бякин играл левого крайнего в звене с Андреем Хомутовым и Вячеславом Быковым. И это звено вместе с защитниками Сергеем Шенделевым и Дмитрием Юшкевичем выходило на лед по очереди первым. Вторая пятерка осталась без изменений: Сорокин - Карповцев, Каминский - А. Яшин - Николишин. Так как все еще травмирован Сергей Петренко и Бякин перешел в нападение, защитнику Юшкевичу пришлось играть в две смены - еще и в третьей, с Андреем Сапожниковым. Тройка у них была Астраханцев - Буцаев - Варицкий. И, наконец, четвертая пятерка: Фролов - Смирнов, Пушков - Титов - Карпов. В воротах вторая матч подряд стоял Андрей Трефилов.
Снова львиную часть времени проводили на площадке первая и вторая пятерки. Но не двужильные же они. Например, Хомутову, Быкову и Бякину на троих уже 96 лет. Возраст. А у других - наоборот: Николишину с Яшиным - по 19, Каминскому - 21.
И главное - ошибки в обороне. Если в играх против не слишком сильных соперников это было еще не так заметно, то со шведами и канадцами проявилось в полной мере. И даже Трефилов ничем не смог помочь.
Вспомните, как забивали голы в его ворота? С “Тре Крунур” непростительные ошибки допускали Фролов, Шенделев и Юшкевич. То есть как раз те, кто, по мнению того же Михайлова, призван был стать столпом обороны. В ком главный тренер был полностью уверен.
По схожему сценарию проходила встреча с канадцами. И снова - те же ошибки. Скажем, Юшкевич, который был одним из надежнейших в прошлом сезоне и в “Динамо”, и на Олимпиаде, и на мировом первенстве, уже на 5-й минуте оставляет неприкрытым на пятачке своего нынешнего одноклубника из “Филадельфии Флайерз” Кевина Дайнина - 0:1. Затем Бякин так же поступает с 18-летним Полом Кария, который удваивает счет...
Во втором периоде все стало ясно: Фролов немыслимо как пропустил к воротам прямо по центру Дэйва Гэгнера (чудо, что не забил!), а буквально через смену тот же Фролов оставил Трефилова на растерзание Линдросу - 0:3.
- Это счастье, что Виктор Тихонов не руководит этой командой, - сказал сидевший рядом со мною корреспондент DPA Герд Мюнстер. - Капитан русских Быков признался мне, что никогда еще сборная не была такой слабой, как сейчас...
Уве ФИБЕЛЬКОРН из Мюнхена, № 88-89 (437-438) от 27 апреля 1993 года
По итогам чемпионата Дмитрия Юшкевича признали лучшим защитником, Илью Бякина включили в символическую сборную, а Эрик Линдрос стал лучшим нападающим и бомбардиром.
Как и Виктор Тихонов в 1978-м, Борис Михайлов выиграл свой первый же чемпионат мира.
Борис МИХАЙЛОВ: “ПРИ СЧЕТЕ 3:0 ПОВЕРИЛИ - СЕГОДНЯ НАШ ДЕНЬ”
Когда за несколько секунд до сирены (уже точно финальной!) русские в очередной раз отобрали шайбу у потерявших всякую надежду шведов, Борис Михайлов искоса глянул на Петра Воробьева. Через мгновение они обнялись. Уже позже к ним присоединился Владимир Юрзинов, официальный советник сборной. Россия праздновала безоговорочную победу на чемпионате мира - первую в своей истории.
Два года ваша команда не знала побед на чемпионатах. Схожая картина была в 1978 году. Не дай Бог было вашей команда проиграть тогда мировое первенство в третий раз подряд! А вполне могли: чемпионат ведь в Праге проходил, а чехи тогда высший титул носили. Но приехал с вашей командой новый тренер - Виктор Тихонов. Приехал и выиграл.
Этот мировой чемпионат стал и для Михайлова-тренера первым. А для бывшего капитана советской сборной - двенадцатым. Восемь раз вручали ему золотые медали как игроку. И вот он - тренер команды-победительницы!
- Эта победа для меня значит больше, чем все титулы, которые я завоевывал раньше, - говорит Михайлов. - Конечно, и мы, как и другие команды, хотели бы видеть у себя лучших игроков, выступающих в НХЛ. Но я необычайно рад за тех ребят, которые были со мной здесь.
- Похоже, ключом к общей победе стал выигрыш в полуфинале у Канады?
- Еще накануне чемпионата журналисты писали, что для России главное - выйти в полуфинал. Это, мол, ее потолок. Может, считали, что и этого достаточно: ведь в прошлом году мы уже в четвертьфинале проиграли. Но я верил, что мы способны на большее. Команда заметно разыгрывалась по ходу турнира. А мы, тренеры, постоянно искали лучшие сочетания звеньев, пытались в ходе турнира изменить и тактику, и подход к игре отдельных хоккеистов.
- Со шведами русские в последнее время с трудом играют. Если честно: верили, что на этот раз все будет по-другому?
- Я вам так скажу: дело не в вере какой-то там абстрактной. Верить надо в себя, в свои возможности, в своих игроков. Посмотрите, как здорово прибавлял от матча к матчу наш вратарь Андрей Трефилова, как все строже действовали защитники, как нашли они общий язык с форвардами. А организация атаки всегда была сильной стороной нашей хоккейной школы. Я рассуждал: используй мы все эти козыри - и шведам нас не обыграть. При счете 3:0 мы поверили - сегодня наш день.
Томас ЛАМЛА из Мюнхена, № 93-94 (442-443) от 5 мая 1993 года
Через год на ЧМ в Италию из созыва-93 Михайлов сможет взять шестерых защитников, Яшина и Николишина. Сборная-94 закончит свой путь в четвертьфинале, проиграв американцам - 1:3.
“Задача-минимум” была выполнена, и когда на 22-й минуте полуфинала с Канадой наши пропустили две шайбы подряд, показалось, что на этом наша песенка в Мюнхене спета. Но чуду не было конца: в течение 11 минут Титов, Астраханцев, Быков и Хомутов забили четыре гола, один другого краше, а в третьем добили соперника - 7:4! И на финал выходили уже фаворитами, заставив всех вокруг вспомнить эпоху непобедимой советской сборной.
“РУССКИЕ СЕЙЧАС НИ В ЧЕМ НЕ УСТУПАЮТ БЛЕСТЯЩЕЙ КОМАНДЕ ТИХОНОВА”
Есть нечто символическое в том, что в финальном поединке сошлись именно те команды, которые выигрывали чемпионское золото на шести последних мировых первенствах. Напомню, что сборная Швеции побеждала последние два раза, а также в 1987 году. Ну а ваша команда брала первые места в 1986. 1989 и 1990 годах. Плюс две победные Олимпиады - в 88-м и 92-м. Чем не встреча за “звание абсолютного чемпиона мира”!
Все считали, что финал станет дуэлью прежде всего тренеров - Бориса Михайлова и Курта Лундмарка. Ведь победы шведов - будь то на двух последних мировых первенствах или на юниорском и клубном уровнях - лежат прежде всего в области тактики. Но вот бывший наставник “Тре Крунур” Лейф Бурк перед игрой высказал мысль, что шведам будет тяжело в психологическом плане.
- Все ждут третьего подряд золота, - сказал Бурк. - Но ведь к финалу стало ясно: русские сейчас ни в чем не уступают той блестящей команде Виктора Тихонова, громившей всех в 80-е годы. Поэтому хорошо, если проиграем с минимальным счетом. Ну, скажем, 2:3...
Прогноз специалиста почти сбылся. Уже в дебюте встречи Россия вела - 2:0, и казалось - это далеко не предел. Через полторы минуты после первого вбрасывания русские подловили соперников на пересменке: подуставшие Бу-Микаэль Андерссон и Томас Рундквист (не успевшие вовремя смениться в отличие от своих визави Андрея Хомутова и Вячеслава Быкова) не уследили за свежими Валерием Карповым и Германом Титовым. Титов получил пас на ход и резко покатил на обыгрыш только-только вышедшего и потому не сумевшего правильно сориентироваться правого защитника Петера Поповича. Тот догнал и вступил в борьбу с форвардом уже в трех метрах от ворот, когда голкипер Томми Седерстрем выкатился под бросок. Титов, уже войдя в контакт с защитником, сумел-таки бросить, и шайба рикошетом от клюшки Поповича и от клюшки Седерстрема по какой-то немыслимой траектории перелетела через вратаря в пустой угол - 1:0.
Во всех сменах преимущество сборной России было ощутимым. Первый бросок по воротам Андрея Трефилова шведы сделали лишь на исходе 4-й минуты! Было заметно, что, во-первых, сборная России лучше подготовлена физически, а во-вторых, Михайлов предложил поначалу своим игрокам сыграть как раз в шведской манере: крайние нападающие вступали в единоборство уже в средней зоне, и в случае потери шведами шайбы их защитники просто не успевали уследить за перемещениями соперников.
Через пять с половиной минут тем удалась контратака “2 в 2”, и после позиционной ошибки Рогера Окерстрема левый крайний Андрей Николишин забил второй гол. В середине периода за удар клюшкой десятиминутный штраф получил один из лучших защитников Арто Бломстен. И, появившись на льду в начале второй 20-минутки, Бломстен не сумел помочь своему вратарю, когда Хомутов добивал шайбу со средней дистанции - 3:0.
Шведская сборная, конечно, не сдавалась. Но и Трефилов, и защитники, игра которых на первом этапе вызывала много нареканий, действовали на редкость уверенно. Между прочим, единственная шайба, записанная на счет Микаэля Ренберга, оказалась в воротах Трефилова лишь по мнению арбитра. Американец Роб Хирн потерял шайбу из виду в сутолоке у ворот сборной России и, естественно, остановил игру. Красный сигнал не зажегся, но после консультаций арбитр засчитал гол. Хотя, по мнению наблюдателей, обязан был ограничиться назначением буллита, так как защитник Андрей Сапожников накрыл шайбу в площади ворот.
Уве ФИБЕЛЬКОРН из Мюнхена, № 93-94 (442-443) от 5 мая 1993 года
Андрей Хомутов стал самым результативным игроком нашей сборной. Любопытно, что после ЧМ в клубы НХЛ уехали всего четыре чемпиона мира - Илья Бякин (“Эдмонтон”), Александр Карповцев (“Рейнджерс”), Герман Титов (“Калгари”) и Алексей Яшин (“Оттава”). Еще три игрока - Ян Каминский, Сергей Петренко и третий вратарь Максим Михайловский - перешли в клубы низших американских лиг. Остальные продолжили карьеру в России и Европе.
И вдруг - прорыв: немцы обыграны по всем статьям, причем единственную ответную шайбу забили при счете 0:5!
ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ МИХАЙЛОВА
...Главный тренер российской сборной Борис Михайлов попросту огорошил прорвавшихся к нему в кулуарах “Олимпиахалле” журналистов: “У нас молодая и неопытная команда. Поэтому никакой трагедии из поражения против хозяев мы делать не будем...”
С самого начала стало ясно: Михайлов лукавил. Во-первых, наконец-то в первую пятерку он поставил Вячеслава Буцаева, который сразу заставил Андрея Хомутова с Вячеславом Быковым действовать без особой оглядки на свои ворота (прямо как на Олимпиаде, когда Тихонов использовал с этим дуэтом Юрия Хмылева). Во-вторых, рядом с постоянными партнерами по московскому “Динамо” появился травмированный ранее Сергей Петренко. И, в-третьих, наставник россиян развел по двум оставшимся звеньям центрфорвардов Германа Титова и Алексея Пушкова. И, как могли заметить все наблюдавшие за этим матчем, игра сборной России явно преобразилась.
...Лишь обвыканием в новых ролях многих хоккеистов российской команды и некоторым акцентом на безупречность в обороне можно объяснить только две шайбы, побывавшие в воротах Де Раафа за два периода. Причем оба гола - на счету третьего звена. Любопытно, как забросили вторую шайбу: Титов (выступающий за финский ТПС) по левому виражу проехал на ближний пятачок, бросил, попал в штангу, и шайба сначала отскочила в ловушку Де Раафа, а потом уже пересекла линию ворот. Но несколькими минутами раньше штанга уже дважды выручала немцев после бросков Ильи Бякина и Игоря Варицкого...
В конце второго периода, когда сборная Германии играла в меньшинстве, за колющий удар был удален опытнейший Андреас Нидербергер. Оставшись втроем, хозяева не уследили за Хомутовым (случилось это уже в третьей 20-минутке) - 3:0, и все стало ясно... Омрачила радость команды только вновь открывшаяся травма Петренко, который в конце матча вновь покинул лед и уже не вернулся в игру.
Уве ФИБЕЛЬКОРН из Мюнхена, № 91 (440) от 29 апреля 1993 года
Четвертую и пятую шайбы в немецкие ворота Быков с Буцаевым забросили с передач Хомутова.
Лучшим вратарем назвали чеха Петра Бржизу, но безусловным героем чемпионата стал наш вратарь.
Андрей ТРЕФИЛОВ: “Я ФИНАЛ НА НОЛЬ ОТСТОЯЛ”
- Положа руку на сердце - ты рассчитывал на золотые медали?
- Я очень хотел встретиться со шведами и спихнуть их с нашего пути - за то, сколько они в последние годы крови нам попортили. Первый матч в группе, я думал, не в счет, а потом-то мы с вами сразимся. И раз в финале - это еще лучше.
- Но до финала ведь надо было еще и дойти?
- Ну в том, что немцев проскочим, я особо не сомневался. А с канадцами, знаешь, когда лучше всего себя чувствовал? Не поверишь - при счете 1:3. В две шайбы мы попадаем, а на лавке - ни криков, ни паники. Спокойненько все так. И я понял: еще не вечер. Я, правда, о канадцах лучшего мнения был - не ожидал, что они до конца второго периода успеют уже четыре шайбы вынуть.
- А в финале ты конец игры подсознательно не приближал?
- Там у меня провалы временные какие-то начались. Особенно когда нам шайбу эту судья засчитал. Я после нее что-то поймал - раз, другой - и думаю, сколько же они еще раз бросить мне успеют, ведь после гола от силы минута прошла. Глядь на табло - а там полторы минуты до конца высвечивается. Ну, думаю, это-то я, пожалуй, дотерплю, это вам жирно будет - третий год подряд чемпионами становиться. Приезжайте, бросайте, я жду - чем чаще в работе, тем лучше.
- Какой ты, оказывается, невозмутимый.
- Мы когда на третий период из раздевалки вышли, Томми Седерстрем, с которым я давным-давно знаком, подходит вдруг и поздравляет: “Андрей, ты - лучший в команде, а команда ваша - чемпион. Ты чего молчишь?” Но я в ответ на все эти мелкие хитрости только улыбнулся про себя. А когда игра закончилась, то лучшими в ней признали его и меня. И подъезжаю я за призом и говорю: “Ну здравствуй, Томми. Ты извини, я временно оглох - сам знаешь, что бывает с людьми, когда они очень хотят стать чемпионами мира. Теперь-то я с тобой на равных почти могу поговорить - как нынешний чемпион с бывшим”.
- Не обидно было, что официалы лучшим голкипером чемпионата признали чеха Бржизу?
- Обидно должно быть Рэдфорду - до полуфинала он явно лучше всех стоял. А мне со своей золотой медалью - чего обижаться? Я финал, можно сказать, на ноль отстоял - и сам себя признал не худшим вратарем турнира.
- Так та шведская шайба все же побывала в воротах или нет?
- Это как посмотреть. Сапожников-то ее явно до линии ворот накрывал. Но шведы двумя клюшками его в сетку запихнули. Так что если гол и был, то все равно неправильный.
- Твои чувства в тот момент?
- Ни в коем случае не пропустить сразу вторую - тогда сомнут. А потом - провал этот.
- А потом?
- А потом у меня... на банкете сил улыбнуться кому-нибудь уже не было. Глотнул шампанского и первым пошел спать. Закрыл глаза - шведы мне по воротам бросают. На другой бок повернулся - канадцы на меня летят. И до сих пор еще разные игры снятся.
Сергей МИКУЛИК, № 103-104 (452-453) от 18 мая 1993 года
Трефилов так и не смог проявить себя в НХЛ, а в сборной без особого успеха выступил на ЧМ-96, Кубке мира того же года и из-за травмы просидел на скамейке Олимпиаду-98 в Нагано. Чемпионат в Германии был его последним и главным звездным часом в карьере.
Подготовил Евгений ЗЫРЯНКИН
Полные тексты всех серий нашего альманаха “25 лет в спорте” - читайте на www.sport-express.ru