Газета Спорт-Экспресс № 85 (7029) от 22 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ФОРМУЛА-1
Если верить статистике, то после трех стартовых побед в нынешнем сезоне немецкий пилот Нико Росберг не должен упустить из рук титул чемпиона мира.
МАЛЕНЬКИЙ БОГ РОСБЕРГ
Сейчас у пилота “Мерседеса” отличные шансы на то, чтобы повторить достижение своего отца Кеке Росберга. Сейчас Росберг проигрывает своему родителю только в одном показателе. Он еще не владел званием чемпиона мира. Во всем остальном он намного успешнее. 17 побед, 23 поул-позишн, 44 подиума в 188 гонках. Для сравнения, у Кеке Росберга, который в 1982 году стал чемпионом мира с единственной (!) победой, - всего 5 первых мест, 5 поул-позишн и 17 подиумов в 114 гонках, причем ровно в половине из них он не добрался до финиша.
Росберг-младший после “Гран-при Китая” в Шанхае стал абсолютным лидером в истории “Формулы-1” по одному показателю: он одержал больше всего побед среди пилотов, которые никогда не становились чемпионами мира. До китайской гонки Росберг-младший делил это первенство с британцем Стирлингом Моссом, но теперь оставил легендарного гонщика позади. У Мосса - 16 побед, у Дэвида Култхарда - 13, а в десятку наиболее побеждавших не чемпионов мира входят также Карлос Ройтеманн (12), Рубенс Баррикелло (11), Фелипе Масса (11), Герхард Бергер (10), Ронни Петерсон (9), Марк Уэббер (9) и Жаки Икс (8).
НАРАВНЕ С ЛЕГЕНДАМИ
Нико дебютировал в “Формуле-1” в 2006 году и шесть лет ждал своей первой победы. Он одержал ее в 2012 году на “Гран-при Китая” и тогда же первый раз стартовал с поул-позишн. Спустя еще четыре года Росберг сравнялся с легендами “Королевских гонок”.
В истории “Формулы-1” только три гонщика одержали больше побед подряд, чем пилот “Мерседес”. Это Михаэль Шумахер, выигрывавший семь раз с “Гран-при Европы” по “Гран-при Венгрии” в 2004 году, Альберто Аскари, ставший первым в стольких же гонках с “Гран-при Бельгии”-1952 по “Гран-при Аргентины”-1953, и Себастьян Феттель, который нокаутировал соперников в 2013 году, выиграв девять гонок с “Гран-при Бельгии” по “Гран-при Бразилии”.
Но все предыдущие победные серии уже завершены, а серия Росберга - как минимум до финиша “Гран-при России” в Сочи - продолжается.
ТРИ ПОБЕДЫ - ГАРАНТИЯ ЧЕМПИОНСТВА
С 1950 года, когда и началась история “Формулы-1”, было лишь шесть случаев, когда со старта чемпионата мира один из гонщиков выигрывал три гонки подряд. В 1991 году это удалось Айртону Сенне (“Макларен”), в 1992 - Найджелу Мэнселлу (“Уильямс”), в 1994 - Михаэлю Шумахеру (“Бенеттон”), в 1996 - Дэймону Хиллу (“Уильямс”), в 2000 и 2004 - вновь Михаэлю Шумахеру, но уже на “Феррари”.
Во всех шести случаях победители трех первых гонок сезона становились чемпионами мира. Правда, количество гонок в чемпионате было разным - 16 (1991, 1992, 1994, 1994), 17 (2000) и 18 (2004). В 2016 году прошла только седьмая часть чемпионата, впереди еще 18 гонок, но статистика - за немецкого пилота “Мерседеса”. Во всяком случае, ставки на будущее чемпионство Росберга сейчас гораздо серьезнее, чем на трехкратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона.
ОПАСНЫЙ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
Сам Росберг свое уверенное лидерство и преимущество в 36 очков над напарником и действующим чемпионом воспринимает очень спокойно. Он предлагает не бежать впереди паровоза и делать какие-то выводы только в концовке сезона. “Я в курсе того, что пилоты, которые выигрывали три стартовых гонки сезона, в итоге становились чемпионами. Но у них не было в напарниках Льюиса Хэмилтона! Стартовые неудачи не могут его сломить, это великолепный гонщик, и когда он позади, то вдвойне опасен”, - заявил Росберг.
Нико знает, о чем говорит. В 2014 году, когда казалось, что он не упустит преимущества в 29 очков, Росберг проиграл титул Хэмилтону. А в прошлом году в Остине на “Гран-при США” немец не выдержал резкой атаки британца в первом повороте и сдался в борьбе за чемпионство. Но с 25 октября 2015 года Нико Росберг больше не проигрывал.
Легендарный Ники Лауда, один из руководителей “Мерседеса”, заявил, что “Росберг пилотирует сейчас, словно маленький бог”, а глава команды Тото Вольфф отметил, что Нико находится в лучшей форме за все время, что они работают вместе. Росберг стал значительно спокойнее, но когда победы сами идут к тебе в руки, какой смысл волноваться? Можно наслаждаться общением с семьей и своим хобби - катанием на одноколесном цирковом велосипеде. Кстати, Нико владеет этим искусством в совершенстве.
КОНТРАКТНЫЕ ВОПРОСЫ
Но волноваться все равно есть о чем. Контракт Нико с “Мерседесом” истекает в конце сезона. И от руководства команды до сих пор нет четкого ответа на вопрос о том, будет ли он продлен. Это может сказаться по ходу чемпионата на состоянии Росберга. Неопределенность должна нервировать его больше, чем даже Хэмилтон в роли догоняющего.
Согласно информации, Росберг дал принципиальное согласие на продление соглашения с “Мерседес”, но только при одном условии - его зарплата должна быть сопоставима с деньгами Хэмилтона. В прошлом году соотношение зарплаты было 25 к 13,5 (в миллионах евро) в пользу британца, в нынешнем – 28,5 к 16,8 тоже в пользу трехкратного чемпиона мира. Команда пока раздумывает, стоит ли идти на то, чтобы сохранить у себя Нико с повышением зарплаты (и увеличением расходов) или пригласить на его место молодого и более сговорчивого пилота. Претендентов очень много.
Если Росберг сумеет преодолеть все негативные моменты, связанные с вопросами контракта, он будет очень близок к выполнению той задачи, которую сам же и огласил перед “Гран-при Сочи”-2015. “Я пришел в “Формулу-1” побеждать. Не Льюиса Хэмилтона, а просто побеждать”.
Алексей ШИШКИН
ПИЛОТЫ, ОДЕРЖАВШИЕ 10 И БОЛЕЕ ПОБЕД, НО НЕ СТАВШИЕ ЧЕМПИОНАМИ МИРА
Пилот | Страна | Годы выступления | Гонки | Победы | Лучшее место* |
Нико РОСБЕРГ | Германия | 2006-н.в. | 188 | 17 | 2 (2014, 2015) |
Стирлинг МОСС | Великобритания | 1951-1961 | 66 | 16 | 2 (1955, 1956, 1957, 1958) |
Дэвид КУЛТХАРД | Великобритания | 1994-2008 | 246 | 13 | 2 (2001) |
Карлос РОЙТЕМАНН | Аргентина | 1972-1982 | 146 | 12 | 2 (1981) |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Бразилия | 1993-2011 | 323 | 11 | 2 (2002, 2004) |
Ронни ПЕТЕРССОН | Швеция | 1970-1978 | 123 | 10 | 2 (1971, 1978) |
Герхард БЕРГЕР | Австрия | 1984-1997 | 210 | 10 | 3 (1988, 1994) |
*- По итогам сезона.
ТРИ ПОБЕДЫ НА СТАРТЕ СЕЗОНА В ИСТОРИИ “ФОРМУЛЫ-1”
Год | Пилот | Команда | Гонки | Победы | Место* |
1991 | Айртон СЕННА | McLaren | 16 | 6 | 1 |
1992 | Найджел МЭНСЕЛЛ | Williams | 16 | 9 | 1 |
1994 | Михаэль ШУМАХЕР | Benetton | 16 | 8 | 1 |
1996 | Дэймон ХИЛЛ | Williams | 16 | 8 | 1 |
2000 | Михаэль ШУМАХЕР | Ferrari | 17 | 9 | 1 |
2004 | Михаэль ШУМАХЕР | Ferrari | 18 | 13 | 1 |
*- По итогам сезона.
САМЫЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ПОБЕДНЫЕ СЕРИИ ПИЛОТА В ИСТОРИИ “ФОРМУЛЫ-1”
Пилот | Страна | Команда | Год | Победы |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Германия | RedBull | 2013 | 9 |
Альберто АСКАРИ | Италия | Ferrari | 1952-1953 | 7 |
Михаэль ШУМАХЕР | Германия | Ferrari | 2004 | 7 |
Михаэль ШУМАХЕР | Германия | Ferrari | 2000-2001 | 6 |
Нико РОСБЕРГ | Германия | Mercedes | 2015-2016 | 6 |
Джек БРЭБЕМ | Австралия | Cooper | 1960 | 5 |
Джим КЛАРК | Великобритания | Lotus | 1963 | 5 |
Найджел МЭНСЕЛЛ | Великобритания | Williams | 1992 | 5 |
Михаэль ШУМАХЕР | Германия | Ferrari | 2004 | 5 |
Льюис ХЭМИЛТОН | Великобритания | Mercedes | 2014 | 5 |