Газета Спорт-Экспресс № 51 (6995) от 14 марта 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”
Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы. Сегодня наша рубрика прощается с 1991 годом и с целой эпохой.
ЗАТМЕНИЕ
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР и закруглил без пяти дней 69-летнюю историю союзного государства. Но уже давно было понятно, что страна, стремительно обнищав и материально, и духовно, бьется в агонии, а августовский путч в Москве лишь ускорил ее распад на куски. Публикации в “СЭ” осени 1991-го демонстрируют это - тезисы о несуществующей более Стране Советов и картины сумеречного настоящего и будущего, задолго до отставки Горбачева, прописаны в них отчетливо, без стеснения и прикрас.
Совершенно неясно при этом, что дальше. Из чемпионата СССР по футболу вслед за Прибалтикой и Грузией официально выходит Украина. а что будет с нашим представительством в еврокубках и кто тогда займет в высшей лиге места киевлян, одесситов, “Шахтера”? Впереди две Олимпиады, чемпионат Европы; в каких составах поедут туда сборные, под какими флагами? Не укладывается в голове: футболист Михайличенко, легкоатлет Бубка, фигурист Петренко, гимнастка Тимошенко и даже лыжник Смирнов отныне для нас иностранцы…
ИГОРЬ КОРНЕЕВ - ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ ГОДА
По итогам опроса “СЭ” среди игроков высшей лиги, лучшим футболистом чемпионата СССР-91 назван полузащитник ЦСКА, набравший 262 очка. В десятку также вошли Игорь Шалимов (“Спартак” М) - 254, Игорь Колыванов (“Динамо” М) - 225, Александр Мостовой (“Спартак” М) - 146, Дмитрий Кузнецов (ЦСКА) - 135, Василий Кульков (“Спартак” М) - 131, Ахрик Цвейба (“Динамо” К) - 93, Сергей Юран (“Динамо” К) - 46, Станислав Черчесов (“Спартак”) - 45, Владимир Татарчук (ЦСКА) - 32.
Если бы опрос этот проводился где-нибудь в середине сезона, тут, думаю, и вопросов бы не возникло - в первой его половине Корнеев блистал, нараздавав пасов и назабивав голов на все самые изысканные вкусы. А потом немного ушел в тень - не настолько, чтобы затеряться среди других, просто на собственном фоне стал светиться не так ярко. Но это, оказывается, нам, болельщикам, помнится больше концовка, профессионалы же умеют видеть всю поляну, в комплексе. И мы поздравляем Корнеева с тем, что его они разглядели на ней лучше всех.
…Щедрой россыпью создавая моменты себе и партнерам, он не отчаивался, когда мазал сам или когда они били мимо “рамы”. Столько, видно, чувствовал в себе сил и вдохновения, что верил - не получилось сейчас, через несколько минут обманет всех еще раз. И действительно - и забивал, и отдавал.
Причем вы вспомните, какие это были голы! И когда. Давит-давит ЦСКА в финале Кубка, а гол получает в свои ворота. И вот уже считаные минуты до перерыва остаются, а там, после него, время помчится - не догонишь, и настроение будет угнетенным, и соперник перестроится. Вот бы сейчас успеть забить… И Корнеев находит в центре поля мяч и начинает с ним свой танец убийцы. Защита то пятится, то встает перед ним, а он - один! - передергивает ее, как ему нравится. То взад-вперед, то влево-вправо. Один замах, пауза, второй - и Сарычев может уже не прыгать за мячом, который пулей влетает в угол - защитники-то были расставлены не так, как ему нужно, а как хотелось Корнееву, и самого момента убийственного его удара вратарь просто не мог увидеть.
Этот гол развернул тогда всю игру в другую сторону, и вторым ее таймом Корнеев может гордиться не меньше, чем первым. Он играл от вратаря до вратаря - не работал, а именно играл. И выиграл. Команда, понятно, при сем не просто присутствовала. Но лидер ее в тот день был просто бесподобен…
Кстати, весьма любопытная, на мой взгляд, деталь: никто из опрошенных нами партнеров Игоря по команде в тройку лучших игроков сезона его не включил. Ни один. Этот неожиданный немного парадокс можно, наверное, пытаться объяснить с разных позиций, я же выдвину свою версию: партнеры-армейцы, как никто, знают, на что способен в футболе Корнеев. И, видимо, считают, что на уровень своей по-настоящему лучшей игры он еще не вышел. Конечно, это не более чем мое предположение, но согласитесь: пока футболист Игорь Корнеев, избранный другими футболистами лучшим игроком сезона, работает явно по нарастающей. Или - играет, это уж как вам больше нравится.
Сергей МИКУЛИК (№ 95 от 25 декабря 1991 года)
Зимой 1991-го 24-летний Корнеев перешел в “Эспаньол” и всю дальнейшую карьеру провел за границей. В сезоне-1994/95 играл за “Барселону” под управлением Йохана Кройфа, в 2002-м в составе “Фейеноорда” завоевал Кубок УЕФА. На Euro-92 выступил лишь во втором тайме заключительного группового матча с Шотландией.
ШАХМАТЫ
Гарри КАСПАРОВ: “Я БУДУ ИГРАТЬ ТОЛЬКО ПОД РОССИЙСКИМ ФЛАГОМ”
- Вы уехали в начале августа из одной страны, вернулись в другую. В сломе тоталитарной системы есть и ваши усилия. Видели ли вы, находясь в Америке, телемост Горбачева и Ельцина и что вы думаете о спортивной его части?
- Да, видел и немного расстроился. Думаю, что сказалось наше неумение готовиться к подобным выходам на гигантскую аудиторию. Советники Ельцина обязаны были предвидеть вопрос об Олимпиаде девяносто второго года, ведь Олимпиада-96 пройдет в Америке! И президенту России, как я думаю, именно в спорте, где нет проблем нефти, леса, ядерного оружия, можно было попытаться сделать модель опережающего развития событий.
Конечно, команда России вряд ли смогла бы на равных бороться с американцами в неофициальном командном зачете, но сохранили ли подобные престижные соображения прежнюю значимость в изменившемся мире? Что же касается престижа… Представьте себе чувства российского спортсмена, только что выигравшего олимпийское золото. Он стоит на высшей ступеньке пьедестала почета, а над стадионом медленно поднимается флаг. Какой флаг - трехцветный российский или алое большевистское полотнище? Не забывайте и о миллионах телезрителей.
- Давайте локализуем спортивные проблемы. Будете ли вы играть за сборную страны на шахматной Олимпиаде?
- Какой страны? Я гражданин России и играть буду только под трехцветным флагом России, что я, кстати, сделал в 1990 году в начале матча на первенство мира в Нью-Йорке. Если на шахматную Олимпиаду будет послана сборная команда бывшего Союза, я участвовать в ней не буду…
Юрий ВАСИЛЬЕВ (№ 38 от 4 октября 1991 года)
Следующая шахматная олимпиада состоялась в июне 1992 года в Маниле. Все республики бывшего СССР, за исключением Азербайджана, Белоруссии и Таджикистана, выступали там своими командами. Тройку победителей составили Россия, Узбекистан и Армения. Сборную нашей страны возглавлял Гарри Каспаров. Он показал лучший результат на 1-й доске (8,5 из 10 очков), но еще мощнее выступил запасной россиян Владимир Крамник (8,5 из 9).
БОКС
УДАРЫ СУДЬБЫ
…Если не сейчас, то когда же? Сколько раз наш Константин Цзю был в полушаге от высших боксерских титулов и судьба отворачивалась от него. В субботу он сражался поистине с ней - злодейкой, а не с американцем Верноном Форрестом. Да, не богат нынче выбор у Фортуны, не смогла она подобрать Константину равного соперника. Впрочем, похоже, это и невозможно.
Как невозможно победить более красиво, чем это сделал наш боксер. Подчас создавалось впечатление, что Цзю осознанно не хочет закончить бой досрочно, продляет удовольствие для себя и для зрителей. Американец же усердно махал длинными руками, служа для Константина своеобразным вентилятором, который он периодически выключал мощными ударами. В результате под занавес Цзю выглядел ничуть не менее свежим, чем в начале. И когда Константин взошел на пьедестал, укутавшись во флаг Советского Союза, немного взгрустнулось: надо же, у этого государства без названия еще есть свой флаг, и он весьма симпатично смотрится на победном флагштоке.
(№ 74 от 26 ноября 1991 года)
22-летний Константин Цзю принес сборной СССР единственное золото чемпионата мира в Сиднее. Артур Григорян, Александр Лебзяк, Исраэл Акопкохян и Андрей Курнявка проиграли финальные бои. Бронзу завоевали Владислав Антонов и Евгений Белоусов. В командном зачете наша команда пропустила вперед кубинцев (4-2-3). После чемпионата Цзю получил предложение перейти в профессиональный бокс и остался в Австралии.
ТЕННИС
ГРУЗИТЕ КОСТЮМЫ БОЧКАМИ
То, что я сейчас сообщу, еще шесть лет назад ни один редактор в печать не пропустил бы. Иначе бы спустили по иерархической лестнице самого редактора. В Шереметьево-2 для международного турнира “Кубок Кремля” поступил груз весом 354 килограмма. Однако по пути от самолета к получателю багаж похудел до 300 кг. Один из ящиков был вскрыт, и 54 кило испарились. Для какой-нибудь турбины такой вес - мелочь. Для экипировки, предназначенной игрокам, судьям, мальчикам, подающим мячи, - это солидная потеря.
Остается посоветовать нашим зарубежным партнерам для маскировки отгружать тренировочные костюмы, скажем, бочками. Впрочем, в нашем международном аэропорту, печально известном таинственными исчезновениями багажа, нельзя гарантировать сохранность даже соленого огурца…
В дни открытия турнира (4 ноября) и закрытия (10-го) публику будут развлекать музыканты под руководством Евгения Мазина. Только вот не знаю, как теперь этот коллектив называть. Год назад он именовался образцово-показательным оркестром КГБ СССР. Теперь нет ни КГБ, ни СССР. Загадка, ребус, кроссворд…
Наконец два слова о том, без чего сейчас наша жизнь немыслима - о финансовой стороне дела. Геннадий Иванов (в 1991 году замдиректора СК “Олимпийский”. - Прим. Е.З.) сказал, что “Кубок Кремля” предположительно принесет 650 - 700 тысяч рублей. Для “Олимпийского” это немного. Концерты Патрисии Каас, например, дадут гораздо больше.
- Для нас “Кубок Кремля” - прежде всего доход моральный, - подытожил мой собеседник.
Приятно сознавать, что в наших хозяйственниках, кроме погони за прибылью, еще сохранилось что-то святое.
Алексей ПАТРИКЕЕВ (№ 56 от 30 октября 1991 года)
ХЛЕБ ПРИБЫЛ, ЖДЕМ ЗРЕЛИЩ
Москва гостеприимно встретила друзей, несмотря на все тяготы нынешней жизни. Кстати, сбывается вещее пророчество сатириков: “Заграница нам поможет”. Из Швейцарии прибыл первый грузовик с продуктами. Стыдно писать об этом, но от фактов не уйдешь. Утешением служит то обстоятельство, что присланные яства могут вкусить не только люди, которых мы еще недавно именовали не иначе как “толстосумы”, но и рядовые наши граждане, связанные с проведением турнира, - судьи, водители, переводчики… Правда, стоимость обеда не такая уж и маленькая - 15 рублей. Но, во-первых, те же переводчики будут получать в день по полсотни. А, во-вторых, качества харчей гарантируется, количество тоже - шведский стол. Думается, есть смысл на время забыть известное выражение классика “Человек выше сытости” и принять “гуманитарную помощь”, хоть и за деньги.
Еще один существенный груз поступил из Германии - двадцать пять тысяч пар спортивной обуви. И, что характерно, продаваться она будет не за марки, а за рубли.
Алексей ПАТРИКЕЕВ (№ 53 от 25 октября 1991 года)
В 1991-м “Кубок Кремля” проводился уже во второй раз. Как и годом ранее, победу праздновал Андрей Черкасов. В финале он превзошел швейцарца Якоба Хласека, чемпиона мира ATP-90 в паре с Марком Россе. В следующем году Хласек, также вместе с Россе, выиграет “Ролан Гаррос”, а Андрей на Играх в Барселоне завоюет олимпийскую бронзу. Карьеру он завершит в 2004 году, но два триумфа на “Кубке Кремля” так и останутся его единственными победами в ATP-туре.
ФОРМУЛА-1
НЕ ТОЛЬКО У НАС ПАРШИВО ПРИКРУЧИВАЮТ КОЛЕСА
В воскресенье с утра Мэнселл, окончательно поправившийся, блестяще выиграл “свободные заезды”. Это придало главной гонке особую интригу: ведь Найджел был единственным, кто мог побороться с Сенной за титул чемпиона мира.
Патрезе со старта рванулся вперед и начал наращивать отрыв от преследователей. Мэнселл же, играючи расправившись с Сенной уже на первом круге, вскоре достал Бергера, а затем к первой трети дистанции возглавил гонку, обогнав и Патрезе. “Уильямсы” уверенно летели к третьему дублю в сезоне...
На тридцатом круге Мэнселл остановился в боксах для смены резины. Операция заняла всего 7,75 сек., Найджел дал газ и тут почувствовал, что правое заднее колесо не закреплено. Он резко тормознул при выезде на трассу, подбежавшие механики принялись исправлять неполадку... Не зря трехкратный чемпион мира Джекки Стюарт говорил, что от пилота зависит лишь шестьдесят процентов успеха, двадцать процентов, по его мнению, зависит от машины, а еще двадцать - от механиков. Именно эти двадцать процентов и сыграли с Мэнселлом роковую шутку - на трассу недавний лидер вернулся лишь шестнадцатым.
Однако не в его характере сдаваться. Вламываясь на ревущем звере по кличке “Уильямс” в повороты, Найджел вскоре смог подняться до шестой позиции и уже атаковал шедшего пятым Пике. И тут судьба, а вернее, технические комиссары гонки выбросили перед англичанином черный флаг - дисквалификация. Это суровое решение было принято потому, что механики исправляли свою ошибку не в зоне боксов, а на выезде из нее.
Когда Мэнселл, прошлогодний победитель португальского “Гран-при”, появился в своих боксах, виновники происшествия попрятались по углам - бывший лондонский полицейский ростом 195 см, только что потерявший по их милости надежду на титул чемпиона мира, церемониться бы не стал... Еще раньше по вине двигателя с трассы сошел Прост. Бросив несколько недвусмысленных фраз по поводу мотора, машины и “Феррари” вообще, трехкратный чемпион мира сел в свой личный истребитель и улетел домой, даже не дождавшись конца гонки…
Алексей ПОПОВ (№ 30 от 24 сентября 1991 года)
Великий бразилец Айртон Сенна завоевал свой третий (и последний) титул чемпиона мира. Второе место занял Мэнселл, третье - Рикардо Патрезе. Ален Прост завершил сезон 5-м и на следующий год отказался выступать в “Больших призах”, но в 1993-м триумфально вернулся. Дебютант “Формулы-1” Михаэль Шумахер в итоговом зачете оказался 14-м. А Мэнселл в 1992-м все-таки взошел на верхнюю ступень пьедестала…
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Василий АЛЕКСЕЕВ: “Я ПРИВЫК ВСЮ ТЯЖЕСТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ”
Он - победитель. Это - во всем. Во взгляде сверху вниз и в небрежной стильности одежды. В жесткости суждений и в подчеркнутом не выборе слов. В хлебосольстве и в игнорировании противников. В открытости с друзьями и в акцентированной холодности с недругами.
- Мне кажется, что ваша слава как спортсмена была несколько ниже, чем популярность, скажем, Власова или Жаботинского. Если это так, то не оттого ли, что вам не хватало равного соперника, а может, и какого-нибудь скандальчика?
- Я думаю, что моя популярность в народе была намного выше, чем популярность Власова и Жаботинского. И особенно за границей - там я был хорошо разрекламирован.
- И никогда не было ощущения, что вас недооценивают?
- Народ всегда меня ценил и уважал. Конечно, встречались отдельные граждане с партбилетами… Вот они-то как раз и затирали меня пятнадцать лет. Сплошь и рядом: идет трансляция соревнований, камера находит на трибуне Власова, о нем рассказывают, а обо мне - ни слова, хоть и сижу в двух шагах. Но я не обижался. Знаешь, на больных только больные могут обижаться.
- Скажите, Алексеев - главный тренер взял бы в олимпийскую команду 38-летнего штангиста Алексеева?
- Я говорю определенно: на московской Олимпиаде меня отравили. Если бы я не был готов, то никогда бы не вышел на помост. Тогда я был способен вырвать 190 кг и толкнуть 260. Меня выбили из игры, причем свои же. И я знаю кто: об одном говорить не стану, его уже нет на свете, другой - Александр Рыков, тренер сборной.
- Как это произошло?
- Трижды перед разминочными подходами мне давали выпить якобы стимуляторы. Поначалу я ничего особенного не чувствовал. Разминочные веса поднимал с легкостью и удовольствием. Если бы не поднял какой-то вес на разминке, я бы не стал соревноваться, сказался бы травмированным. Но все было рассчитано чуть ли не до секунд. Первый раз я выпил эту жидкость за шесть подходов до своего выхода к штанге. И подействовала она точно в тот момент, когда настала моя очередь. На помосте я уже был абсолютным идиотом, ничего не соображал. Штанга казалась мне тяжелее килограммов на 30. Я не то чтобы не удержал ее, просто не в состоянии был ее поднять. Что мне подсунули? Трудно ответить, нашли что-то, у нас же все ученые, специалистов хватает…
- После допингового скандала в Сеуле вся болгарская сборная проголосовала за то, чтобы Иван Абаджиев покинул команду. И он ушел. А вы бы в такой ситуации продолжали отстаивать свое мнение?
- Такого не должно быть. Думаю, Абаджиев в чем-то недоработал. Я знаю, что он очень жестко относился к штангистам, годами не отпускал домой. А если кто его не слушался, сразу же наказывал. Если меня чем-то обидит спортсмен, я обиды не покажу, спрячу в себе. Меня интересуют только медали. А люблю или не люблю я кого-то, уважаю или нет - не имеет значения.
- Как вы думаете, конфликт такого рода стоит выносить на публику?
- Надо придерживаться доброй русской пословицы и не выносить сор из избы. Вот, к примеру, вытащили на свет всю эту грязь, связанную с применением анаболиков в тяжелой атлетике. Но ведь во многих видах спорта принимали их больше и попадались не меньше. Но замалчивали. А штангу народ любит и следит за ней пристальнее, и все оказывается на виду. Да и журналисты стараются - копаются в грязном белье. Или, скажем, выступления на темы штанги Юрия Власова, человека, которому имя дала тяжелая атлетика, а вовсе не литература. Они несут колоссальный вред. Все разговоры о том, что Жаботинский обманул его на токийской Олимпиаде, - только для профанов. Штангу обмануть нельзя. Поднимай больше - и ты чемпион. Жаботинский просто поднял больше - какой тут обман?
Сергей РОДИЧЕНКО (№ 43 от 11 октября 1991 года)
Чемпионат мира-91, проходивший в Германии, в третий раз подряд завершился в пользу советских штангистов под руководством Василия Алексеева. Они стали чемпионами в пяти из десяти весовых категорий: Ибрагим Самадов (до 82,5), Сергей Сырцов (до 90), Игорь Садыков (до 100), Артур Акоев (до 110) и супертяж Александр Курлович. Также в активе нашей сборной четыре серебра и одна бронза.
Подготовил
Евгений ЗЫРЯНКИН