Газета Спорт-Экспресс № 38 (6982) от 25 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
На Олимпийских играх в Бразилии целый ряд спортсменов может выступить в форме не своих национальных команд.
В РИО ПОД ФЛАГОМ МОК?
Помните легенду об Одиссее, который сказал циклопу, что его зовут Никто? Так вот, на предстоящих Олимпийских играх в Рио в десятку в общекомандном зачете может войти необычная команда. Если спросите у ее представителей, какую страну они представляют, ответ будет одиссеевским: “Никакую”. Хитрость и скрытность тут ни при чем. Просто они будут выступать под флагом Международного олимпийского комитета (МОК).
Президент МОК Томас Бах уже давно объявил, что готов приютить под ним беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки. По предварительным подсчетам таковых будет 5 - 10 человек. В частности, сирийская пловчиха, ныне тренирующаяся в Германии, дзюдоистка из Конго, получившая убежище в Бразилии, и иранская тхэквондистка, бежавшая в Бельгию.
На высокие места эти спортсмены не претендуют. В отличие от мексиканских прыгунов в воду, среди которых есть призеры чемпионатов мира и Олимпийских игр. Спросите, при чем тут они? Дело в том, что Мексиканскую федерацию водных видов спорта временно дисквалифицировали - Гвадалахара выиграла право на проведение чемпионата мира-2017, а потом внезапно отказалась. Выяснилось, что деньги, выделенные на организацию, то ли не дошли, то ли так и не были выделены... В общем, чемпионат мира в срочном порядке перенесли в Будапешт, а мексиканская федерация попала в опалу. Что, впрочем, совсем не мешает ее спортсменам выступать на этапах Кубка мира под флагом Международной федерации плавания (ФИНА). Более того, атлеты уже получили гарантии, что в случае продления санкций они выступят в Рио под флагом МОК.
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА - ИЮНЬ
Самая больная для россиян тема - легкоатлетическая. Всем давно известно, что наши спортсмены выступать на международной арене не могут. Ни под каким флагом. И когда им разрешат - вопрос на данный момент риторический. Изначально датой икс представлялось 10 - 11 марта - в эти сроки в Монако пройдет Совет ИААФ. Однако, откровенно говоря, шансов на чудесное разрешение проблемы на предстоящем мероприятии практически нет.
По большому счету Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) уже сделала со своей стороны все, что было возможно. В январе прошла внеочередная отчетно-выборная конференция, по итогам которой у ВФЛА появились новый президент и президиум, в состав которого не вошел ни один из представителей старой команды. Остальные требования ВАДА, которые сводятся к неопределенным “меняйте систему”, крайне субъективны, и при желании их легко можно интерпретировать в любую сторону. Нам в этой ситуации остается одно - ждать решения. Вот только чем меньше времени остается до Олимпийских игр, тем критичнее становится положение команды. Президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин сказал, что точка невозврата уже понятна - июнь.
Но гарантий на положительный исход, увы, нет. Более того, один из авторитетных специалистов в области антидопинга, с которым мы недавно общались, заверил, что российская команда скорее не выступит в Рио, чем выступит. Не вызывают оптимизма и недавние слова главы ИААФ Себастьяна Коэ, который заявил, что наибольший ущерб репутации легкой атлетики наносят всего несколько стран. По мнению Коэ, во избежание негативных последствий по отношению к ним действовать нужно активнее, вплоть до отстранения от участия на Олимпийских играх.
Под “несколькими странами” в первую очередь подразумеваются Россия и Кения. К слову, победители общекомандных зачетов чемпионатов мира 2013-го и 2015-го соответственно. Разумеется, в случае отсутствия представителей этих стран конкуренты только выдохнут. Мо Фара, к примеру, уже заявил, что если кенийцы не выступят на Олимпиаде, ему будет куда легче, а это замечательно…
Очевидно, что в происходящем велика роль политической составляющей. Но ведь мы сами подставили щеку для увесистой оплеухи. И этой возможностью в нынешней ситуации не преминули воспользоваться. Если изучить списки дисквалифицированных легкоатлетов на официальном сайте ИААФ, выяснится, что у России их свыше 50 (включая пожизненно отстраненных). У Индии - 35, у Кении - 18, а вот у США на данный момент только шесть (пусть большая часть их звездных спринтеров в свое время была уличена в применении запрещенных препаратов). У Ямайки отстранены всего два спортсмена, а у Германии и Великобритании и вовсе - по одному. При таких цифровых показателях говорить о теориях заговора не приходится. А при умелом жонглировании ими можно постараться убедить всех вокруг, что допинг в нашей стране - часть государственной системы. Что, собственно, и было сделано.
ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ
Если сбудутся самые пессимистичные прогнозы и “несколько стран” в качестве показательной порки действительно не допустят до Олимпийских игр - что, конечно, абсурдно и поверхностно, - то передовые спортсмены, вероятно, все равно получат право выступить на главном старте четырехлетия под флагом МОК. Представьте, сколь крепкая команда получится в таком случае: Исинбаева и Рудиша, Шубенков и Йего, Кучина и Черуйот, Меньков и Кипроп…
Кенийские бегуны, российские прыгуны, метатели обеих стран, прыгуны в воду из Мексики, а там, глядишь, и болгарские тяжелоатлеты подтянутся. Их федерацию дисквалифицировали за чрезмерное количество положительных допинг-проб, но те, кто остался чист, в общем-то также могут оспорить свое отстранение в Спортивном арбитражном суде. Такая компания вполне может навести шороху в Рио. В Лондоне-2012 восьмое место в общем зачете заняла Италия - в ее копилке оказалось восемь золотых. Эта команда способна выиграть больше десяти.
Другой вопрос, допустит ли МОК такое развитие событий. Некоторые тренеры ведущих российских легкоатлетов уже сейчас начинают интересоваться, как в случае неблагоприятной развязки можно выступить под флагом МОК в Рио. Ведь подобных прецедентов не было, и, как действовать в подобной ситуации, никто не знает. Зато все понимают другое: если спортсмена и тренера, которые много лет честно и изнуряюще работали ради мечты об олимпийской медали и вплотную подошли к своей цели, в последний момент лишить возможности выступить на Играх - это будет преступление. По крайней мере хочется верить, что это понимают все…
Владимир ИВАНОВ