Газета Спорт-Экспресс № 28 (6972) от 11 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

11 февраля 2016

11 февраля 2016 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Через год на машинах королевской серии может появиться новый необычный конструктивный элемент, который убережет гонщиков от смертельных травм во время аварии.

У ПИЛОТОВ ОБНАРУЖИЛСЯ “ОРЕОЛ”

С сезона 2017 года болиды “Формулы-1” будут выглядеть совершенно иначе. Конструкторы обязаны будут при проектировании машин учитывать обязательный элемент безопасности, который пока носит предварительное название halo (“ореол”). По сути - это первый шаг к тому, чтобы сделать закрытые кокпиты, как у машин в чемпионате мира в гонках на выносливость.

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО

В конце января состоялось заседание рабочей группы по техническому регламенту “Формулы-1”, на котором гоночный директор, а также делегат Международной автомобильной федерации (ФИА) по безопасности Чарли Уайтинг заявил представителям команд, что введение “ореола” - прямая директива ФИА для защиты гонщиков от летящих предметов. 11 февраля состоится новое заседание группы, на котором вопрос “ореола” вновь будет прорабатываться и обсуждаться. Но этот вопрос уже не звучит “Будет ли?” - принципиальное решение уже принято. Поэтому сейчас вопрос про “ореол” звучит только: “Каким он будет?”

Конструкция с “ореолом” тестировалась с ноября 2015 года. Вернее, тестировались болиды с тремя вариантами защиты, и решение, предложенное немцами, было признано наиболее оптимальным. “Ореол” представляет собой дугу над головой гонщика. Передняя часть этой дуги укреплена на вертикальной стойке, которая в предварительных эскизах выглядит довольно широкой и явно ухудшит обзор пилотам. Другими вариантами были измененный каркас носового обтекателя и специальная лопасть, которая шла с середины носового обтекателя и до верхней точки машины, располагающейся над головой пилота.

По словам главы Ассоциации пилотов Алекса Вюрца, тесты были направлены на наибольшую функциональность, а не на эстетику или стиль. В расчет были взяты не только летящие предметы, но и возможное возгорание внутри машины - то есть пилот при любой опасности такого рода должен иметь возможность быстро покинуть болид. При этом Вюрц признал, что для защиты от летящих предметов нет ничего надежнее, чем закрытый кокпит, но выбраться из него гораздо сложнее.

ГОНКИ СТАНУТ СКУЧНЕЕ

В 2017 году “Формула-1” ограничится только “ореолом”, но в дальнейшем эту конструкцию предлагается полностью или частично закрыть с помощью плексигласа или пуленепробиваемого стекла. Ну а дальше предлагается добавить покрытие и над кокпитом. Внедрение “ореола” увеличит массу болида примерно на 12-15 кг при существующих технологиях. Но сейчас инженеры думают над тем, какие материалы помогут снизить эту массу.

У этого варианта очень много противников, которым нравится “классическая” “Формула-1” - достаточно почитать профильные интернет-форумы. Многие болельщики и специалисты считают, что пилоты Королевских гонок получают за свой риск достаточно большие деньги, чтобы понимать опасность. А введение того же “ореола” сделает гонки гораздо скучнее - ведь масса машин увеличится, скорость снизится. “Давайте просто перейдем на игровую приставку или пусть по трассе ездят машины без пилотов, а управление на них будет полностью дистанционным”, - иронизируют те, кому не нравятся меры по усилению безопасности.

На самом деле вопросы безопасности в “Формуле-1” интенсивно прорабатываются с 1 мая 1994 года, когда в Имоле погиб гений автогонок Айртон Сенна. С тех пор конструкция болидов постоянно менялась, чтобы обеспечить пилотам наибольшую безопасность. Но последние изменения будут наиболее радикальными.

Наиболее громко призывы к усилению безопасности стали звучать после трагедии, произошедшей в серии IndyCar в американском Поконо в августе 2015-го. Тогда погиб бывший пилот “Формулы-1” 37-летний Джастин Уилсон. Один из обломков врезавшегося в стену болида попал ему в голову. Уилсон получил не совместимые с жизнью черепно-мозговые травмы. В 2009 году во время “Гран-при Венгрии” чудом остался жив после попадания обломка бразилец Фелипе Масса, который выступает сейчас за “Уильямс”. В том же году от попадания оторвавшегося колеса погиб пилот “Формулы-2” Генри Сертис.

Когда речь идет о человеческой жизни, все другое представляется незначительным. Если отказ от “гоночных традиций” поможет хотя бы одному пилоту спастись от летящих в голову шины или острого обломка - о традициях лучше забыть. Другой вопрос, помогли бы “ореолы” в таких авариях, как с Айртоном Сенной или Жюлем Бьянки, но если не делать ничего, лучше точно не будет.

АлексейШИШКИН