Газета Спорт-Экспресс № 20 (6964) от 2 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
АРШАВИН: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Александр ПРОСВЕТОВ
На второй кипрский сбор “Кубани” не полетел не только Аршавин, но и Павлюченко, другой бронзовый призер Euro-2008. Впрочем, у него “алиби” - травма. А на первый сбор он прибыл с задержкой - только после того, как достиг с клубом договоренности о погашении задолженности в сумме 550 тысяч долларов. И это, к сожалению, не штрихи, а кляксы на сегодняшнем портрете клуба.
…Аршавин и Павлюченко приходили в “Кубань” минувшим летом на правах свободных агентов. Вениамин Кондратьев, в то время и.о. губернатора Краснодарского края, шел на выборы, и привлечение в команду двух ветеранов СМИ сочли пиар-ходом. Да хоть бы и так! Конечно, крупные контракты в условиях трудной финансовой ситуации в клубе смущали. Но если работодатели их подписывают, то, наверное, на что-то рассчитывают.
Складывается, правда, порой впечатление, что у нас иногда уповают на русское “авось”. Мол, само собой рассосется. Клуб владельца сменит, а после меня хоть потоп. Или, может, нефть на территории базы найдут.
Пока не нашли, зато в “Кубани” громыхал один скандал за другим: то один хочет уйти, то другой, а третий (Игнатьев) - какая прелесть! - еще и публично требует проверить подлинность своей подписи под официальными документами.
“Кубани”, которая стала сдавать в Краснодаре позиции землякам-“быкам”, были в общем-то нужны фигуры, способные встряхнуть интерес к клубу и зазвать на трибуны болельщиков. В свое время авторитет 38-летнего Роберто Карлоса притянул к “Анжи” внимание всей планеты и помогал заманивать в дагестанскую команду звезд. В свою очередь, “Пари Сен-Жермен”, раскручиваясь, подписал в начале 2013 года пятимесячный контракт с 37-летним Дэвидом Бекхэмом, который, ничего выдающегося на поле не совершая (14 матчей, из которых 10 - в чемпионате, 0 голов), стал на некоторое время лицом как французского первенства, так и катарского телеканала AlJazeeraSport.
С нашими звездами недавнего прошлого ничего подобного не произошло. Мало того что оба, как и парижский Бекхэм, не забили ни одного гола, они вообще появлялись на поле по праздникам. У Павлюченко набежало пять матчей, у Аршавина - девять с учетом кубковой игры 28 октября со “Спартаком”, в ходе которой он вышел на 12 минут.
К слову, никогда не отличавшийся хорошей “физикой” экс-зенитовец в пяти случаях из девяти вступал в игру во втором тайме, целиком же провел только один матч - в Самаре с “Крыльями Советов”, в котором “Кубань” была крепко бита (0:3).
У Аршавина в Краснодаре с самого начала не задалось. В матче 1-го тура чемпионата с “Уралом” (0:2) проведенные на поле 83 минуты при скомканной подготовке к сезону обернулись микронадрывом приводящей мышцы. Отсутствовал три недели. Новая травма приключилась в сентябрьской игре с “Амкаром”. Еще месяц с лишним перерыва. Сыграл в Кубке со “Спартаком”, но не вышел на следующую игру с “Локомотивом”, который “Кубань” сенсационно разнесла в щепки (6:2). Главный тренер Сергей Ташуев сказал, что у Аршавина снова микронадрыв. Позже выяснилось, что именитый футболист на протяжении всей осени имел проблемы с пахом.
Вопрос: что дальше? Аршавин говорит, что пока не знает, и, наверное, это на самом деле так. Он всегда отличался прямотой и резкостью в высказываниях, что иногда его подводило. Хрестоматийный пример - ответ в сердцах нетрезвому депутату, который почему-то расценили как проявление неуважения ко всем российским болельщикам.
Если Павлюченко нашел с руководством “Кубани” компромисс, хотя клуб, положив на весы контракт и отдачу от него, возможно, с игроком тоже расстанется, то Аршавин сам пошел на разрыв. А ведь он, похоже, был настроен на продолжение карьеры: в декабре перенес операцию на паховых кольцах, на первом сборе “Кубани” забил пару голов.
У Аршавина сложилась репутация человека, который любит деньги (хотя давайте честно, кто их не любит). Вспоминают его жесткую позицию при переходе из “Зенита” в лондонский “Арсенал”, кто-то еще припомнит и громкий развод. Утверждать что-либо на счет натуры человека, которого не знаю близко, не могу, но знаю, что черно-белая картина жизни примитивна.
По-моему, самолюбивый Аршавин прежде всего не терпит лапши на ушах и невыполнения обязательств. В то же время в конце 2011 года, когда сборной России предстоял ничего не значивший в турниром плане матч с Андоррой, он передал РФС деньги на как бы бесплатные билеты для болельщиков.
В Петербурге Аршавин теперь мог бы пригодиться разве что “Зениту-2”. Российские ведущие клубы вообще, как мне представляется, не должны быть заинтересованы в нем как в футболисте. Причем пребывание в “Кубани” не только не выправило ему реноме, а, наоборот, убедило былых оптимистов: прежнего Аршавина не вернуть. Время ушло.
В то же время середняки и аутсайдеры РФПЛ еще могут проявить заинтересованность. Приходится даже оставлять некий процент на то, что, закрыв дверь в “Кубани”, ветеран с огромным опытом и российским, заметьте, что немаловажно, паспортом, куда-то нацелился. Вопрос в цене, которая по нынешним временам должна быть весьма скромной. И тут вероятно столкновение со стеной самолюбия.
Тренерская деятельность? Аршавин, насколько я помню, никогда не делал заявлений, что хочет тренировать, хотя пример других (Егора Титова, например) показывает, что никогда не поздно сделать выбор, который вчера тебя, кажется, не увлекал.
Чисто теоретически Аршавин всегда выглядел скорее претендентом на кресло начальника. Если не работника РФС, то одного из руководителей клуба. Может быть, спортивного директора. У человека ведь есть имя за рубежом. Сайт L’Equipe, например, едва “СЭ” разместил заметку об уходе Аршавина из “Кубани”, тотчас подхватил новость.
В ноябре 2011 года, будучи гостем редакции “СЭ”, Аршавин рассказывал, что в сборной его, даже когда он уже не был капитаном, отправляли на переговоры по вопросу о премиальных. “Тем более с Виталием Леонтьевичем”, - заметил тогда с улыбкой футболист, знакомый с Мутко по “Зениту”.
- Если у РФС нет денег - так и скажите. Будем играть бесплатно. Каждый футболист начинает карьеру с мечтой о сборной. Вместе с тем игроки рискуют здоровьем на каждой тренировке и в каждом матче. Если футболисту не платят премиальных, он будет подсознательно думать: зачем лишний раз рисковать, если через неделю в клубе при таком же риске можно их заработать? - сказал тогда также Аршавин.
Вы не согласились или даже возмутились? Признаюсь, лично мне последнее предложение не очень понравилось. Трудно совместить сборную и задние мысли о деньгах. Однако Аршавин был тогда откровенен, а мы, за исключением небольшой группы читателей, не играем в футбол на профессиональном уровне.