Газета Спорт-Экспресс № 17 (6961) от 29 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФУТБОЛ
На этой неделе в Европе продолжилась китайская экспансия - португальская профессиональная футбольная лига заключила необычное соглашение с крупнейшим производителем ламп из Поднебесной. Второй португальский дивизион с нового сезона переименуют в его честь, а ведущие 10 команд этой лиги обяжут включить в состав по одному игроку из Китая. В чем причина такой активности азиатских компаний?
КИТАЙ ЗАХВАТЫВАЕТ ЕВРОПУ
КОГДА РОССИЙСКИЙ КЛУБ СТАНЕТ КИТАЙСКИМ?
Дело в том, что примерно год назад под руководством Председателя КНР, генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая и председателя Центрального военного совета Си Цзиньпина в Поднебесной разработали программу развития футбола. Руководитель самой густонаселенной страны мира любит этот вид спорта и недоволен его нынешним состоянием. На исправление ситуации брошены огромные средства, в ход пущены все связи. В числе задач называют проведение чемпионата мира на территории Китая, выход сборных на первенство планеты и Олимпиаду. А в долгосрочной перспективе китайцы должны стать лучшей сборной в мире.
Способов и методов выполнения программы множество. В начале XXI века группа юных китайцев стажировалась в Бразилии. К чему-то подобному прибегают и сейчас. Но в иных формах и других масштабах. Большие деньги в китайский футбол вкладывались и 15 лет назад - были построены вполне современные стадионы, академии, школы. Но видимого эффекта тот проект не дал. Инвестиции не привели к тому, чего от них ждали, - местный футбол так и остался на задворках, по-прежнему уступая корейскому и японскому. Сборная Поднебесной, под руководством Боры Милутиновича впервые в истории попавшая на чемпионат мира в 2002 году, так и не смогла повторить успех.
Многочисленные иностранные специалисты знаниями делились, подрастающее поколение вроде бы готовили, известные зарубежные футболисты продолжали выходить на едва ли не идеальные поля китайских стадионов. Но и только.
В Поднебесной не удовлетворены состоянием футбола, неспособностью национальной команды конкурировать на международной арене, чрезвычайно низким положением в рейтинге ФИФА, коррупцией, скандалами и тому подобным. Недовольны болельщики, чье количество оценивается в… 600 миллионов человек. Интересующихся футболом действительно много, да и посещаемость матчей суперлиги вполне достойная: 20 с лишним тысяч на каждом матче - хороший показатель.
Курировать футбольные реформы поручили Лю Яньдуну - впервые чиновник такого ранга (член Политбюро) следит за развитием этого вида спорта. Под его внимательным и неусыпным контролем китайцы к 2025 году должны создать… 50 000 (пятьдесят тысяч!) футбольных школ и академий.
Например, в пекинском районе Фэнтай строят футбольную деревню. Огромную - общей площадью полтора миллиона квадратных метров. С 65 (!) полями - полноразмерными, а также для матчей 5 на 5, 7 на 7.
ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИСПАНИЮ
Частью общего плана в той или иной степени стало приобретение долей в зарубежных клубах - как в Западной, так и Восточной Европе. В Испании, например, вслед за “Атлетико” китайским стал “Эспаньол”. Значительную часть акций приобрела корпорация, занимающаяся производством и распространением электронных игрушек и задействованная в киноиндустрии. Для покупки свыше 50 процентов акций каталонского клуба использовали гонконгское подразделение компании. Сумма сделки, по разным данным, оценивалась в 143 - 178 миллионов евро. Помимо этого на развитие клуба ежегодно планируется выделять до 40 - 45 миллионов.
А новый владелец “Атлетико” тем временем выделил средства на отправку в Испанию 90 мальчишек - в свой клуб, а также в “Валенсию” и “Вильярреал”, где юные китайцы прошли бы трехлетнее обучение.
Одна известная финансово-инвестиционная компания вступила в сотрудничество с “Сабаделем”, где стажировку пройдут два юных футболиста. А сам клуб в 2016 году частично или полностью станет китайским. “Как бизнесмен я не в состоянии изменить ситуацию в футболе в нашей стране, - заявил глава компании Хэ Цзюнь. - Но сделаю все возможное, чтобы помочь развитию молодых талантов”. Пожалуй, в этих словах отражена одна из ключевых составляющих всего огромного проекта - китайцы работают на перспективу по всем направлениям, используя все возможности для развития юных футболистов, получения опыта и подготовки тренеров и специалистов по работе в детско-юношеском футболе.
Испанцы, в свою очередь, массово открывают представительства в Поднебесной. Новый офис в Шанхае создает профессиональная лига. Расширяет связи с Китаем “Барселона”, разработавшая новый шестилетний бизнес-план. Вдобавок к офису в Гонконге каталонцы наберут сотрудников в Шанхае. Кроме того, “Барса” заключила партнерское соглашение с одним из местных интернет-гигантов, чтобы захватить китайские соцсети.
В ноябре в Шанхае побывали представители “Валенсии”, изучавшие возможности сотрудничества с городскими властями. Тех, в свою очередь, интересовало, какую пользу могут принести испанцы, что они в состоянии дать юным футболистам. Соглашение о стратегическом партнерстве заключили “Реал” и “Гуанчжоу”. Мадридцы хотят заработать, их партнеры - получить доступ к тренировкам и обучению своих резервов.
Сейчас в Циндао работает месячный зимний лагерь “Барселоны”: специалисты из ее академии проводят занятия с сотней китайских мальчишек. А к 2018 году с помощью каталонцев там откроют школу на 300 человек.
Как писала AS, финансовую помощь в том или ином виде от частных лиц и компаний из Китая получают 16 из 20 испанских клубов высшего дивизиона. Ежегодные инвестиции оцениваются в 100 миллионов евро.
“МИЛАН” ГОВОРИТ ПО-КИТАЙСКИ
Открыв футбольные школы в провинции Хэнань, “Милан” продолжает развивать связи в Китае. На очереди - создание базы в Шэньяне, где станут использовать тренировочные методы итальянцев. В целом же планируется, что на протяжении трех лет миланцы направят 350 (!) тренеров в 200 школ в 20 китайских городах. Предполагается, что итальянские специалисты охватят примерно 11 тысяч учеников и подготовят 1600 учителей.
В скором времени, как ожидается, наконец состоится фактическая продажа почти половины акций “Милана”. В качестве партнера фигурирует мистер Би, пообещавший найти инвестиций на почти 500 миллионов евро. Пока сделка каждый раз откладывалась. Но вроде бы в ближайшее время средства согласились выделить две-три крупные и очень известные китайские корпорации.
Посматривает на Восток и владелец “Лацио” Клаудио Лотито, нуждающийся в финансовых влияниях. Пока идет налаживание контактов и прощупывание ситуации.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ГЕРМАНИЕЙ
Государственное агентство “Синьхуа” решило привлечь к работе одного из ветеранов “Баварии” Филиппа Лама. С ним договорились о ведении футбольной колонки на сайте агентства и обмене мнениями по самым разным аспектам игры и футбольной деятельности.
Немцы хотят вернуться в свою бывшую колонию в Циндао. Нет, не для возобновления пивоварения, мощности для производства которого они когда-то оставили в Китае. Германский футбольный союз открывает в этом городе футбольную базу и собирается тренировать юных китайцев по своей методике.
АНГЛИЧАНЕ СМОТРЯТ НА ВОСТОК
Не прочь отправиться в Поднебесную и английские тренеры, которых привлекают высокие гонорары за работу, к примеру, в Шанхае, где создана школьная лига с участием 280 команд. Готовность полететь туда выразили специалисты из “Манчестер Сити”, “Ливерпуля” и “Тоттенхэма”. Их планируют использовать во время работы тренировочных лагерей, которые станут регулярно проводить для детей разного возраста во всех районах города. Возглавят процесс иностранцы - им отдадут должности технического директора, главного тренера, второго тренера и тренера по работе с вратарями.
В ЧЕХИИ И ГОЛЛАНДИИ РАДЫ КИТАЙСКИМ ДЕНЬГАМ
Энергетическая компания из Китая приобрела 60 процентов клуба “Славия”. А потом пошла дальше и согласилась инвестировать десятки миллионов крон в сборную Чехии. В ответ китайцы хотели бы использовать чешский опыт подготовки резервов, навыки, знания, методику и тому подобное.
Как известно, голландский “АДО Ден Хаг” с недавних пор принадлежит пекинской компании. В конце 2015 года другие инвесторы из столицы КНР обратили свой взор на “Херенвен”, предложив владельцам этого клуба уступить его за 35 миллионов евро.
Одна из китайских корпораций, занимающаяся продажей недвижимости и владеющая футбольным клубом, привлекла к сотрудничеству роттердамскую “Спарту”. Три тренера из Голландии прибыли в Гуанчжоу для обмена опытом и проведения показательных занятий.
МЕНДЕШ ДЕРЖИТ НОС ПО ВЕТРУ
Почувствовал запах больших денег агент номер один в мире футбола - Жорже Мендеш. Совсем недавно он заключил договор с одной из китайских компаний, объединив усилия по предоставлению агентских услуг, раскрутке футболистов и использованию их имиджевых прав. Вместе с Мендешем в Китай слетал и сам Жозе Моуринью. А в Чэнду открывает свою школу Луиш Фигу.
“СОШО” ПОЛНОСТЬЮ ПРОДАН
Один известный французский автомобильный концерн расстался с “Сошо”. Он перешел под контроль компании из Поднебесной, став первым клубом в Европе, полностью принадлежащим китайцам. Сумма сделки - всего 7 миллионов евро.
УЧИТЕ ПУТУНХУА
Конечно, на путунхуа, официальном языке КНР, в футбольных лигах Западной Европы, где часть сайтов клубов не первый год ведется на китайском, полностью не заговорят. И слово “цзуцю”, каковым называют самый популярный в мире вид спорта, изобретенный несколько тысяч лет назад в… Китае, не перестанет быть совершенно чужим для европейцев. И с трибун в адрес своих игроков и судей не будут нестись “Цзяйоу”, “да сы” и “хейседе”.
Но китайская экспансия не остановится. Не прекратится, пока не будет достигнута поставленная цель. Или же не наступит ясность, что достичь ее невозможно.
Как отнестись к происходящему нам? Не думаю, что следует стоять безучастно в стороне, когда свирепствует финансовый кризис. Почему бы и нашим клубам не начать учить китайский?
Александр БОБРОВ