Газета Спорт-Экспресс № 9 (6953) от 20 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

20 января 2016

20 января 2016 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера генеральный секретарь УЕФА, один из пяти кандидатов на пост президента ФИФА, огласил свою программу. Выборы, напомним, пройдут 26 февраля.

КУРС ИНФАНТИНО: ДАЕШЬ 40 СБОРНЫХ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА!

Основные положения отдают популизмом, но к такому подходу подталкивает сама система выборов по принципу “одна федерация - один голос”. Поддержка страны, которую не каждый найдет на географической карте, весит столько же, сколько и мнение любого футбольного гиганта. Швейцарцу же, за которым стоит УЕФА, но который вышел на замену Мишелю Платини, нужно наращивать авторитет за пределами Европы.

В минувшее воскресенье Инфантино, к слову, встречался с руководителями федераций - членов Карибского футбольного союза, который в свою очередь входит в КОНКАКАФ. После этого он заявил Reuters: “Я настроен на победу. У меня есть поддержка во всем мире, и она будет расти”.

На всякий случай, Карибский союз располагает в ФИФА 25 голосами из 209 (КОНКАКАФ в целом - это 35 голосов). Значительная доля электората. Для сравнения: у Африки 54 голоса, Европы - 53, Азии - 46, Океании - 11, Южной Америки - 10.

Пройдемся по ключевым позициям программы Инфантино.

- Увеличить количество сборных - участниц финального турнира чемпионата мира с 32 до 40.

Этот пункт, очевидно, обращен как раз к конфедерациям, располагающим многочисленными голосами. За увеличение числа участников ЧМ ближе к майским выборам стал выступать, между прочим, и сам Йозеф Блаттер. С одной стороны, расширение формата обещает дополнительные прибыли: больше матчей - больше доходов, с другой - ведет к снижению соревновательного уровня и к гигантизму, с которым все труднее справиться организаторам. Впрочем, как известно, обещать не значит жениться. Формулу турнира в любом случае утверждает исполком.

- “ФИФА следует рассмотреть возможность проведения чемпионата мира не в одной или двух странах, а в целом регионе, что позволило бы сразу нескольким государствам удостоиться чести принять у себя турнир и извлечь из этого прибыль”.

В мировом масштабе это что-то новенькое! В данном случае Инфантино позаимствовал спорную идею Платини, которая будет претворяться в жизнь во время Euro-2020. Посему плюсы и минусы давно обсуждены.

Турнир теряет целостность и часть очарования, которую обеспечивает единая “тусовка”. Кроме того, некоторые страны-хозяйки могут оказаться на чужом балу, если их сборные не пробьются через сито отборочных состязаний в финальный турнир.

После ЧМ-2002 в Корее и Японии, проводивших турнир, по сути, каждая сама по себе, ФИФА отрицательно воспринимала даже тандемы. Хотя в случае ЧМ-2022 было бы даже разумно, если бы Катар поделился матчами с другими государствами Персидского залива.

Идея Инфантино дает шанс приобщиться к празднику “малым” странам, которым объективно не нужна дюжина крупных спортивных арен. А один приличный стадион найдется у подавляющего большинства. Это и решение вопроса при раздувании формата соревнований.

- Предложение о “значительном расширении программ помощи” особенно понравится федерациям развивающихся государств, в которых строительство офиса национальной федерации футбола или укладка парочки футбольных полей - это не обыденность, а событие с большой буквы. Конкретно Инфантино предлагает выделять на проекты развития и текущую деятельность каждой федерации по 5 миллионов долларов за четырехлетие против 2,05 миллиона в период с 2011 по 2014 год, а также еще миллион, если потребуется, на транспортные расходы. Дополнительно предусматривается предоставить в том же цикле по 40 миллионов долларов континентальным конфедерациям. При этом Азия, Африка и Карибы с Центральной Америкой могут попросить еще по 4 миллиона на организацию юношеских турниров. Комментарии излишни.

- Провести широкие дебаты по вопросу об использовании современных технологий.

В этом месте Инфантино расходится со своим бывшим боссом Платини, который почему-то занимал ретроградскую позицию и, в частности, блокировал применение в Лиге чемпионов устройств, позволяющих фиксировать взятие ворот. Но прогресс не остановить, и принцип “демократичности” в данном случае ни при чем. Если кто-то не может позволить себе использование технологий, значит, пусть пока обходится без них. В теннисе или волейболе они ведь применяются только на высоком уровне, а не на городских соревнованиях. Так ведь и ставки разные.

- Создать из известных ветеранов “команду легенд ФИФА”, которая проводила бы в различных местах матчи с целью популяризации футбола, продвижения социальных проектов и сбора благотворительных средств.

Не самое главное, но свежее предложение, опять-таки привлекательное для развивающегося мира.

- Восстановить доверие, провести структурные реформы, сделать ФИФА “финансово прозрачной”.

В условиях, когда Блаттер и Платини отстранены от деятельности в футболе на восемь лет за выплаты без контракта, когда санкциям подверглись другие высокопоставленные деятели ФИФА и ведется расследование махинаций с телевизионными правами в Новом Свете, все это идет как обязательная программа. Ограничение сроков пребывания на президентском посту и в исполкоме тоже из разряда преодоления последствий “проклятого прошлого”.

Как бы у нас ни симпатизировали Блаттеру, которому в марте исполнится восемьдесят (!), “могучий старик” у руля засиделся.

Александр ПРОСВЕТОВ