Газета Спорт-Экспресс № 3 (6947) от 13 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

13 января 2016

13 января 2016 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Звездный новичок краснодарского клуба, в понедельник подписавший с ним контракт на 2,5 года, рассказал “СЭ”, почему считает Юргена Клоппа вторым отцом, какие русские слова уже выучил и до каких высот намерен добраться в России.

Фелипе САНТАНА: “БУДУ СЧАСТЛИВ, ЕСЛИ ПРЕДЛОЖАТ РУССКИЙ ПАСПОРТ”

“Кубань” заполучила не только титулованного футболиста, но и настоящего полиглота. Помимо португальского перешедший из “Шальке” Сантана знает немецкий и английский. Сперва бразилец думал, что я буду вести беседу на родном для него языке, но за секунду переключился: “Noproblem!”

По ходу интервью (оно состоялось после его первой тренировки с новой командой) доброжелательный Фелипе часто посмеивался и с улыбкой вспоминал золотые времена в Дортмунде. Впрочем, даже интернет знает, что у Сантаны всегда хорошее настроение: наберите в поисковике фамилию бразильца, откройте его фотографии и убедитесь, что новобранец “Кубани” улыбается не хуже Чеширского кота. Уже на первый вопрос Сантана ответил, хихикая.

- Фелипе, вы - центральный защитник. Но в первых трех матчах за “Боруссию” забили три гола. Никогда не хотели стать нападающим?

- (Смеется.) Никогда. Хотя, конечно, в Бразилии с малолетства учат забивать голы - отцы видят своих детей только форвардами. В моем случае было примерно так же, но довольно рано я понял, что предпочитаю играть сзади. В Бразилии (Сантана начинал карьеру в “Фигейренсе”. - Прим. “СЭ”) меня время от времени ставили в опорную зону, а в Дортмунде я несколько матчей провел на правом фланге обороны. Люблю играть в центре защиты, но если тренер отправит меня на другую позицию, то повинуюсь. Даже если придется играть в нападении.

- Ваш гол в добавленное время матча против “Малаги” в 1/4 финала Лиги чемпионов принес “Боруссии” победу. Помните, что творилось в раздевалке после финального свистка?

- Разумеется. Это был самый важный гол в карьере: мы проигрывали 1:2, но на последних минутах забили два мяча и вышли в полуфинал, а затем добрались до решающего матча… В тот момент мы не верили, что победили. Ни у кого не было слов, даже у Клоппа. Мы сидели в раздевалке, онемевшие от успеха. Да что там! Даже сейчас, когда я пересматриваю тот гол, я не верю, что это было на самом деле. Это было незабываемо и невероятно!

- Вся Европа знает, что Клопп обожает веселиться. Как он подшучивал над вами?

- (Улыбается.) Это правда, он забавный парень. Помню, после нашей первой победы в чемпионате Германии (в 2011 году. - Прим. “СЭ”) на поле творилось сумасшествие. Клопп бегал как ненормальный с огромным бокалом пива и обливал всех, кто ему попадется на глаза. А футболисты от него пытались убежать.

- После ухода из “Боруссии” в 2013 году, вскоре после проигранного “Баварии” финала Лиги чемпионов, вы назвали Клоппа вторым отцом. Почему?

- Клопп - один из важнейших людей в моей жизни. Дортмунд был первым большим городом в моей карьере, “Боруссия” - первым большим клубом. Но Юрген помог мне освоиться в новой стране и даже помогал в изучении немецкого языка. Так что для меня он дважды учитель.

- “Шальке” - злейший враг “Боруссии”. Сталкивались ли вы с угрозами болельщиков в связи с переездом в Гельзенкирхен?

- Нет, никаких проблем не было, потому что болельщики “Боруссии” всегда очень хорошо ко мне относились.

- Занятно, что вы так и не сыграли против “Боруссии” в бундеслиге. Просто совпадение?

- Да, это может показаться странным, но причина проста - травмы. В “Шальке” я дважды выбывал из строя на длительный срок, поэтому в Гельзенкирхене у меня не сложилось. Я благодарен “Шальке” за шанс, который они мне предоставили, но, увы, мой прогресс замедлился из-за травм. Что касается “Боруссии”, то с ней, надеюсь, я еще успею сыграть за “Кубань” - в Лиге Европы или в Лиге чемпионов.

- Этой зимой вы сделали крутой поворот в карьере. Как много у вас было предложений?

Очень много. Ко мне проявляли интерес клубы из Испании и Италии, были предложения из Бразилии, Турции, но меня подкупил проект, который заново запускается в Краснодаре, и то профессиональное и человеческое отношение, с которым я столкнулся со стороны “Кубани”. Алексей, представляющий интересы “Кубани” (глава агентства стратегического консалтинга и трансферных решений Алексей Зинин. - Прим. “СЭ”) был очень настойчив и убедителен. А руководство клуба постоянно подчеркивало, как меня ждут в Краснодаре. Также определенную роль сыграло то, что клуб настаивал на контракте в 2,5 года. Это значит, что люди думают не только о решении сиюминутных задач, они смотрят вперед, строят команду на длительной основе.

Кроме того, мне 29 лет. О футболе Испании и Италии я наслышан, а российский чемпионат - это вызов. Мне хотелось успеть попробовать что-то новое. Да, турнирное положение у клуба сложное, но я не боюсь сложностей, даже снег мне нравится. Я приехал помочь. Надеюсь, мы исправим эту ситуацию, останемся в премьер-лиге и в следующем сезоне будем решать другие задачи. Пока мне все нравится: и игроки, и работники клуба, и организация дел. Хочу сказать всем слова благодарности за радужный прием.

- Какие слова на русском уже выучили?

- Я знаю три слова, самых важных слова: “спасибо”, “налево” и “направо” (улыбается). Но я здесь всего пару дней, поэтому обещаю, что в следующий раз, когда мы будем беседовать, я буду знать уже минимум десять слов (улыбается).

- Что обычный бразилец знает о России?

- Мало что. Это большая, холодная страна, в которой живут дружелюбные, удивительные люди. Я хочу узнать больше о вашей культуре. В России играл всего раз - давно, еще за “Боруссию”, в товарищеском матче. Но мне даже нравится, что все в новинку. Будто в другую школу перешел.

- Каких-то русских футболистов вы знаете?

- А! Конечно, я знаю об Аршавине. Хорошо помню Павлюченко - прекрасный нападающий, который много забивал за “Тоттенхэм”. Правда, я пока с ним не общался. Кто еще?.. (Пауза.) Мы уже живо общаемся с парнями, но, честно говоря, за полтора дня мне сложно запомнить имена всех российских футболистов. У них фамилии похожи - заканчиваются на “енко”. Это забавно (улыбается). Но дайте мне два-три месяца, и я назову вам сотню российских игроков!

- Раз уж вы сами упомянули Павлюченко… Известно, что по наследству от старого руководства новому менеджменту “Кубани” достались определенные финансовые сложности, существуют долги перед отдельными игроками. Вам давали какие-нибудь гарантии при подписании контракта?

Конечно. Я знаю, что у клуба были финансовые сложности, никто этого от моих представителей не скрывал, но мы говорили о будущем. Сейчас моя голова занята исключительно футболом. Остальное - не моя проблема.

Ваш партнер по “Шальке” Роман Нойштедтер что-нибудь рассказывал вам о России?

- К сожалению, мы не успели с ним об этом поговорить, потому что “Шальке” улетел на сборы в Америку.

- Вы знаете, что он скоро должен получить российский паспорт?

- Знаю. Мы в клубе спрашивали его об этом, но он все время отвечал, что новостей пока нет. Надеюсь, его позовут в сборную России. Для него это будет замечательно.

- А как насчет вас? У вас есть немецкое гражданство?

- Нет. Но я рассчитываю в ближайшее время его получить. Пока вопрос не решен.

- Значит, вы еще можете получить паспорт другой страны! А в сборной России как раз проблемы с центральными защитниками. Представьте: завтра вам предлагают российское гражданство и место в национальной команде. Согласитесь?

Сейчас мне некорректно говорить о приглашении в сборную России, это право надо заслужить. Но если бы все получилось, было бы прекрасно! Не задумываясь бы согласился! Вчера мы, кстати, об этом разговаривали в клубе, но не всерьез. Если предложат гражданство России, я буду счастлив.

И если не возражаете, хочу передать привет всем любителям российского футбола и особенно болельщикам “Кубани”. И мне, как бразильцу, очень хочется на лицах россиян в 2016 году видеть как можно больше улыбок.

Егор ЧЕРНОВ

“СЭ” благодарит менеджера агентства стратегического консалтинга и трансферных решений Никиту Гусева за помощь в организации этого интервью.