Газета Спорт-Экспресс № 2 (6946) от 12 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
БАСКЕТБОЛ
НБА. Регулярный чемпионат
ЧТО ЖДЕТ МОЗГОВА В “КЛИВЛЕНДЕ”?
Тимур РУСТАМОВ
В канун Нового года, 28 декабря, главный тренер “Кливленда” Дэвид Блатт преподнес Тимофею Мозгову “подарочек”, выведя россиянина из стартовой пятерки. А ведь Мозгов был ее неотъемлемым элементом на протяжении 90 матчей, с 11 января 2015-го. Однако в нынешнем сезоне россиянин никак не мог найти себя.
НОВАЯ РОЛЬ
Полностью восстановиться от летней операции на колене Мозгов к старту регулярки не успел и набирал форму по ходу пьесы. Разыгрывать ее “Кливленду” поначалу приходилось без двух ключевых членов труппы, одним из которых был Кайри Ирвинг. Заменившие его Деллаведова и Уильямс в созидании для партнеров куда менее искусны. Да и Леброну Джеймсу на дебютном отрезке сезона нередко приходилось думать о сиюминутном результате, закрыв глаза на баланс в нападении. А ведь эффективность россиянина напрямую зависит от того, насколько охотно и эффективно заигрывают его партнеры.
К тому же в мае-июне, когда Мозгов выглядел для “Всадников” незаменимой фигурой, кусочек сцены ему уступил травмировавшийся уже в первом раунде плей-офф Кевин Лав. После выздоровления Лав утвердился в качестве одного из лидеров “Кавальерс” и с отрывом является первой атакующей опцией среди “больших”. Словом, Мозгову, по сути, пришлось вживаться в новую роль. На фоне беспокоящего колена получалось не очень.
Все это привело к сокращению игрового времени Тимофея с 26 минут за матч в предыдущем сезоне до 18 в нынешнем. Естественно, от этого пострадала и вся статистика. Впрочем, несмотря на явное несоответствие стандартам, которые Мозгов сам же и задал своей игрой в прошлом сезоне, Блатт не торопился с рокировкой центровых. Но после “минус 29” от “Портленда” рулевой “Кливленда” все же пошел на перемены.
Причем в пользу кандидатуры Томпсона наверняка говорило не только желание встряхнуть команду. После того как 24-летний “большой” договорился с “Кливлендом” о новом 82-миллионном контракте на 5 лет, он стал едва ли не самым высокооплачиваемым резервистом НБА. Само собой, Блатт испытывал в связи с этим давление, то и дело отвечая на вопросы о целесообразности пребывания в запасе человека, который зарабатывает больше 16 миллионов долларов за сезон.
ЯНВАРСКИЙ КРИЗИС
В общем, Блатт пошел на перестановку, и пока оснований для критики его решения не видно. В ночь на понедельник “Кливленд” провел седьмой матч с Томпсоном в “старте” и одержал седьмую же победу. При этом для Мозгова кардинально ничего не поменялось. Его конкурент и до этого выступал заметно больше, к тому же проводя на паркете все решающие моменты. Конечно, статус игрока стартовой пятерки помогал Тимофею психологически, однако проблема явно не в том, появляется россиянин с первых секунд встречи или нет.
К примеру, 8 января против “Миннесоты” он провел один из лучших матчей сезона, выйдя со скамейки на 24 минуты и добавив к 7 очкам 9 подборов и 2 блок-шота. Кроме того, в роли резервиста он принял участие в заключительной четверти уже 5 раз, тогда как в качестве игрока основы в этом сезоне делал это всего трижды. В общем, вопрос в стабильности и уверенности в себе. Прошлой весной с этим был полный порядок, а сейчас, похоже, наступил кризис.
БУХГАЛТЕРСКИЕ РЕЗОНЫ
Как бы то ни было, для других клубов перевод Мозгова в запас - это четкий сигнал. Россиянин утратил позиции в командной иерархии, а значит - стал доступнее. По сообщениям американских СМИ, в офис “Кавальерс” уже поступали звонки от претендентов на услуги уроженца Санкт-Петербурга. И это весьма логично, ведь не только в России верят, что в минувшем плей-офф Тимофей лишь приоткрыл свой потенциал, а не прыгнул выше головы. Вот клубы и пробуют выудить со скамейки “Кливленда” парня, которому летом прочили билет на звездный уик-энд. И в НБА точно есть команды, где россиянин сможет оперативно влиться в “старт” и начать штамповать дабл-даблы.
Однако по инсайдерской информации, пока “Всадники” далеки от серьезных мыслей о сделке. В клубе понимают, что Мозгов - ценный кадр. Хотя бы в самом буквальном смысле: год назад за него выложили два права на выбор в первом раунде драфта. Впрочем, этим значимость россиянина, естественно, не ограничивается. Помимо Томпсона и Мозгова позицию центрового в “Кливленде” сейчас закрывает Лав. Теоретически это также могут делать Андерсон Варежао и Александр Каун. Однако россиянин в НБА пока сыграл всего 37 минут, а бразилец за последние 9 матчей ступил на паркет лишь дважды, и оба раза при разнице больше 20 очков.
В общем, если команда метит в чемпионы, делать ставку на глубокий российско-бразильский резерв несколько безрассудно. На фоне эпидемии травм, обрушившейся на “Кливленд” в минувшем плей-офф, - и подавно. Так что Мозгов нужен “Всадникам” даже на скамейке как минимум в качестве готового ответа на потенциальные трудности при обороне собственного кольца. Ведь когда Тимофей на площадке, соперники по-прежнему теряются в трехсекундной “Кавальерс”, реализуя лишь 45 процентов бросков с ближней дистанции.
Аргументом в пользу обмена Мозгова пока может служить разве что бухгалтерия. Контракт россиянина истекает ближайшим летом, и даже если допустить худший сценарий, при котором Тимофей продолжит играть в нынешнем темпе, летом его услуги наверняка будут стоить существенно дороже, чем сейчас. Увязшим в восьмизначных контрактах “Всадникам” россиянин может оказаться не по карману, и тогда он достанется другому клубу как свободный агент.
Риск потерять Мозгова без всякой компенсации - главный стимул для боссов “Кавальерс” к совершению сделки. Однако желание бороться за титул диктует обратную необходимость. Словом, пока что сценарий с обменом нашего центрового выглядит не слишком реалистично. Хотя если россиянин не выйдет из игровой стагнации, вторую половину сезона он может провести в другом клубе. Напомним, трансферный рынок в НБА открыт до 18 февраля.