Газета Спорт-Экспресс № 6902 (251) от 9 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

9 ноября 2015

9 ноября 2015 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

CUP OF CHINA

Тамара МОСКВИНА: “ПОБЕДА В ПЕКИНЕ - ЛИШЬ ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА”

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Пекина

Тренера победителей мне пришлось ловить в экстренном режиме: сразу после проката подопечных Москвина ушла в отель, а рано утром должна была вылетать в Питер. Но несколько минут для того, чтобы ответить на вопросы, она нашла.

- Чем дольше я наблюдаю за выступлениями Юко Кавагути и Александра Смирнова, тем чаще прихожу к выводу, что в эту пару вы без остатка вложили весь свой тренерский талант и все свои знания.

- Наверное, так неправильно говорить. В каждую свою пару я вкладывала все, что умею. Просто возможно сейчас умею больше.

- Разве предыдущие ваши ученики не были более талантливыми?

- Что вы, конечно, нет. Далеко не все из них. Такого вообще не бывает в тренерской карьере, чтобы все оказывались одинаково талантливы. Возможно, такое ощущение складывается, когда видишь конечный результат, но изначально все разные и все требуют различного подхода.

- Мне все-таки кажется, что такой тяжелой работы, как та, что вы проделали с Юко и Сашей за время своего сотрудничества с ними, трудно себе представить.

- С этим соглашусь. Особенно тяжело было тогда, когда начались травмы. Сначала у Юко, потом у Саши.

- От ваших спортсменов ведь кроме всего прочего постоянно ждали, что они закончат кататься, сдадутся, уйдут.

- А что изменилось сейчас? Подумаешь, один выигрыш на этапе “Гран-при”!

- Вы считаете, что победа в Пекине над китайцами - это из разряда “подумаешь!”?

- Пока это лишь первая ласточка. Будем надеяться, не последняя.

- То, что Кавагути/Смирнову не удалось реализовать в произвольном прокате максимальный вариант возможной сложности, вас хоть немножечко огорчило?

- То, что им сняли уровень на тодесе и подкрутке, - это не ошибки, тут расстраиваться нет причины. Это значит, что ребята просто выполнили не все требования. Ошибка была всего одна - во втором выбросе, где Юко приземлилась на две ноги.

- Как объяснить обычному зрителю, не владеющему тонкостями судейства, за что был понижен уровень в прекрасно выполненном тодесе?

- В правилах написано: когда партнер принял положение циркуля, то есть одна нога стоит на зубце, а вторая двигается вокруг, ягодица и нижняя поверхность бедра его опорной ноги должна находиться под углом 90 градусов к поверхности льда, в то время как голова партнерши должна находиться ниже колена ее опорной ноги. Как только спортсмены примут это положение, начинается отсчет оборотов партнерши вокруг партнера. Этих оборотов должно быть три. А кроме всего перечисленного должен быть сложный заход на элемент.

- А недоработали-то ваши спортсмены в тодесе головой или, простите, ягодицей?

- В том-то и дело, что не знаю - такие вещи зачастую видны только с судейских позиций. Я же стояла у борта и загибала пальцы - считала обороты. Мне показалось, что с тодесом все было в порядке. Возможно, ошибаюсь, и судьи действительно нашли, к чему придраться.

- Вы же наверняка смотрели выступление Венцзинь Сюй/Цунь Ханя, которые катались сразу после ваших спортсменов?

- Конечно, смотрела.

- О чем думали в тот момент, когда на экране показывали технические оценки китайской пары по ходу катания?

- Я обычно вообще не смотрю в этот угол экрана. Во-первых, это отвлекает от того, как люди катаются, во-вторых, не вижу смысла обращать внимания на оценки до тех пор, пока они не “спустятся” или не поднимутся до окончательной величины. И потом уже воспринимаю результат как данность. Расстраиваться, если вдруг что-то не получается, тоже не вижу смысла. Ну, стали бы мы, допустим, вторыми или третьими. Это означало бы лишь то, что соперники катались лучше.

- Насколько велика разница между тренировочными и соревновательными попытками второго четверного выброса?

- Выброс сальхов Юко делает вполне уверенно. А вот риттбергер пока идет у нас не настолько хорошо. В тренировках в том числе.

- Зачем же вы торопитесь включить неуверенный элемент в программу?

- Если не делать этот выброс в соревнованиях, становится сложно понять, какие проблемы возникают в стрессовой обстановке, как нужно работать, чтобы этих проблем избежать, как добиться чистого выезда.

- Есть какой-то срок, после которого элемент становится относительно стабильным?

- Это никогда невозможно предсказать. Качество катания всегда зависит от множества вещей. От самочувствия, от настроения, от акклиматизации...

- Ваши спортсмены до сих пор светятся счастьем, у вас же вид стратега, который не может себе позволить предаваться радости, поскольку уже обдумывает следующий шаг. Каким этот шаг будет?

- У нас уже все давно запланировано: будет выступление на московском этапе.

- Что-то менять в программе вы в оставшееся время будете?

- Кардинально нет. По-крупному уже ничего не поменяешь и число элементов не увеличишь. Но какие-то поправки, разумеется, сделаем. Постараемся довести тодес до четвертого уровня, например.

- Мне всегда казалось, что вы не сторонница того, чтобы оставлять произвольные программы на второй сезон, если есть возможность сделать новую постановку. В этом сезоне оставили. Понимаю, что это было сделано неспроста, но не боялись, что мера может себя не оправдать?

- Этого никогда нельзя спрогнозировать. В нашем случае я просто не видела никакого другого выхода: первостепенной задачей было ввести в программу два четверных выброса, а новую программу всегда приходится достаточно долго вкатывать. Мы могли просто не успеть решить обе задачи. А если бы не пошли на усложнения, то как бы сейчас боролись с теми, кто прыгает два тройных прыжка, например?

- У ваших спортсменов остался резерв, куда может быть сделан следующий шаг в плане сложности?

- Это малореально. По правилам мы не можем делать больше выбросов или больше прыжков - количество строго регламентировано. Плюс тодес, вращение и три поддержки - это все.

- Грубо говоря, вы создали технический скелет программы и теперь будете над ним работать, наращивая “мясо”?

- Именно. Сами по себе сложные элементы ничего не решают. Они должны быть выполнены чисто и на хорошей скорости. Вот и весь секрет.