Газета Спорт-Экспресс № 249 (6900) от 6 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
CUPOFCHINA
Сегодня в Пекине стартует третий этап чемпионской серии, в которой публика увидит возвращение Мао Асады, шесть четверных прыжков Бояна Цзиня и получит первых финалистов “Гран-при”.
ИГРА С ОГНЕМ
За день до начала китайского турнира выдающийся российский тренер Алексей Мишин сказал мне по телефону:
- Сами знаете, какое значение я всегда придавал сложным прыжкам. Если какой-то спортсмен окажется в состоянии прыгнуть в одной программе пять четверных прыжков, одним этим он заработает порядка шестидесяти баллов. И дальше может позволить себе кататься любым “крючком” - все равно будет иметь колоссальное преимущество. А китаец, замечу - не “крючок”. У него все в полном порядке не только с прыжками, но и с катанием тоже.
Ни разу еще не выходивший в силу своего возраста на серьезный взрослый уровень Боян Цзинь - безусловно, серьезная приманка для зрителей. Немногие, думаю, рискнут поставить на китайца, как на фаворита, но шесть четверных прыжков в двух программах мир пока еще не видел. Боян успешно освоил один из наиболее сложных по технике элементов - четверной лутц. Этот прыжок в свое время пробовал реализовать на льду один из лучших прыгунов мира, олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко, но так и не сумел добиться относительно стабильного исполнения.
Первым, впрочем, в этом начинании был не он, а сразу два ученика украинского тренера Валентина Николаева: Василий Еременко показывал четверной лутц, флип и тулуп на юниорском первенстве мира-1991, а Евгений Плюта в начале 90-х был первым, кто успешно выполнил лутц на взрослом турнире в Оберстдорфе. Правда, с другими прыжками фигуристу там справиться не удалось - лутц съел все физические и нервные резервы.
Как справится со своей задачей 18-летний китаец, увидеть только предстоит. Хотя в соперниках у него гораздо более интересный для многих спортсмен - действующий чемпион Европы и мира Хавьер Фернандес.
Почему-то принято считать, что победа испанца на последнем мировом первенстве сложилась случайно: мол, в Шанхае не было трехкратного чемпиона мира Патрика Чана, да и олимпийский чемпион Юдзуру Ханю так толком и не оправился после тяжелейшего сотрясения мозга, полученного прошлой осенью как раз на этапе “Гран-при” в Китае. Но с этим можно и не согласиться. По мнению Хавьера, его подготовкой занимается лучший в мире тренерский коллектив и лучшие в мире хореографы. Да и с умением бороться у него все в порядке. Нынешний старт - прекрасная возможность увидеть Фернандеса в новом статусе и с новыми программами, и вряд ли это будет хуже, чем год назад.
Назвать фаворитом женского турнира Елену Радионову мешает лишь одна причина: ее постоянный тренер Инна Гончаренко за несколько дней до вылета в Китай внезапно почувствовала себя плохо и была госпитализирована. В Пекине фигуристке, скорее всего, придется кататься под опекой другого специалиста. А это - дополнительный стресс, который на фоне достаточно высокой ответственности и прямого соперничества ни с кем- нибудь, а с самой Асадой может не позволить Радионовой показать свой реальный уровень.
Парное катание в российском исполнении - это еще и тренерская дуэль легендарной Тамары Москвиной с ее бывшим и самым знаменитым учеником, двукратным олимпийским чемпионом Артуром Дмитриевым. Юко Кавагути/Александр Смирнов намерены показать старую произвольную программу “Манфред” с новым техническим “наполнением”. То, что в этой программе планируется выполнить сразу два четверных выброса, явление по-своему уникальное: пока это не удавалось ни одной российской паре.
Кристина Астахова и Алексей Рогонов, с которыми работает Дмитриев, достаточно неудачно начали серию “Гран-при” - остались седьмыми на турнире SkateAmerica и соответственно не получили зачетных очков.
Но как раз это снимает со спортсменов определенную долю стресса (уже нечего терять), а само выступление можно рассматривать как этап подготовки к декабрьскому чемпионату страны, где пойдет битва за места в национальной команде. С Кавагути/Смирновым в том числе.
Танцы же будут первым видом, где спортсмены начнут соревноваться уже ранним утром пятницы, если брать московское время. По поводу новых постановок Елены Ильиных/Руслана Жиганшина ведутся нескончаемые дискуссии в интернете, и это нормально: именно этот дуэт по итогам всего прошлого сезона был в России сильнейшим, выиграл чемпионат страны, а с чемпионов - особый спрос.
Танцорам, на мой субъективный взгляд, придется несколько сложнее, чем любым их соперникам: с постановочной точки зрения произвольный танец Ильиных и Жиганшина “Фрида” очень необычен и сложен: в нем множество мелких движений, интересных перестроений, актерской игры - то есть всего того, что способно превратить спортивную программу в выдающееся произведение искусства.
В то же самое время такие программы требуют абсолютной технической чистоты и четкости, иначе очень легко скатиться в неряшливую суету, и все составляющие танца, которые могли бы стать плюсами, тут же превратятся в громадный минус. Своего рода игра с огнем - ничуть не менее рискованная, чем у Кавагути/Смирнова с двумя четверными выбросами или Бояна Цзиня с шестью четверными прыжками.
Но если она окажется успешной, это будет означать, что российский дуэт сможет соперничать в этом сезоне с кем угодно. Собственно как раз это, а отнюдь не итоговое место будет иметь для россиян смысл в Пекине.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Расписание турнира (время - московское)
6 ноября, пятница
10.30Танцы. Короткий танец.
12.00 Женщины. Короткая программа.
14.00 Мужчины. Короткая программа.
16.00 Пары. Короткая программа.
7 ноября, суббота
10.00 Танцы. Произвольный танец.
11.35 Женщины. Произвольная программа.
13.45 Мужчины. Произвольная программа.
16.00 Пары. Произвольная программа.