Газета Спорт-Экспресс № 223 (6874) от 6 октября 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ХОККЕЙ
КХЛ. Регулярный чемпионат
Вчера главный тренер “Йокерита” заявил, что считает судейство в КХЛ предвзятым. “Судьи находятся на “подкормке” у топ-клубов. ЦСКА направляет судейство в ту сторону, в которую ему удобно, а нам никакого внимания не уделяется”, - высказался наставник “шутов” после матча его команды с московскими армейцами. “СЭ” вник в суть проблемы и разобрался, насколько слова Вестерлунда соответствуют действительности.
ВЕСТЕРЛУНД: ПРАВ И НЕ ПРАВ
Марат САФИН
Судейские скандалы в любом виде спорта всегда возникают по очень серьезным поводам. Судьбоносная ошибка - и тренер готов удавить судью прямо на площадке. Тем более если это решающий момент матча на вылет, когда на кону стоит годовая работа или четырехлетний цикл подготовки. А может, и вся карьера, вся тяжелая тренерская жизнь.
В матче “Йокерит” - ЦСКА, после которого Эркка Вестерлунд произнес довольно громкую реплику об арбитрах, никаких судьбоносных ошибок не было. Про “подкормку у топ-клубов” было сказано финской газете, пишущей на шведском языке. Причем пока даже неизвестно, когда наставник финнов это сказал: непосредственно на пресс-конференции или после нее. Неясен даже тон: то ли у него зашкалили эмоции от негодования, то ли он пошутил и посмеялся с коллегами, о чем косвенно свидетельствует его завершающая фраза о том, что судьи вместо разъяснений давали друг другу “пять”.
Последними, судя по всему, посмеялись наши скандинавские коллеги, взяв да и опубликовав шуточку заслуженного тренера Финляндии. Из-за чего, судя по всему, “Йокерит” будет платить штраф. Поскольку с первого же сезона КХЛ в регламенте фигурирует пункт, запрещающий клубам комментировать любые действия судей в течение 24 часов после окончания матча.
Вряд ли Эркка решил бить во все колокола. Скорее, как человек старой формации, он мог не понимать истинной силы сказанных слов. Мол, опубликуют в местной газетенке, и дальше Хельсинки обозначенная проблема никуда не уйдет. Но доинтернетные времена, когда лучшие представители российских СМИ безнаказанно публиковали интервью с зарубежными звездами спорта, кино и эстрады, которые были лишь плодом их яркого воображения и богатого художественного слова, давно позади. Новостные службы ведущих сайтов, в том числе, конечно, и спортивных, мониторят нынче все и вся.
Что, собственно, произошло в матче? Что могло вызвать такую реакцию? Из 16 штрафных минут “Йокерита” против 8 армейских 6 были обоюдными. Остается 10, то есть пять двухминутных штрафов. Все они были наложены подряд. Судить по старинке, когда у одной команды вдруг сыпались удаления и у другой они нарочито выискивались, чтобы чуть-чуть подравнять игру, арбитрам нынче строго-настрого запрещено. Более того, если команда, играющая вчетвером, снова явно фолит, прощать ее, чтобы не убивать окончательно, оставляя втроем, также нельзя.
При детальном анализе все пять удалений финнов выглядят практически бесспорными. Не пытались оспорить нарушения или хотя бы выразить возмущение для проформы и игроки “Йокерита”. И ни одно из этих удалений не привело к взятию ворот.
Выискивать штрафы у ЦСКА судьи не стали. Что касается разъяснений, на отсутствие которых жаловался Вестерлунд, то арбитр, обслуживающий матч, может подъехать к тренеру только в экстренном случае. Например, когда его решение непосредственно влияет на ход игры. Нет такого пункта правил, при котором арбитр обязан подъезжать к скамейке каждый раз, когда его просит тренер. В конце концов, если подъезжать каждый раз, после любого удаления или не наложенного штрафа, - матч может длиться не два с половиной часа, а все пять.
Недовольство “Йокерита” судейством зародилось в прошлом плей-офф, когда арбитр ошибочно удалил до конца игры Осси Вянянена. Николай Прохоркин артистично изобразил тяжелое сотрясение мозга, вызвав ехидную улыбку Дмитрия Квартальнова. ЦСКА в пятиминутном большинстве забил дважды и выиграл первую игру серии, после которой “Йокерит” уже не смог найти себя. Да, одна игра - не четыре, и ситуацию при желании вполне можно было спасти, но неудовлетворение, вылившееся в итоге в громкую воскресную фразу Вестерлунда и полную его поддержку Яри Курри, крепло день ото дня.
Про “подкормку” судей топ-клубами и речи быть не может. Хоккейный мир узок, и случись такой факт, он довольно быстро всплыл бы на поверхность. Может быть, не был опубликован для широкой общественности, но в кулуарах так или иначе о нем бы знали очень многие. Но то, что судьи ошибаются, - не секрет ни для кого. И как часто они ошибаются, зависит от уровня их подготовки и спортивной формы.
Арбитр в хоккее - почти такой же спортсмен, как и сам хоккеист. Его тоже нужно тренировать, разбирать с ним теорию и требовать положительный результат на практике. Ошибки арбитров были, есть и будут, но планомерной методической работой их можно свести к минимуму.
В судейском департаменте КХЛ в прошлом сезоне произошли серьезные реформы, касающиеся как управления и назначений арбитров, так и оценки их работы. Занимавший должность начальника Департамента судейства Александр Поляков теперь возглавляет академию судей и влиять на процессы, как раньше, не может. Владимир Плющев, безусловно, известный тренер, но не судья. Он может контролировать арбитров, но не корректировать их работу. К тому же сами судьи вроде бы относятся к нему с уважением, но не считают до конца “своим”.
Налицо назревающий кризис в управлении. Ко всему прочему закончили судейскую карьеру опытные арбитры Александр Черенков и Сергей Карабанов, отправился в финскую федерацию рулить судьями-соотечественниками Юри Рённ. На смену ему пришли молодые ребята из Высшей лиги, чей уровень пока далек от совершенства. Да и судейство финна Анти Бомана идеальным пока не назовешь.
Кроме того, судейские пожары раньше тушил сам Поляков, объясняя всем страждущим СМИ и, как следствие, широкой публике о правильности или ошибочности решений своих подопечных. Сейчас он лишен функции спикера, а главный арбитр Плющев, даже если ему позволят руководители лиги, не сможет столь же скрупулезно объяснить нюансы правил и их трактовки в том или ином эпизоде. Потому что никогда не был судьей.