Газета Спорт-Экспресс № 201 (6852) от 10 сентября 2015 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

10 сентября 2015

10 сентября 2015 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

Студенты художественных вузов начинают разрабатывать талисман ЧМ-2018.

“БУДЬТЕ МАРАДОНОЙ В ДИЗАЙНЕ!”

До мирового чемпионата в России меньше трех лет. Турниру уже нужна главная игрушка. Ее ждут дети, рекламщики и производители сувениров. Оргкомитет чемпионата мира-2018 запускает самый важный этап в разработке талисмана: студенты 57 художественных вузов России 15 сентября смогут зарегистрироваться на специальном сайте, получить техническое задание и в течение двух месяцев нарисовать эскизы. Для этого они должны выбрать одного из десяти персонажей, определенных майским интернет-голосованием, в котором приняли участие более 50 тысяч болельщиков. В список вошли инопланетянин, богатырь, космонавт, волк, кот, дальневосточный леопард, медведь, жар-птица, робот и амурский тигр. Кстати, именно за тигра тогда проголосовал герой недели Артем Дзюба.

Первым талисманом в истории был лев Вилли на чемпионате мира-1966 в Англии. Сейчас важную художественную задачу впервые задали непрофессионалам. Эскизы могут разрабатывать только действующие студенты, для которых в Москве был организован круглый стол с представителем ФИФА и ведущими дизайнерами России.

“Профессиональное сообщество набросилось бы на эту работу и разорвало ее в своей конкурентной среде, как акулы, - заметил, обращаясь к студентам, преподаватель британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов. - А вот кто вы? Акулы, пираньи или, может быть, планктон? Мы вас не знаем, но уверены, что страна богата талантами. Будьте Марадоной в дизайне! Если надо - забейте рукой, сделайте не так, как принято, но пусть многомиллионная аудитория скажет, что вы достойны. Нарисуйте счастье!”

Дэвид Фаулер из маркетингового департамента ФИФА несколько раз повторил, что целевая аудитория в работе над талисманом - дети от 6 до 16 лет, но персонаж должен нравиться и их родителям. Он должен быть мужского пола, выражать благородство, веселье, целеустремленность и честность, соблюдать дресс-код, то есть носить шорты и футболку, и быть выдержан в цветах официального логотипа чемпионата мира-2018.

Студентам-художникам предстоит придумать таких персонажей, которые могут быть анимированы, помещены на носители разных масштабов - от значка до целого здания, были бы удобны для использования в рекламе и соцсетях. Талисман должен “жить” не только на белом холсте, но и в городской среде, а также внутри стадиона в виде ростовой куклы.

Студентов предостерегли от стремления придумать героев с идеальными пропорциями, как у талисманов Олимпиады в Сочи. Лучше ориентироваться на Мишку Олимпиады-80 с его длинноватыми ушами и лишним весом или Чебурашку, который стал символом российских олимпийцев в Турине.

“Чебурашка по большому счету уродец, - заявил знаменитый дизайнер Игорь Лутц. - По параметрам 90-60-90 он никуда не проходит, но с ним хочется дружить”. Талисману требуется харизма, за ним должна быть видна история.

“Если это космонавт, то будет интересно узнать, как он оказался на футбольном поле”, - сказал графический дизайнер Михаил Губергриц, а его коллега, культовый художник-график Игорь Гурович заметил:

- Дело не в персонажах. Космонавтом вполне может быть у вас и кот. Это история не про зверюшку и даже не про футбол. Ценность талисмана должна быть многоуровневой, он должен рассказывать про нашу страну: весела она или нет, симпатична ли, двигается или стоит на месте. Пока вы не придумаете его характер - даже не садитесь работать.

Дизайнеры-профессионалы посоветовали студентам-художникам, среди которых в абсолютном большинстве, судя по круглому столу, - девушки, сразу придумать талисману имя, наградить его большими глазами и улыбкой. Для вдохновения разработчикам рекомендовали смотреть хорошие мультфильмы и читать сказки.

Прием эскизов завершится 15 ноября, а к сентябрю 2016 года жюри составит короткий список из трех талисманов. Авторов пригласят в Москву для участия в брифинге профессиональных дизайнерских агентств, которые будут дорабатывать студенческие проекты.

Талисман чемпионата мира, как ожидается, будет выбран путем смс-голосования, как перед Олимпиадой, а победитель творческого конкурса получит приз, о котором обещают рассказать через неделю. Но уже сейчас понятно, что главной наградой для него станет прямая путевка в профессию.

Роман ТРУШЕЧКИН