Газета Спорт-Экспресс № 196 (6847) от 4 сентября 2015 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4
ХОККЕЙ
КХЛ. Регулярный чемпионат
Эркка Вестерлунд работает с “Йокеритом” последний сезон. Корреспондент “СЭ” рассказывает о команде, которую тренер воспитал для КХЛ, и о нем самом.
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ПРОФЕССОРА
Эркка Вестерлунд по прозвищу Профессор покинет “Йокерит” по окончании сезона. Он не уходит в другой клуб, нет. И в сборной работать тоже не планирует. Возможно, вернется в хоккейный центр в Виерумяки, где у него своя кафедра при спортивном институте. И то не факт.
Автор более 100 научных работ и программы развития финского хоккея, добившегося впечатляющих результатов на стыке веков, уже давно хотел отойти от активных дел. Хотя ему всего 58 - отличный вроде бы возраст. Другое дело, что профессиональную тренерскую деятельность он начал еще в 1981 году, в 24 года!
Он вырастил массу классных игроков, становился чемпионом Финляндии, брал серебро и бронзу Олимпиады, бронзу и два серебра чемпионатов мира, выводил вместе с Раймо Сумманеном Финляндию в финал Кубка мира. Словом, пережил массу всего за 35 лет карьеры. И дважды пытался закончить с тренерством. Но всегда приходил на помощь - что сборной, когда ей потребовался маститый специалист под смену поколений на Олимпиаде в Сочи, что “Йокериту”, только-только перебравшемуся в КХЛ, где требовалось с ходу заявить о себе и привлечь поднявших большой шум болельщиков.
Вестерлунд, этот грозный мужчина с прищуром, каким вы могли его запомнить, в жизни совсем другой: веселый и даже общительный - по финским, правда, меркам. Нет в нем ничего звездного. Хотя именно он - главная звезда “шутов”.
Он дал путевку в НХЛ безвестному Стиву Мозесу, обеспечил классными контрактами Линуса Умарка, Петра Коукала, Райана Гандерсона. Они, конечно, и сами постарались, но роль тренера в их подъеме огромна. Настолько здорово он чувствует игроков, складывает их в сочетания с синергетическим эффектом и по максимуму использует сильнейшие качества каждого.
Судите сами: “шуты” потеряли суперзвено и лучшего защитника, но не только не стали слабее, а даже слегка прибавили. Новичкам быстро нашли оптимальное применение, произвели небольшие перестановки, и вот уже у “Йокерита” три ударных тройки вместо одной и по-прежнему три солидные пары в защите.
Кроме того, Вестерлунд блестящий стратег и тактик. Он знает хоккей как никто другой, с самых разнообразных сторон, и постоянно применяет свои обширнейшие знания, сочетая теорию с практикой. Это можно видеть даже в отдельных матчах, не говоря уже о работе по дистанции.
Первое, чем он славится, - это рваный темп. Схема может варьироваться от сверхактивной 3-2, где смены длятся по 20-30 секунд, давление на соперника колоссальное, а под чужими воротами одновременно может оказаться вся пятерка, до пассивной 1-2-2, при которой средняя зона превращается в болото, а один из форчекеров просто “режет” один из флангов, направляя шайбу в нужную команде сторону. То есть игра может строиться как от себя, так и от соперника. Все зависит от счета и диспозиции. А перестроения следуют чуть ли не по щелчку.
То же самое касается и акцентов: если надо сбить темп, атаки с хода сменяются позиционными, хватает передач назад, причем игра идет “без ворот”. Если, наоборот, взвинтить, то меняться может даже схема выхода из обороны, а защитники превращаются в полузащитников. И любой тренер скажет, что столь переменчивому коллективу крайне сложно противостоять.
Другой важный момент - наложения и коучинг в целом. Вестерлунд в этом мастер. Не случайно тройка Мозес - Коукал - Умарк постоянно выходила против третьих-четвертых звеньев соперника - далеко не самых сильных оппонентов. Сколько голов это принесло “шутам” - вы и сами прекрасно знаете. Создавать выгодные для себя микроматчи - не такая уж большая наука, но российскими тренерами, предпочитающими играть в очередность, применяется редко. На чем они нередко горят.
Третье, еще более важное, - то, как команды Вестерлунда оберегают ближний и дальний пятачки, откуда забивается абсолютное большинство голов. Главная задача всегда - выжать соперника на периметр. А там пусть хоть круги наматывает. Причем поставленная “зона” будет четко передавать его по сферам ответственности. “Йокерит” позволяет играть у бортов, но часто использует сдвоения, запирая оппонентов в углу, и умело перехватывает передачи за лицевой. При этом продраться к воротам “шутов” - всегда задача со звездочкой. А броски с углов и периметра, под которые вратарю стараются сохранять полный обзор, - не более чем разминка для Хенрика Карлссона и Рику Хелениуса.
И четвертое, порой убийственное, - те самые позиционные атаки, которые всегда таят в себе огромную опасность. Нападающие постоянно меняются местами с защитниками, уводя за собой оппонентов к бортам и синей линии, и в конце концов эти размены приводят к так называемому “мисматчу”, когда на пятачке форварду противостоит форвард, часто - крайний, оборонительные навыки которого обычно оставляют желать лучшего.
Все вроде бы просто, но это настолько хорошо отлаженный и управляемый механизм, мгновенно видоизменяющийся, что подобрать к нему ключи, если нет преимущества в каком-то из главных аспектов, скажем, “физике” или уровне мастерства, невероятно сложно.
Финский спецназ - а нынешний “Йокерит” одна из самых мастеровитых и определенно самая опытная команда КХЛ - вполне способен взять Кубок имени первого в истории космонавта. Уйти победителем - о лучшем и мечтать нельзя. Значит, ждем от Вестерлунда мощной игры и интересных ходов. Уходить - так с музыкой.
Игорь ЕРОНКО